Главная » Блоги » Технология мифа

Технология мифа

Мифы чаще всего рождаются сами по себе, никем специально не генерируемые. Особенно хорошо это заметно на бытовом, а тем паче бытовом потребительском уровне.

Возьмём вот такой аспект: появляется какая-то специфическая штуковина вполне узкого назначения, и вдруг, по какой-то неизвестной причине, штуковина становится в народе популярной и даже модной, статусной. То ли из-за красоты неземной, то ли из-за кажущегося её удобства или не менее кажущейся полезности. И народ сам по себе начинает свою иррациональную страсть рационализировать — придумывая ненужной в общем-то вещи некие свойства, которыми она обязана обладать — а иначе ведь зачем?

Дело же маркетологов в этом случае подогнать под появившийся спрос убедительную легенду, и пихать означенные штуковины народу и дальше, до посинения практически — пока спрос сам собой не сдуется.

Вот два буквально самых что ни на есть жизненных примера…

Фальшивый матрас как барабан Страдивари

Буковые "ортопедические" ламели для кроватей были придуманы хитрыми итальянцами. И не просто итальянцами, а той их немалой частью, которая паразитирует на туристах, а именно — хозяевами многочисленных отелей.

Дело в том, что нормальные матрасы, между нами говоря, требуют довольно много ручного труда, особенно те, которые со сквозной прошивкой. А ручной труд, сами понимаете, в Европах недёшев. Отсюда и появилось ноу-хау, призванное сэкономить на обустройстве гостиничных номеров без потери хозяевами этих гостиниц лица.

Вместо нормального матраса закупались поролоновые штампованные убожества, а чтобы разницы никто из постояльцев не заметил, сам ортопедический эффект обеспечивался основанием под эти матрасы — наборкой из гибких фанерных ламелей, которые в совокупности с дешёвым поролоновым ковриком вполне успешно создавали эффект нормального матраса, таковым по сути своей не являясь. И удешевляя при этом кровать очень даже хорошо. А когда кроватей много — то весьма и весьма ощутимо экономя затраты на обустройство гостиницы.

А в Италии бывают все. Даже китайцы, не говоря уже о японцах, а тем паче о русских. Италия — это бренд и образец, а уж что касаемо мебели, так и вовсе законодатель мод. И если итальянцы спят на гнутой фанере, они ведь наверное знают, что делают? Конечно, знают! Вот так и расползлась дешёвая гостиничная придумка по всему миру в качестве уже элемента необходимого престижа. И нынче, ежели у нормального пацана кровать не содержит заветных ламелей, он — лузер, лох, и вообще никто, и даже близко не слышал про "барабан Страдивари".

Особенно забавна эта повальная мода в родных палестинах. В которых ручная работа намного дешевле европейской, а потому и хорошие, или хотя бы добротные ортопедические матрасы могут себе позволить практически все. И вот — люди долго выбирают матрас "получше", платят за количество пружин на квадратный метр и всякие латексы с конскими волосами, и прочей кокосовой шелухой койрой, а потом — укладывают всё это великолепие на ламели, которые сводят все преимущества хорошего матраса на нет. Ибо создают ортопедический эффект там, где он уже просто излишний и где он вступает в прямое противоречие с самой конструкцией и предназначением матраса.

Когда же ты честно начинаешь рассказывать заказчику, которому нужен матрас "пожёстче", ибо "проблемы со спиной", и "я готов переплатить за беспружинный матрас, лишь бы был эффект", что на ламели это сокровище за 8-9 тысяч гривень класть ни в коем случае нельзя, ибо тем самым матрас лишается смысла — смотрят как на идиота и не верят. Впрочем, не верят и те, кому говоришь, что если кровать уже есть, и она с ламелями, то нет необходимости в особо навороченном матрасе, и достаточно вполне себе обычного, ибо ламели уже обеспечивают тот самый вожделенный ортопедический эффект, за который люди готовы переплачивать чуть ли не вдвое.

Со временем просто плюёшь на это дело, закрываешь глаза, и продаёшь что потребуют — ибо убеждалка не резиновая, язык имеет пределы подвижности, деньги не пахнут, а нервы не железные. Надеясь при этом, что самовнушение всё равно окажется сильнее любой объективной реальности, и людям будет хорошо именно от того, во что они верят…

Мумифицирование колбасы

Азиаты — это не хитрые и коварные итальянцы, отнюдь. Азиаты — они и вообще прямолинейные и честные до отвращения. Даже взятки они дают честно. А уж берут — и того честнее, ибо за взятки азиаты реально решают вопросы, добиваясь необходимого взяткодателям результата, а не компостируют им за их же деньги мозги, — как бы это ни было странно слышать среднестатистическому украинцу тире россиянину, который привык к совсем другим раскладам.

Поэтому уловки типа "сэкономить на постояльцах" — совершенно не в духе азиатского человека. И если азиатский человек оборудует свою гостиницу кроватями с ламелями, то он всё равно сверху положит хороший матрас — иначе просто перестанет самого себя уважать. Тем самым азиатский хозяин гостиницы и моду итальянско-всемирную соблюдёт, и жлобом себя не ощутит. Честь ему и хвала!

А если азиатский человек придумывает какую-то техническую новинку, то можно быть твёрдо уверенным — это не от хитрости, а исключительно из любви к окружающим. Как, например, технология для холодильников "но фрост" (т.е. без необходимости размораживания).

Другое дело, что сама это технология имеет смысл именно что для для тех самых "окружающих" азиатского человека, то бишь — для таких же азиатов. И совершенно бессмысленна, и даже вредна в другом климате.

Климат Азии — это жара и влажность. И именно с этим перманентным круглогодичным злом технология "но фрост" и призвана бороться. А потому и заключается она в практически высушивании всего, что находится в холодильнике. Но если в условиях чрезмерной влажности это есть даже не удобство, а насущная необходимость, то в умеренном климате Европы данная вещь становится, наоборот — источником огромного количества неудобств и ограничений.

Ибо если вы стали жертвой рекламы и купили себе корейскую навороченную новинку, то вы вскоре обнаружите печальную необходимость защищать продукты от своего же собственного шикарного фризера. Ибо в целлофан вам придётся прятать не только сыр (что обычно и понятно), но и любую колбасу и вообще все овощи-фрукты. Иначе ваш любимый холодильник очень быстро превратит их в безвкусные, обезвоженные мумии…

А хвалёная четырьмя абзацами выше азиатская честность? — спросите вы. Ну, какая уж тут может быть честность, когда гребут и просят ещё? Никто ведь насильно покупать не заставляет, правда ведь? Да и европейских производителей, которые в конкурентной погоне за модой освоили азиатское хау-ноу — тоже ведь в эту самую гонку никто включаться не заставлял. Ну, кроме пресловутой невидимой руки рынка. Вот к ней — и все претензии.

"А мы цё? А мы ницё! У наса всё нолмально ляботает, осеня помогаить этот тихнология но-флёст, кого хоцесь сплоси, хось китайся, хось японся, хось филипинся — вся довольна, однака. Одина вы какая-то каплизуля, Лобов-сан…"

Да и Лобов-сан в общем-то "ницё". Удастся отговорить очередного безумца от корейской придумки — хорошо. Нет — ну, и хрен с ним, с безумцем, может, ему мумифицированные продукты самое то, как говорят у них в Азии — "сто доктол плописал"…

Вот такая вот — самоиндоктринация. И в общем-то, подобные схемы мифо-образования вполне себе экстраполируемы и на идеологическую сферу тоже. И что касаемо "реабилитации" Сталина, между прочим — тоже. И культ Победы — того же рода явление. И ещё многие подобные же "завороты мозгов". А госпропаганда? А что госпропаганда. Госпропаганда пользуется тем, что уже и так есть — ибо к чему излишне напрягаться-то, и что-то там выдумывать, когда вот оно, готовенькое, только руку протяни? "Невидимая рука рынка" — ага-ага, оно самое и есть…

Источник: Технология мифа



Comments are closed.

Так же в номере