Главная » Спецвыпуск » Мы строим бизнес по лучшим западным стандартам

Мы строим бизнес по лучшим западным стандартам

Всего за шесть лет динамично развивающаяся барнаульская агропромышленная компания «Хлеб Алтая» сумела из новичков рынка переработки и хранения зерна региона превратиться в одного из его лидеров. За этот период предприятие вошло в четверку ведущих перерабатывающих предприятий Алтайского края и теперь строит амбициозные планы по наращиванию производственных мощностей, расширению рынков сбыта и диверсификации бизнеса. О дальнейших перспективах деятельности компании и стратегии ее развития корреспонденту «КС» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ рассказал генеральный директор АПК «Хлеб Алтая» СЕРГЕЙ СТОЛБОВ.

АПК «Хлеб Алтая» в нынешнем виде существует с 1999 года. На рынке зернопереработки действует с 1997 года. Ожидаемая выручка от реализации продукции по итогам 2003 года увеличится по сравнению с 2002 годом в два раза и составит более 1 млрд рублей; ожидаемый объем прибыли увеличится в три раза и составит около $2 млн. Всего с момента существования компании объем инвестиций в производство превысил $10 млн. Численность трудового коллектива — около 1000 человек.

На проходившем в Барнауле 27-29 октября II Всероссийском Конгрессе зернопереработчиков «Нивы России» в рамках конкурса «Крупа Сибири» манная крупа АПК «Хлеб Алтая» была удостоена золотой медали, мука высшего сорта отмечена серебряной медалью.

— Сергей Николаевич, как вы оцениваете темпы развития мукомольной отрасли на Алтае? Какое место, по вашим данным, удалось занять АПК «Хлеб Алтая» на краевом рынке переработки и хранения зерна?

— Мукомольная отрасль уже не первый год остается одной из наиболее прогрессирующих отраслей региональной экономики. По данным официальной статистики, сегодня на Алтае производится каждая десятая тонна российской муки, еще больше выпускается крупы. Производители муки уже обеспечивают поступления в бюджет в объемах, которые вполне сопоставимы с показателями крупнейших в регионе предприятий промышленности. Следует отметить, что активный рост производственных мощностей на Алтае продолжается, несмотря на то что в целом по России наблюдается их избыток. При этом в крае мощности по переработке зерна задействованы более чем на 80%, тогда как в среднем по стране — примерно на 50%. Можно уверенно констатировать, что предприятия мукомольной отрасли Алтайского края стали серьезными конкурентами компаниям европейской части России и Урала. Еще сравнительно недавно уральские мукомолы крайне агрессивно продвигали свою продукцию на территории Дальнего Востока и Сибири. Сейчас с этих рынков они практически полностью вытеснены алтайскими и частично новосибирскими производителями, которые целиком удовлетворяют спрос на муку в отвоеванных регионах. Обращает на себя внимание также и тот отрадный факт, что все большую долю в объеме переработки зерна в крае занимают официально действующие открытые и прозрачные компании.

В условиях бурного роста мукомольной отрасли в крае и традиционно чрезвычайно высокой конкуренции АПК «Хлеб Алтая» удалось занять прочные позиции на региональном рынке зернопереработки. По нашим оценкам, компания в настоящее время перерабатывает до 10% зерна пшеницы Алтайского края. Начав «с нуля», не имея такой давней истории работы в агропромышленном комплексе края, которую могут занести себе в актив наши прямые конкуренты, АПК «Хлеб Алтая» сумела стать успешным и стабильно развивающимся производственным предприятием, которое в настоящее время перерабатывает в сутки до 1000 тонн зерна пшеницы. Учитывая интересы наших потребителей, компания расширила ассортиментный ряд своей продукции. Теперь он включает как крупную фасовку муки высшего сорта по 50, 25, 10 кг, так и мелкую — по 1 и 2 кг. Также предприятие выпускает на заказ отруби, в том числе гранулированные, и кормосмеси. География поставок нашей продукции охватывает всю страну — ее можно приобрести на территории от Калининграда до Камчатки, а часть муки экспортируется в Монголию и на Украину. Более того, рынки сбыта нашей продукции планируется расширить за счет Казахстана, Китая и, возможно, Восточной Европы.

Приход АПК «Хлеб Алтая» на рынок переработки и хранения зерна состоялся в 1997 году с приобретением у московской компании «ОГО» Михайловского элеватора. Мы сразу же начали инвестировать в строительство на базе этого объекта мельницы и увеличили ее производительность за этот период со 100 тонн до 350 тонн зерна пшеницы в сутки. На протяжении всего последнего времени зернопереработка в крае была и остается высокорентабельной отраслью, что позволило нам в дальнейшем на плановой основе развивать собственную производственную базу. Следующим объектом, в приобретение которого АПК «Хлеб Алтая» инвестировала средства, стал Ребрихинский элеватор. В итоге производительность этого мелькомбината с 400 тонн зерна в сутки в 2000 году году была увеличена в 2003 году до 650 тонн в сутки.

— Какие конкурентные преимущества предопределили выход АПК «Хлеб Алтая» на ведущие роли на рынке зернопереработки региона?

— Считаю, что ключевыми составляющими эффективности нашего бизнеса являются четкая и ясная постановка стратегических целей и выработка оптимального механизма их достижения. Задача-максимум изначально была сформулирована нами в следующем виде — стать крупнейшей зерноперерабатывающей компанией Алтайского края. АПК «Хлеб Алтая» планомерно и последовательно движется в этом направлении. Если другие предприятия отрасли могли позволить себе роскошь работать так же, как они делали это на протяжении нескольких последних десятилетий в условиях плановой экономики, то «Хлеб Алтая» с момента своего основания действовал в рыночной среде и объективно не имел возможности почивать на достижениях прошлого. Молодой компании необходимо было зарабатывать имя и каждый день подтверждать свою репутацию. Уверен, что важнейшую роль в становлении предприятия еще на первоначальном этапе его развития сыграло решение уделять приоритетное внимание, наряду с расширением производственной базы, разработке эффективной сбытовой политике.

— Насколько сложно вам было усиливать свои позиции в продвижении товара на рынок?

— Компании постоянно приходилось доказывать преимущества нашей продукции по сравнению с товарной линейкой производителей, имеющих многолетний опыт работы. Поэтому АПК «Хлеб Алтая» была жестко ориентирована на борьбу за каждого нового клиента, за каждую тонну реализованной продукции. Начинали с установления прямых контактов с покупателем и прямых продаж, наладили деловые связи практически со всеми компаниями, имевшими отношение к муке, — с хлебозаводами, пекарнями, оптовыми фирмами. Новых партнеров привлекали более гибкими условиями работы, заключавшимися в выгодных ценовых условиях, предоставлении рассрочки платежа, предложении нестандартных договоров. Например, отгружая продукцию в другой регион, для минимизации для покупателей возможности ценовых рисков АПК «Хлеб Алтая» устанавливает цену на момент доставки. Мы стараемся максимально учитывать специфику нашего рынка, который перманентно подвержен ценовым колебаниям как сезонного, так и психологического характера. В связи с этим мы ориентированы на обеспечение клиентов стабильной ценовой политикой. В итоге партнеры АПК «Хлеб Алтая» знают, что, сотрудничая с нашей компанией, могут заработать на этом деньги. Мы гарантируем им такую возможность.

— Следует ли из этого, что ваше предприятие уже вышло на оптимальный режим продвижения своей продукции?

— Полтора года назад для нас очевидной стала необходимость более строго и четко позиционировать свои изделия на рынке путем разработки собственного брэнда, которым стал «Алтай-Батюшка». Это важный этап в развитии АПК «Хлеб Алтая», и потому мы с особенной тщательностью выстроили логику наших действий в данном направлении. На рынке зернопереработки оптовые компании и конечные потребители продукции в своих предпочтениях ориентированы на конкретного производителя, чаще всего местного. В то же время общепризнанным фактом является то, что лучшая в России мука производится на Алтае. Это обусловлено качеством местного зерна, которое обладает уникальными характеристиками, наиболее высокими хлебопекарными свойствами. Предприятия из других регионов уже используют алтайскую муку в качестве улучшителя муки, которая производится на их территории. В этом свете первоочередной задачей в продвижении своего брэнда для нашей компании является разрушение стереотипного предпочтения потребителя к региону-производителю муки и создания предпочтения именно к нашему продукту. Мы пытаемся закрепить в сознании покупателя ассоциацию между нашей мукой и высоким качеством алтайской муки. Потребитель должен усвоить, что часть неповторимых качеств этого продукта включает в себя и мука «Алтай-Батюшка». Более того, мне бы хотелось, чтобы, придя в магазин и не обнаружив среди муки от разных производителей продукции АПК «Хлеб Алтая», покупатель бы посчитал, что в этой торговой точке муки как таковой вообще нет. Сейчас мы ведем очень активную работу по продвижению брэнда «Алтай-Батюшка» в различных регионах страны и целью на ближайшую перспективу ставим себе создание федерального брэнда.

— В какой мере укреплению позиций АПК «Хлеб Алтая» на рынке муки может способствовать увеличение доли фасованной продукции? Есть ли у вас такие планы?

— В данный момент наши мощности позволяют фасовать 200 тонн продукции в сутки, и мы задействуем их почти на 100%. Только за один прошедший год мы увеличили объемы производства и реализации фасованной продукции на 80%. В АПК «Хлеб Алтая» разработана программа, предусматривающая доведение объемов производства крупно- и мелкофасованной продукции в течение 2-2,5 года до 500 тонн в сутки. Это будет достаточно серьезный объем даже по федеральным масштабам. Данная программа осуществляется в полном соответствии с утвержденным планом, и есть все основания надеяться, что поставленная цель будет достигнута. Это, по нашим оценкам, позволит компании получать около 50% своей прибыли только на мелкой фасовке.

— Какое место компания отводит использованию современных технологий?

— Одним из важнейших пунктов перспективной программы развития нашей агропромышленной компании является поддержание гарантированного стабильного высокого качества продукции. В связи с этим вопросу совершенствования технологий производства в АПК «Хлеб Алтая» традиционно уделяется особое, я бы сказал, приоритетное внимание. В настоящее время мельницы компании оснащены высокотехнологичным оборудованием, произведенным по лицензии швейцарской фирмы Buhler. На днях делегация АПК «Хлеб Алтая» выезжала в Италию для ведения переговоров с входящей в число крупнейших национальных производителей мельничного оборудования компанией GBS о возможности дальнейшей реконструкции наших производственных объектов и увеличении их мощности, в частности, Ребрихинского мелькомбината, до 1000 тонн в сутки. Также в наших планах — использование более современных технологий, обеспечивающих гибкую работу с продуктом, в том числе получение муки различных сортов и свойств, рассчитанных специально на производителей хлеба, макаронов или кондитерских изделий. С внедрением новых технологий мы планируем не только повысить качество конечного продукта, но и на 10-12% снизить затраты в сфере производства, связанные с потреблением электроэнергии, мероприятиями по контролю за качеством продукции, хранением и складированием товара, а также выплатой заработной платы, поскольку становится возможным сократить рабочие места. При этом эффект экономии затрат возникает и за счет увеличения масштабов производства, вследствие чего снижаются расходы из расчета на единицу продукции. В целом же, развивая наукоемкое производство, мы ставим перед собой задачу оптимизировать соотношение затрат и получаемого результата.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке зерна Алтая в этом году?

— Собранный этой осенью урожай оказался меньше, чем в последние три года. За это время объемы переработки в регионе существенно возросли. Сейчас в крае сконцентрировано большое количество зернопереработчиков, в том числе предприятий федерального масштаба. Четверка крупнейших алтайских предприятий отрасли уже способна перерабатывать почти всю продовольственную пшеницу, выращиваемую в регионе. Также на зерновом рынке Алтая присутствует множество местных и иногородних перепродавцов. В результате в этом году в крае наблюдается ситуация, диаметрально противоположная той, что имела место в 2002 году. Тогда цены начиная с сентября неуклонно падали и снизились до предельно минимальных значений — 1200 руб. и 800 руб. за тонну пшеницы 3-го и 4-го класса соответственно. В этом же году с конца августа цены на алтайское зерно демонстрировали устойчивый рост, который составил почти 1500 руб. за тонну пшеницы 3-го класса. Показательно, что местные сельхозтоваропроизводители сейчас скорректировали свою линию поведения с учетом прошедшего зимне-весеннего периода, когда цена на зерно возросла почти в три раза, и не торопятся с его продажей, рассчитывая на более высокую цену. Данное обстоятельство вызывает самую большую озабоченность у зернопереработчиков, которым необходимо загружать свои производственные мощности в течение всего года. Пока же совсем не очевидно, что зерна для этого в Алтайском крае окажется достаточно.

— Как изменятся, по вашим прогнозам, цены на зерно в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

— Полагаю, что в настоящее время цена на алтайское зерно достигла того пикового значения, которое она превышать не может, если, конечно, исходить исключительно из экономических расчетов. К такому заключению приводит анализ ситуации вокруг цен на зерно в алтайских хозяйствах, где отпускная цена составляет в данный момент 3800 руб. за тонну. С учетом доставки до элеватора, приемки и перегрузки на вагон цена достигает 4200 руб. за тонну. Если же включить в перечень дополнительных расходов еще и стоимость железнодорожного тарифа до Москвы, операции по купле-продаже зерна в Сибири для компаний из европейской части России становятся нерентабельными. Закономерно, что после интенсивного периода роста цен крупные московские зернотрейдинговые компании в настоящее время уже практически свернули свою деятельность на Алтае. Считаю, что в период до конца текущего года цены на зерно расти не будут, возможно, даже снизятся. Подобные ожидания обусловлены тем, что, несмотря на трудности с проведением заготовительной кампании, крупные переработчики смогли создать тот запас объемов сырья, который позволяет им не допускать «перегрева» рынка и не провоцировать создание психологической напряженности. К тому же финансовые ресурсы зернопереработчиков небеспредельны, и никто не в состоянии заготовить сырье на год вперед. Наконец, переработчикам невыгодно завышать цену еще и по той причине, что, кредитуя крестьян, возврат долга они получают по текущей денежной цене. Соответственно, чем выше цена, тем меньше зерна возвращается на рынок. Все эти факторы указывают на ожидаемый рост предложения со стороны сельхозтоваропроизводителей, который приведет хотя бы к временному снижению цен. По моему мнению, рост цен на зерно в течение 2003-2004 годов продолжится, но более равномерными темпами, чем в начале этого года.

— Какой тактики придерживалась АПК «Хлеб Алтая» в период бурного роста цен?

— Мы вели себя довольно сдержанно в свете того, что «Хлеб Алтая» — крупная компания, и наши действия оказывают прямое влияние на уровень цен в региональном масштабе. В соответствии со стратегией развития предприятия с начала года мы планомерно создавали стройную систему закупа сырья на территории края, поскольку в силу не слишком выгодного географического расположения собственных мелькомбинатов нам сложно заготовить большие объемы зерна. Поэтому ставка была сделана на различные формы сотрудничества с другими предприятиями отрасли. Для этого мы приобрели пакет акций Романовского зерноприемного предприятия и заключили с ним договор о долгосрочном партнерстве, по этому же пути пошли в Рубцовске и Алейске. Также были подписаны соглашения с группой алтайских элеваторов о закупе зерна на условиях комиссии. Таким образом, АПК «Хлеб Алтая» расширила зону охвата сырьевых ресурсов и получила доступ к приобретению зерна в необходимых объемах по более низким ценам. В связи с этим компании не пришлось выступать в роли «застрельщиков» повышения цен, мы лишь двигались в русле этого процесса и больше чем 3800 руб. за тонну зерна хозяйствам не предлагали. В итоге своевременно предпринятые нами меры обеспечили выполнение плана по формированию сырьевых запасов предприятия.

— В последние годы в мукомольной отрасли края наметилась яркая тенденция по диверсификации своего бизнеса крупнейшими зерноперерабатывающими предприятиями региона и созданию ими агропромышленных холдингов. По вашему мнению, в каком направлении развивается местный рынок зернопереработки, и как АПК «Хлеб Алтая» собирается участвовать в этом процессе?

— На Алтае наблюдается устойчивая тенденция перехода зерноперерабатывающих предприятий к специализации по отдельным направлениям ведения бизнеса и укрупнения производственных мощностей. Это происходит за счет поглощения и вытеснения с рынка небольших мельниц, количество которых в регионе за последние годы существенно возросло. Можно смело сказать, что наша отрасль стала «локомотивом» для всего сельского хозяйства региона, поскольку создает условия для роста сырьевой базы. Увеличивающиеся объемы переработки заставляют ведущие предприятия отрасли принимать адекватные меры по обеспечению собственной сырьевой безопасности. Сделать это возможно лишь в процессе интеграции с производителями зерна или перехода к самостоятельному выращиванию пшеницы. Последним путем уже пошли несколько алтайских компаний. Этот сектор рынка входит и в сферу интересов АПК «Хлеб Алтая», и мы намерены его активно осваивать. Сейчас в компании создана рабочая проектная группа, которая занимается составлением бизнес-плана по организации агрохолдинга на базе нескольких хозяйств Романовского района, где предполагается приобрести от 50 до 100 тыс. гектаров земли. Реализация данного проекта позволит существенно минимизировать затраты, связанные с выращиванием зерна, гарантировать предприятию определенный объем запасов сырья и способствовать нормальной работе хозяйств, вступивших с нами в партнерские отношения. Однако полностью потребности нашей производственной программы создание агрохолдинга не удовлетворит. Учитывая, что это направление деятельности к тому же еще и весьма капиталоемкое, компания подходит к данному вопросу с крайней осторожностью. Другая причина, вынуждающая нас особенно тщательно рассматривать перспективу образования агрохолдинга, — менталитет жителей сельской местности, который за предшествующие десятилетия не претерпел радикальных изменений. Поэтому мы будем вести переговоры о партнерстве только с хозяйствами, которые возглавляют опытные и ответственные за результаты своей работы руководители, опирающиеся на коллектив единомышленников.

— Какой вы представляете себе компанию через несколько лет? В каких еще сегментах рынка будут сконцентрированы ваши усилия в обозримой перспективе?

— Наше предприятие развивается довольно динамично, и в наших планах — сохранить набранный темп. На данном этапе уже ведется организационная работа по увеличению производственных мощностей и расширению товарной линии. В долгосрочной перспективе мы ставим перед собой задачу довести мощности по переработке зерна до 2 тыс. тонн в сутки и увеличить в течение ближайших трех лет объемы реализации муки до уровня не менее 5% от общероссийского объема производства.

В целом наша глобальная цель — построить компанию по лучшим западным образцам, сделать ее открытой и прозрачной, чтобы собственники, акционеры и кредиторы могли убедиться в высокой рентабельности нашего бизнес-проекта. К претворению этого плана в жизнь АПК «Хлеб Алтая» приступила около года назад, когда привлекла в качестве финансового консультанта по размещению своих акций на фондовом рынке входящую в пятерку крупнейших инвестиционных компаний страны московскую фирму «ФИНАМ». В этом направлении мы уже достигли определенных успехов: подготовлен инвестиционный меморандум, крупнейшей российской аудиторской компанией «Юником» проведен по международным стандартам аудит деятельности нашего предприятия за 2002 год и получено положительное заключение. По нашим оценкам, размещение 15-25-процентного пакета акций компании начнется на ММВБ через 1-1,5 месяца. Выбор между ближайшей к нам новосибирской фондовой площадкой и Москвой был сделан в пользу последней в том числе и потому, что компания «ФИНАМ» предложила нестандартную процедуру размещения акций — IPO, которую в России пока использовали только два предприятия. АПК «Хлеб Алтая» станет третьим.

— Каковы базовые принципы корпоративной культуры АПК «Хлеб Алтая»?

— Мы считаем, что основная ценность, которой обладает предприятие, это наши сотрудники. Корпоративная культура компании строится преимущественно вокруг заботы о человеке и ориентирована на то, чтобы наш персонал максимально использовал свой творческий потенциал. Мы хотим, чтобы АПК «Хлеб Алтая» стала для членов коллектива вторым домом, где они чувствовали бы себя защищенными. У нас разработано несколько корпоративных программ, предусматривающих в том числе материальную и моральную мотивацию. Самым интересным предложением нашего социального пакета, конечно, является помощь в приобретении жилья. Предприятие одним из первых на Алтае приступило к планированию карьеры персонала, которое распространяется не только на менеджеров высшего и среднего звена.

Со своей стороны руководство компании выработало соответствующий нашим корпоративным задачам перечень требований к персоналу. Прежде всего, сотрудники предприятия должны быть обучаемы и иметь желание повышать свой профессиональный уровень. Даже если существует потолок роста по специальности, компания предлагает сотруднику развиваться в «горизонтальном» направлении, осваивая смежные специальности. Изначально мы сделали ставку на молодых специалистов, что стало впоследствии одним из главных конкурентных преимуществ АПК «Хлеб Алтая». К сожалению, профессионалы, имеющие опыт работы еще в плановой экономике, очень трудно адаптируются к новым условиям. Например, узнавая, что наш месячный план продажи составляет 25 тыс. тонн в месяц и отдельному сотруднику в конкретном регионе необходимо продать 5 тыс. тонн, они нередко испытывают шок, поскольку ранее никогда не сбывали больше 130 тонн. Поэтому гораздо легче воспитать собственные кадры из числа, например, вчерашних выпускников вузов, у которых еще не выработались стереотипы мышления. Это к тому же более эффективно и результативно для бизнеса компании. Молодые люди, которых мы особенно активно подбирали в отделы маркетинга и сбыта, подчас просто не понимают, что значит реализовать огромное количество муки. Они нацелены на достижение успеха, а предприятие им в этом способствует и предоставляет возможность зарабатывать достойные деньги.

Также для сплочения коллектива регулярно проводятся корпоративные мероприятия, акцентированные на активные виды отдыха. Подобное единение особенно актуально для нашей сферы деятельности еще и потому, что отрасль зернопереработки весьма чувствительна к изменениям конъюнктуры рынка.

Нам бы хотелось, чтобы принцип «мы — вместе» выдерживал проверку и в хорошие, и в трудные времена. Важнейшая задача на более отдаленную перспективу — продвижение нашей корпоративной культуры в производственные подразделения, где сосредоточено основное количество персонала.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере