Главная » Спецвыпуск » Топливный кредит: пока замены нет

Топливный кредит: пока замены нет

В 2003 году региональные администрации в очередной раз взяли обеспечение посевных и уборочных работ топливом «на себя». В поисках оптимальных цен и надежных поставщиков чиновники лавировали между нефтяными гигантами и пытались играть на понижение цены. Основными поставщиками ГСМ в этом году вновь стали ЮКОС и «Сибнефть». В то же время некоторые эксперты называют практику топливных кредитов губительной для развития сельскохозяйственного сектора.

В Новосибирске обладминистрация ежегодно объявляет конкурсы на поставку ГСМ для села и пытается проводить электронный мониторинг цен. В Кузбассе среди поставщиков ГСМ на нужды сельского хозяйства также проводится открытый конкурс. «Такая схема работает уже три года, — говорит замначальника департамента сельского хозяйства администрации Кемеровской области Юрий Достовалов. — Главное условие — наличие определенного количества нефтебаз. Зимой для победы поставщику достаточно иметь 3-4 нефтебазы; летом или осенью — не меньше 10».

Неудивительно, что чаще всего в таких конкурсах выигрывает «Кузбасснефтепродукт» («дочка» «Сибнефти»), имеющий широкую сеть нефтебаз. «При этом мы очень четко следим за ценами поставщика, — отмечает Юрий Достовалов. — Как правило, наши основные поставщики (ЗАО «Кузбасснефтепродукт», компания «Кузнецкий уголь», ТД ЮКОС и др. — всего 10-12 поставщиков) знают об этом и много не «накручивают».

Начальник отдела маркетинга ЗАО «Кузбасснефтепродукт» Максим Макаров подтверждает заинтересованность компании в поставках ГСМ: «Для села приобретаются большие объемы горючего, и нет проблем с расчетами — несмотря на то что мы работаем только по предоплате».

В Иркутской области основным поставщиком ГСМ для села уже несколько лет является ЮКОС. Переговоры с компанией ведет обладминистрация, и топливо предоставляется в виде товарного кредита с рассрочкой платежа на несколько месяцев. Сумма кредита обычно не превышает 50 млн рублей. Администрация Иркутской области конкурсов на поставку ГСМ не проводит. Сельхозтоваропроизводители, не взявшие кредит у ЮКОСа, приобретают топливо самостоятельно.

Впрочем, не во всех регионах и не всегда получение сельхоззаказа — выгодный бизнес. Так, руководство «Новосибирскнефтепродукта», после того как в 1999 году вместо «живых» денег получило за ГСМ подешевевшее зерно, теперь поставляет горючее только за «живые» деньги.

Прошлой осенью администрация Иркутской области получила очередной кредит от ЮКОСа в размере 50 млн руб. Вернуть его было необходимо до 1 ноября 2002 года, тем не менее не все селяне смогли вовремя рассчитаться. Летом нынешнего года их долг перед нефтяной компанией составлял около 5 млн рублей. Чтобы получить новый кредит на уборочную 2003 года, обладминистрации пришлось в срочном порядке ликвидировать задолженность. В сентябре шесть районов Иркутской области получили кредит от ЮКОСа на сумму 41,1 млн рублей. Он предоставлен под гарантии глав районных администраций Иркутской области и ОАО «Молоко» Усольского района. Средства необходимо вернуть до 20 декабря 2003 года.

Часть экспертов считает, что топливные кредиты губительно влияют на развитие сельскохозяйственного сектора. Руководитель аналитического Центра агропромышленной экономики Евгения Серова (Москва) в разговоре с «КС» прямо заявила, что топливные кредиты плохо влияют на сельское хозяйство: «Я категорически не согласна с некоторыми губернаторами. Бартерные схемы никогда не шли на пользу сельскому хозяйству. Крестьяне все продают и производят, а деньги ходят где-то совсем в других местах». А один из руководителей «Новосибирскнефтепродукта», пожелавший остаться неназванным, в начале этого года заявил «КС»: «Цена на зерно повышается, поскольку в нее уже закладываются топливные кредиты».



Comments are closed.

Так же в номере