Главная » Авто » На те же грабли?

На те же грабли?

На те же грабли? «КС» исследовал, к чему привел «передел» автомобильного рынка Сибири

«КС» исследовал, к чему привел «передел» автомобильного рынка Сибири

В условиях кризиса 2009–2010 годов из-за сложной экономической ситуации значительное число сибирских дилеров — от мелких до крупных — покинули рынок. Им на смену пришли амбициозные новички и те, кто смог воспользоваться моментом для решающего в своей жизни рывка. Однако смогли ли на практике новые игроки продемонстрировать лучшие результаты, чем их предшественники, или же со временем они по сути наступили на точно такие же грабли? «КС» попытался провести свое собственное исследование.

В этом материале «КС» решил напомнить историю наиболее громких падений автодилеров Сибири, разузнать, что стало с их топ-менеджерами и собственниками, которые еще пару лет назад являлись лицом регионального авторитейла.

Сумели ли они достичь результатов в других сферах, смогли ли найти силы и желание возвратиться в автобизнес и сделать еще одну попытку закрепиться на рынке? И наконец, как проявили себя новые дилеры? В качестве ориентира «КС» рассмотрел два ключевых критерия. Во-первых, мы попытались сопоставить между собой дилерские центры, из которых осуществлялась торговля автомобилями рассматриваемых марок ранее и сейчас. Выиграл ли автопроизводитель от смены партнера с точки зрения качества площадки или же проиграл?

Во-вторых, мы оценили долю рынка, занимаемую тем или иным брендом в регионе на сегодняшний день по итогам 2013 года и на момент, когда эту марку представлял прошлый дилер. В последнем случае для удобства брался 2008 год. Понятно, что делать однозначные выводы из сравнения этих долей неуместно, поскольку такой анализ не учитывает смену модельных рядов компаний, изменения в условиях партнерства, конъюнктуру рынка и многие другие немаловажные факторы. Тем не менее в качестве отправной точки «КС» решил рассмотреть именно этот показатель, а выводы делать вам. «КС» призывает к дискуссии и самих автодилеров, а также независимых участников рынка.

1. «Автолэнд-Сибирь» — бывший официальный дилер Ford, Mazda, Volvo, Jaguar, Land Rover, Mitsubishi, Hyundai, Tagaz в Новосибирске.

Один из самых старейших и самых крупных автодилеров Новосибирска покинул рынок осенью 2009 года. До этого компания испытывала серьезные финансовые сложности, вылившиеся не только в сложности с выплатой процентов по кредитам, но и в проблемы с выдачей автомобилей клиентам. В результате осенью 2009 года компания прекратила деятельность в качестве официальЗакрывший дилерский комплекс "Автолэнд-Сибирь"ного дилера, а в 2010 году стала банкротом. Имущество «Автолэнда», включающее автокомплекс на улице Богдана Хмельницкого из шести автосалонов, за долги досталось структурам, близким к МДМ Банку, которые передали комплекс под управление ГК «СЛК-Моторс». В свою очередь площадка на пересечении Немировича-Данченко и Таймырской, где «Автолэнд» планировал строить второй автокомплекс, была выкуплена ГК «МАКС Моторс», которая построила и запустила там салоны Ford и Mazda.

Впрочем, на этом история с имуществом «Автолэнда» не заканчивается. Так, уже весной 2013 года «СЛК-Моторс» приняла решение закрыть все салоны на площадке по улице Богдана Хмельницкого, кроме Hyundai. В итоге автокомплекс вновь оказался в сложном положении. Всю вторую половину года велись переговоры о продаже автосалонов на этой площадке. Рассматривались самые различные варианты их переформатирования, в частности, даже под продукты питания. Но в итоге покупатель так и не нашелся. По мнению участников рынка, это может быть связано с особенностями документального оформления салонов и с их текущим техническим состоянием, требующим от нового собственника немалых инвестиций. Таким образом, вопрос о дальнейшей судьбе салонов «Автолэнда» остается открытым.

Что касается персонала бывшего Виктор Борицкий, сооснователь "Автолэнд-Сибирь"дилера, то многие их них сумели найти работу в других компаниях авторынка. После закрытия «Автолэнда» часть его сотрудников во главе с Константином Мосягиным организовали компанию «Экспосервис», занимающуюся обслуживанием автомобилей марок бывшего дилера. Участие в деятельности этой компании на первоначальном этапе имел и Сергей Савчук, который на протяжении значительного времени занимал пост управляющего директора «Автолэнда-Сибирь». Что касается собственников дилера, то головная екатеринбургская компания «Автоленд» была продана столичному авторитейлеру «Независимость». В свою очередь сооснователь и соучредитель «Автолэнда-Сибирь» Виктор Борицкий стал генеральным директором «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-benz в Новосибирске, Томске и Кемерове) и успешно занимается развитием этого бизнеса.

Сегодня: Бренды Ford, Mazda, Land Rover, Jaguar, Mitsubishi представляет «МАКС Моторс». Группа компаний завершила дело, планируемое до кризиса самим «Автолэндом», и построила для Ford и Mazda полнофункциональные салоны на левом берегу. Еще больше повезло Mitsubishi — ей достался вольготный полнофункциональный салон BMW, который выкупила «МАКС Моторс», а также часть автокомплекса на Станционной. В свою очередь Land Rover и Jaguar пока располагаются во временном салоне на Станционной — новый полнофункциональный салон пока не запущен.

В свою очередь марку Hyundai подхватили «Автомир» и «СЛК-Моторс». Последняя оставила корейскую марку на бывшей площадке «Автолэнда», а «Автомир» поселил Hyundai сразу на двух этажах своего автокомплекса на Энергетиков.Владимир Сафронов, гендиректор ГК "МАКС Моторс"

На фоне всех вышеперечисленных марок, которые через некоторое время сумели с новыми партнерами обжиться в новых условиях, меньше всего повезло Volvo. После ухода «Автолэнда» бренд подхватила «СЛК-Моторс», но в прошлом году отказалась от него с сохранением сервисных операций до появления нового партнера. Однако ждать его, видимо, придется долго.

Если же обратиться к долям рынка рассматриваемых автобрендов, то цифры говорят сами за себя. В 2008 году при «Автолэнде» доля Ford в городе составляла целых 6,5%, а по итогам 2013 года с «МАКС Моторс» — 2,8%. Однако в случае с Ford, безусловно, значительное влияние оказали смена модельного ряда и кардинальные изменения внутри дистрибьютора. Тем не менее былых позиций Ford уже не вернул, причем далеко не только в Новосибирске. Аналогично при тех же дилерах уменьшилась доля Mitsubishi (3,75% против 3,2%), Mazda (5,66% против 2,49%), Land Rover (1,6% против 0,61%), а также Jaguar (0,18% против 0,05%). В свою очередь Volvo, у которого уже нет в Новосибирске дилера, занимает 0,05%, хотя в 2008 году при «Автолэнде» удерживал 0,92%.

Нарастить позиции по доле рынка смог только Hyundai с 3,14% до 6,79%. Однако справедливости ради — в 2008 году у корейского бренда еще не было прорывной модели Solaris, которая сейчас обеспечивает более половины всех продаж марки.

2. Группа автодилерских предприятий Андрея Соловьева («Престиж Авто», «Транзит Сервис», «Спорт Авто») — бывший официальный дилер Audi, Skoda, Porsche в Новосибирске.

Некогда один из самых успешных Андрей Соловьев, основатель "Престиж Авто", "Спорт Авто", "Транзит Сервис"авторитейлеров в премиум-сегменте Новосибирска — группа автодилерских предприятий Андрея Соловьева — не только не пережил кризис 2009–2010 годов, но осуществил самый шумный уход с рынка. В связи с возникновением непреодолимых финансовых сложностей группа компаний со скандалом лишилась статуса официального дилера вначале по бренду Audi, потом по Skoda и Porsche. Сложившаяся ситуация сопровождалась наличием проблем с клиентами, которые не получили оплаченные ими автомобили или ПТС. Это послужило основанием для возбуждения на тот момент уголовного дела. Имущество группы компаний, в частности автокомплекс на Дачной, досталось кредиторам в лице БИНБАНКа. В 2012 году площадку выкупила ГК «МАКС Моторс». В полнофункциональном салоне, построенном по всем стандартам Audi и служившим этой марке, поселилась Skoda, в бывшем дилерском центре Porsche, что иронично, «АвтоВАЗ», а в салоне Skoda — американский Jeep.

Сам Андрей Соловьев в 2010 году планировал возобновить деятельность в сфере автобизнеса, в частности, он участвовал в переговорах с BMW в рамках новообразованной компании «Люкс Моторс», а также на первоначальном этапе в деятельности «Премиум Карс», получившей дилерство Subaru.

Закрывшийся дилерский центр Audi на ДачнойОткрывшийся дилерский центр Skoda на Дачной, ГК "МАКС Моторс"

По словам опрошенных «КС» участников автомобильного рынка, в настоящее время Соловьев находится за пределами России. По непроверенным данным, оглашаемым ими, его новая семья владеет отелем в одной из стран Европы — по разным сведениям, речь идет о Германии или о Болгарии.

Открывшийся дилерский центр Audi ГК "СЛК-Моторс"

Сегодня: И Audi, и Skoda, и Porsche достаточно быстро восстановили сервис и продажи в Новосибирске. Дилером Audi и Porsche стала «СЛК-Моторс», Skoda досталась вначале новому игроку рынка — «Альт-Парку», а потом еще и «МАКС Моторс». С точки зрения размещения однозначно выиграла Skoda, у которой наконец появился полнофункциональный автосалон на Петухова, построенный «Альт-Парком». Более того, на Дачной Skoda также удалось переселиться из «тесной каморки» в просторный и удобный салон. По другим маркам выводы сделать сложнее. Так, Porsche переехала с Дачной на Ипподромскую в бывший салон Lexus, а Audi — на Большевистскую в бывший салон Renault. Оба решения являются временными, и дистрибьюторы обоих марок вместе со своим нынешним дилером «СЛК-Моторс» планируют строительство и запуск полнофункциональных салонов.

Примечательно, что несмотря на разрыв отношений с Соловьевым, «Ауди Россия» признавала, что продажами автомобилей при своем прежнем дилере была вполне довольна. И действительно, доля Audi в 2008 году в Новосибирске составляла 1,35% в сравнении с текущими 0,6%.

Лучше ситуация обстоит с Porsche — ее доля составляет 0,3% против 0,27% при прежнем дилере.

А больше всего прибавила Skoda. Если при одном дилере в лице «Транзит Сервиса» ее доля оставалась на уровне 0,71%, то с «Альт-Парком» и «МАКС Моторс» достигла 2,7%. Таким образом, марка однозначно выиграла от смены партнера.

3. «Баварский моторный центр» — бывший официальный дилер BMW в Новосибирске.

Финансовые проблемы привели в 2010 году к уходу с рынка и официального дилера BMW — «Баварского Моторного Центра» Игорь Гарбузов, сооснователь "Баварского моторного центра"Игоря Гарбузова. Более того, полнофункциональный салон на набережной реки Оби оказался под угрозой сноса в связи с наличием долгов по аренде. В 2012 году начались работы по сносу, однако позже они были приостановлены по решению суда в связи с тем, что собственником салона признали бизнесмена Олега Баннова. В итоге Баннов добился компенсации издержек, а сам автокомплекс был продан ГК «МАКС Моторс». В настоящее время он служит полнофункциональным салоном для японской марки Mitsubishi.

О новых проектах Игоря Гарбузова на текущий момент участникам автомобильного рынка ничего не известно, кроме того, что он находится в Новосибирске. В свою очередь бывший партнер Гарбузова по бизнесу Игорь Анисимов возглавляет «Автоцентр Обь», занимающийся сервисом автомобилей, в том числе и марки BMW.

Закрывший автосалон "Баварского Моторного Центра" на ДобролюбоваОткрывший автосалон "МАКС Моторс" на Добролюбова

Сегодня: После закрытия «Баварского Моторного Центра» в Новосибирске достаточно долго проходил конкурс на право Дмитрий Малахов, основатель "АвтоСтар-Сибирь"быть новым официальным дилером марки. В результате спустя продолжительный период времени дилерский договор был подписан с новообразованной компанией «АвтоСтар-Сибирь» известного новосибирского бизнесмена Дмитрия Малахова. Временной площадкой послужило помещение на Кубановской, запущенное в 2011 году. Возможность запуска полнофункционального салона изначально рассматривалась в том же году, о чем «КС» говорил тогдашний исполнительный директор компании Андрей Болоков. Однако позже сроки были пересмотрены, и вот на сегодняшний день BMW продолжает размещаться во временном салоне на Кубановской. При этом доля марки в Новосибирске увеличилась в сравнении с прежним дилером. Так, если в 2008 году при «Баварском Моторном Центре» она составляла 0,94%, то в 2013 году при «АвтоСтар-Сибири» — 1%.

4. «Автостарт» — бывший официальный дилер Chrysler, Jeep, Dodge, Hyundai в Новосибирске.

«Автостарт», основанный бывший Игорь Старков, учредитель "Автостарт"управляющим «Автолэнда-Сибирь» Игорем Старковым, ушел с рынка в 2009 году наиболее тихо и безболезненно. Полнофункциональные салоны по представляемым маркам он не построил, поэтому речь шла лишь о закрытии временной площадки на улице Петухова.

Сам Игорь Старков в 2013 году возвращался на работу в сферу автобизнеса, став руководителем направления Volkswagen группы компаний «МАКС Моторс», однако в итоге спустя короткий срок покинул организацию. На текущий момент бизнесмен балотируется на пост исполнительного директора сибирской ассоциации автомобильных дилеров (СААД). В свою очередь бывший исполнительный директор «Автостарта» Олег Куликов эмигрировал в Тайланд и занимается в этой стране продажей недвижимости.

Закрывшийся дилерский центр "Автостарта",  фото - 7samuraev.ru

Сегодня: Марка Jeep восстановила свое присутствие в Новосибирске спустя, пожалуй, самый долгий срок — лишь в конце 2013 года. Она расположилась в автокомплексе на Дачной. По площади марка проиграла, но не столь значительно, а о продажах пока судить рано — они только начались. Про ситуацию с брендом Hyundai было сказано выше, однако изначально «Автостарт» так и не смог выйти на значительную долю продаж по этому бренду.

5. «Воронцов-Моторс» — бывший официальный дилер Subaru в Новосибирске.

Основатель движения Subaru Евгений Воронцов, основатель "Воронцов Моторс"в Новосибирске Евгений Воронцов, именем которого и была названа компания, был вынужден в 2010 году искать новую площадку для своего дилерского центра в связи с требованиями импортера и планируемым сносом текущего салона из-за строительства третьего моста через Обь. Полнофункциональный салон за все время работы дилера так и не был построен. После переезда на новом месте у Subaru уже был новый партнер. Дистрибьютор отказался от партнерства с «Воронцов Моторс» и заключил дилерский договор с компанией «Премиум Карс» Вадима Чернышкова.

Сам Евгений Воронцов эти годы занимался творчеством, выпустив сборники стихов. Также бизнесмен рассматривал возможность вместе с партнерами вернуться к торговле автомобилями, но уже не в статусе официального дилера.

Закрывшийся дилерский центр Subaru компании "Воронцов-Моторс"Открывшийся дилерский центр "Премиум Карс" на Бориса Богаткова

Сегодня: Автомобили Subaru в статусе официального дилера реализуют «Премиум Карс» и «МАКС моторс». Вадим Чернышков, основатель "Премиум-Карс"Оба салона, как и в случае с «Воронцов Моторс», являются лишь временными и предусматривают в дальнейшем строительство полнофункциональных дилерских центров. При этом если доля марки в Новосибирске в 2008 году при «Воронцов Моторс» составляла 2,34%, то по итогам 2013 года при «Премиум-Карс» и «МАКС Моторс» — 2%.

6. «Сибпроммаркет» и «Сибавтомаркет» — бывшие официальные дилеры Renault и Ford в Омске.

После банкротства в 2009 году компаний «Сибпроммаркет» и «Сибавтомаркет», одним из основных бенефециаров которых являлся Владимир Красных, гендиректор "Сибпроммаркет", фото - omskpress.ruизвестный в Омске бизнесмен Владимир Красных, полнофункциональные салоны обоих марок достались основному кредитору — НОМОС-БАНКу. Последний в свою очередь отдал дилерский центр Ford в аренду мультибрендовой группе компаний «Феникс Авто» с последующим выкупом. В результате в просторном салоне площадью ни много ни мало 3200 кв. м вместо Ford поселился Suzuki. В салоне Renault в свою очередь поселился Ford.

Про самого Владимира Красных и то, чем он сейчас занимается, участникам рынка не известно. По некоторым данным, он покинул Омск.

Закрывшийся дилерский центр Ford компании "Сибпроммаркет"Открывшийся дилерский центр Suzuki группы компаний "Феникс Авто"

Сегодня: После банкротства «Сибпроммаркета» и второго дилера Ford — автоцентра «Стайер» — марку в городе стали представлять ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана и «Сибирь-Авто». В итоге Ford хотя и потерял поистине королевские по площади салоны, но тем не менее свое присутствие в городе сохранил. Правда, ненадолго. Уже осенью 2013 года ГК «Евразия-Моторс» перестала быть дилером Ford по собственному желанию.

При этом если доля марки в 2008 году при двух дилерах — «Сибпроммаркете» и «Стайере» — составляла 10,5%, то сейчас при «Сибирь Авто» — лишь 2,26%. Правда, здесь, как уже говорилось, стоит принимать во внимание смену модельного ряда марки и структурные изменения внутри дистрибьютора.

Что касается Renault, то ее доля с новым дилером в лице «Евразии» существенно выросла. Если при «Сибавтомаркете» она составляла 4,6%, то при новом дилере — 6,12%.

7. Автоцентр «Стайер» — бывший официальный дилер Ford, Volvo в Омске.

Уход с рынка автоцентра «Стайер» автодилеры объясняли тем, что его владелец Дмитрий Потемкин решил сосредоточиться на основном виде бизнеса — производстве кирпичей. Так, завод «Бриккер Керамика», возглавляемый его отцом Сергеем Потемкиным, являлся одним из немногих в Сибири заводов, выпускающих серийно кирпич прочностью 200 и 300 единиц. Однако сам завод также не избежал банкротства.

Тем временем, как и в случае с «Сибпроммаркетом», салон Ford площадью Открывшийся дилерский центр Hyundai группы компаний "Феникс Авто"2670 кв. м забрал за долги НОМОС-БАНК и опять же передал его ГК «Феникс Авто» с последующим выкупом. Последняя разместила в нем дилерский центр Hyundai.

После закрытия «Стайера» в 2010 году Дмитрий Потемкин основал автоцентр «Виадук», занимающийся оказанием сервисных услуг.

Сегодня: Про ситуацию с маркой Ford было сказано выше, и ей повезло больше, чем Volvo. Шведский бренд так и не сумел найти в городе долгосрочного партнера. Какое-то время сервисным партнером марки был «Автоцентр на Кордном», но в итоге и он отказался от Volvo. На текущий момент Volvo в Омске не представлена.

8. «Торпроект» и «Эдель-Авто» — бывшие официальные дилеры Subaru, Skoda в Омске.

Бывший дилерский центр Subaru-Skoda компании "Торпроект"

Омские компании «Торпроект» и «Эдель-Авто», возглавляемые Александром Заславским, также не пережили кризис 2009–2010 годов и ушли с рынка. Непосредственно бизнес по Skoda вместе с салоном был продан «Феникс Авто», а по Subaru обанкрочен по иску федеральной налоговой службы. С учетом того, что обе марки располагались в общем салоне на улице Суворова, ГК «Феникс Авто», выкупив этот салон, сумела перезаключить дилерский контракт и с Subaru. Поэтому здание осталось функционировать практически в неизменном виде, сменив вывеску.

О дальнейшем пути Александра Заславского участникам рынка неизвестно. Сергей Сырников, гендиректор ГК "Феникс Авто", фото - bk55.ruКак сообщается, бывшие собственники «Топроекта» и «Эдель-Авто» задействованы в сфере небольших СТО.

Сегодня: Как уже было сказано, обе марки сохранили свое местоположение. Если оценивать показатели продаж, то доля Subaru при «Торпроекте» в 2008 году составляла 2,6%, однако по итогам 2013 года обозначилась на отметке в 0,62%. По марке Skoda ситуацию сопоставить не представляется возможным ввиду отсутствия данных.

9. «Автодоктор-Моторс» — бывший официальный дилер Mitsubishi в Томске.

Томская компания «Автодоктор-Моторс» Максим Куракин, основатель "Автодоктор-Моторс"Максима Куракина еще в 2010 году выставила на продажу свой дилерский центр, а в 2011 году прекратила партнерство с японским брендом. Причины таких шагов заключались в сложной финансовой обстановке внутри компании, а также с тем, что сам Максим Куракин на тот момент уже активно жил и вел бизнес в Санкт-Петербурге. После расторжения дилерского договора здание «Автодоктор-Моторс» долгое время все равно использовалось для продажи и сервиса автомобилей Mitsubishi сторонними участниками рынка. Однако в 2013 году помещение заняла компания «Элке-Авто» (официальный дилер Toyota, Mazda в Томске) известного местного бизнсемена Виктора Маршева с брендом Mazda.

Сегодня: Новым официальным дилером марки стал крупный местный мультибрендовый игрок — ГК «Автосан». Отказавшись от бренда Volvo, этот авторитейлер использовал салон, ранее служивший шведской марке, для Mitsubishi.

Вместе с тем если доля Mitsubishi в 2008 году при «Автодокторе» составляла 5,86%, то при «Автосане» в 2013 году — 2,1%.

Закрывшийся автосалон Mitsubishi компании "Автодоктор-Моторс", фото - Avto-puls.suОткрывшийся дилерский центр Mazda компании "Элке-Авто"

10. «Кузбасс-Евро-Моторс» — бывший официальный дилер Volkswagen в Кемерове и Новокузнецке.

Старейший официальный дилер Volkswagen в Сибири — «Кузбасс-Евро-Моторс» и егоЗакрывшийся дилерский центр Volkswagen компании "Кузбасс-Евро-Моторс" кемеровский филиал в отличие от всех других перечисленных выше дилеров ушел с рынка не из-за финансовых проблем или тем более проблем с клиентами, а в связи с острым внутренним корпоративным конфликтом акционеров компании. Речь идет об Александре Лусте, проживающем в Германии, и Сергее Халезине — сыне тогдашнего прокурора Кемеровской области. Первый обвинял компаньона в рейдерском захвате компании и обращался по этому поводу в разные инстанции, в том числе в комитет по борьбе с коррупцией. В результате в 2010 году Volkswagen расторг дилерский договор со своим старейшим партнером в Сибири. Сергей Халезин основал собственную компанию «Сибальянс», однако ей не удалось получить дилерство немецкой марки. Вместо этого «Сибальянс» благополучно стал дилером Land Rover и успешно представляет эту марку по сей день.

Сегодня. Новым официальным дилером Volkswagen Открывшийся дилерский центр Volkswagen группы компаний "Сибинпэкс"стал крупный местный мультибрендовый игрок ГК «Сибинпэкс» Фании Сапожниковой. Немецкая марка заняла дилерский центр, ранее построенный для Suzuki и Mazda.

Если при прошлом дилере доля марки в Кемерове составляла 2,6%, то по итогам 2013 года при «Сибинпэксе» — 4,5%. Таким образом, Volkswagen даже выиграл от конфликта собственников своего прошлого партнера.



Comments are closed.

Так же в номере