Главная » Автомобили » Такое разное ОСАГО

Такое разное ОСАГО

Работать с властью всегда выгодно. Предприятия или компании, которым удалось заключить договоры на такое сотрудничество, автоматически получали разного рода преимущества. О том, насколько это правило характерно для ОСАГО, попыталась выяснить корреспондент «КС« ЮЛИЯ ДАНИЛОВА.

У страховщиков к автомобилям может быть не только личный интерес, но и профессиональный. На фото — руководитель Новосибирского филиала компании «РЕСО-гарантия» Ян Медиков. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Наибольший интерес у страховщиков вызывают автопарки самих органов власти, и это вполне объяснимо. «Работать с властью интересно, так же как и с любым корпоративным клиентом, парк автомобилей которого достаточно велик (в администрациях города и области более 100 машин), а дисциплина водителей достаточно высока. Плюсами являются разумная убыточность договоров, своевременное предоставление документов», — говорит директор новосибирского филиала Московской страховой компании Екатерина Малявко, которая работает по ОСАГО с администрацией Новосибирской области. С ней соглашается и генеральный директор ООО «СО «Страхование» Андрей Черников (компания работает с администрациями Баганского и Тогучинского районов Новосибирской области): «Как правило, страхователи «от власти« располагают целым парком автомобилей и другой автотехники, следовательно, у них большие объемы страховых премий по ОСАГО. Кроме того, у страховщика появляется возможность заключения договоров по каско, а также по другим видам страхования (например, страхование имущества, находящегося на балансе администрации)».

Мало того, опрошенные «КС» участники рынка отмечают, что страховщики нередко готовы пренебречь собственными интересами, чтобы сохранить такого клиента. «Каждая страховая компания заинтересована в уменьшении ущерба и поэтому предпочитает ремонтировать машины на своих СТО и оценивать ущерб по рыночным ценам, а не отдавать клиентам «живые» деньги, — говорит директор новосибирского филиала ОАО «Росстрах« Руслан Панарин. — В случае с властными структурами такие нюансы всегда решаются в пользу страхователя, который также может сэкономить на ремонте, так как у него есть собственные ремонтные базы».

По мнению страховщиков, проблемы, которые возникают при работе с органами власти по ОСАГО, практически не отличаются от среднестатистических по этому виду страхования. Единственным исключением являются перебои с финансированием. По словам Андрея Черникова, у администраций не всегда есть денежные средства для того, чтобы в полном объеме оплатить страховую премию по всему парку. Это создает дополнительные трудности — по закону выплаты должны быть единовременны. «Для нас сложностью является то, что мы агенты по ОСАГО, а не держатели лицензии, и это приводит к дополнительным трудностям при заключении договоров. Очень часто объявляются конкурсы, где одним из условий становится наличие лицензии, так что мы автоматически «отпадаем« от конкурса», — говорит собеседник «КС».

В то же время участники рынка признают, что борьба за лакомый кусочек может быть не всегда честной. «Нередко возникает ситуация, когда о тендере объявляют в малознакомых рынку источниках, и конкурс проходит как формальность — страховщики назначаются распоряжением свыше. Антимонопольный комитет не может изменить данную ситуацию, так как с формальной точки зрения все условия соблюдаются, — рассказал «КС» директор новосибирского филиала одной из федеральных страховых компаний. — Таких клиентов заполучить очень сложно, потому что существуют очень близкие администрациям страховые компании либо руководители страховых организаций являются бывшими чиновники, работающими «по связям».

«Ажиотажа вокруг страхования машин администраций нет, так как компании, с которыми органы власти работают, давно определены. Эти договоры на свободный рынок и тендер никто не выносит, пробиться в число счастливчиков не просто сложно, а даже невозможно, — делится опытом заместитель генерального директора компании «Росгосстрах-Сибирь» Евгений Козлов. — Впрочем, такова ситуация во всех крупных компаниях и бюджетных учреждениях, где очень много подводных течений. Практика нашей работы на рынке показывает, что почти во всех конкурсах, где мы участвуем, «Росгосстрах« оказывается в числе победителей. Но даже это не дает нам зеленый свет».

В УФАС корреспонденту «КС» объяснили, что пока зарегистрировано всего одно нарушение антимонопольного законодательства, допущенное мэрией Новосибирска при выборе страховщика ОСАГО по машинам предприятий «Медтранса». В то же время, согласно Бюджетному кодексу, сделка стоимостью менее двух тысяч МРОТ не выносится на конкурс и, возможно, поэтому каждое управление администраций города и области заключает договоры ОСАГО самостоятельно.

Предприятия здравоохранения, то есть парки машин скорой помощи по привлекательности среди «околовластного« транспорта занимают второе место. Компании »Росгосстрах-Сибирь« и »СТИФ-Авто« заключили с Управлением здравоохранения мэрии Новосибирска договоры на 2005 год по страхованию санитарных и обслуживающих машин автотранспортных муниципальных предприятий »Медтранс-1«, »Медтранс-2« и «Медтранс-3». Претендентов было гораздо больше. Всего было подписано шесть договоров на сумму более 1,4 млн руб. Застрахованный парк составил свыше 500 автомобилей. По словам страховщиков, водители «Медтранса» ездят аккуратно, а у предприятий есть свои ремонтные базы, поэтому они интересны рынку.

Однако ажиотажный спрос возникает далеко не на все объекты страхования в рамках ОСАГО, которые администрации предлагают страховым компаниям. По признанию опрошенных «КС» страховщиков, своего рода «персоной нон-грата« на страховом рынке является общественный транспорт. По итогам работы в 2004 году в большинстве муниципальных предприятий убыточность по ОСАГО составила почти 100%. По словам замдиректора новосибирского филиала компании «Альфа-Страхование» Олега Киселева, «убыточность по всем компаниям мэрии, которые связаны с перевозками, гораздо выше, чем в среднем по рынку. Для примера, в этом году мы заключили договор ОСАГО с троллейбусным парком. Компания, работавшая до нас, честно призналась, что, получив взнос в 200 тыс. руб., выплатила по страховым случаям 900 тыс. Мы пока убытки не подсчитывали» («КС» писал об этом в N 25 от 08.07.2005, «Мэрию поймали на ОСАГО»). «Одна из главных проблем отсутствия интереса страховщиков к пассажирскому транспорту — высокая аварийность. У нас в городе ездят безобразно, и клиенты постоянно идут за возмещением, — комментирует ситуацию директор новосибирского филиала ОСАО «Россия« Евгений Ермолаев. — Сейчас аварий стало больше, чем раньше. Машут рукой — страховая компания все оплатит. В случае с муниципальным транспортом ситуацию усугубляет тот факт, что машина не находится в собственности водителя».

В то же время именно по этому виду страхования компаниям, как правило, делаются предложения, от которых «не возможно отказаться«. Законом не предусмотрен отказ, если страхователь выполнил все требования для заключения договора ОСАГО. Хотя, по словам Евгения Козлова из «Росгосстраха-Сибирь», существует и другой вариант сотрудничества: «Если страховщик договаривается с властью о комплексном страховании — не только муниципального транспорта, но и имущества мэрии под залоги в банках и так далее, то есть по низкоубыточным видам страхования, — то в итоге он получает общий сбалансированный договор. На общем фоне убыточность получается не очень высокой и оставляет для компании шансы быть в плюсе».

Отдельный разговор — добровольное страхование автогражданской ответственности (каско). Помимо ОСАГО, власть нередко прибегает и к этому виду страхования. Участники рынка объясняют это тем, что на балансе администраций сегодня находится немало дорогих машин — Lexus, Mercedes, которые стоят по несколько десятков тысяч долларов, и обычные выплаты по ОСАГО не перекроют ущерб, который может быть нанесен автомобилю. «Виновник ДТП может быть застрахован непонятно где, и придется долго ждать, когда он выплатит страховку. Если ущерб будет больше, чем сумма страховой выплаты (а в данном случае это практически неизбежно), то дело переходит в суд и, как показывает наша практика, может длиться годами, — делится опытом директор новосибирского филиала ОАО «Росстрах« Руслан Панарин. — При наличии договора каско компания сразу погашает клиенту ущерб и уже потом разбирается с коллегами по регрессу».

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере