Главная » Финансы » Банки и ритейлеры: особенности сотрудничества. Обратная связь

Банки и ритейлеры: особенности сотрудничества. Обратная связь

Редакция «КС» продолжает тему взаимодействия ритейлеров и банков, начатую в материале «Банки и ритейлеры: особенности партнерства». Напомним, что этот материал завершался предложением банкирам и ритейлерам прокомментировать выводы. Кроме того, мы пригласили ритейлеров высказать свои пожелания руководителям банковских структур. Предоставляем слово тем, кто откликнулся.

Павел Лосев, заместитель директора по корпоративному бизнесу Сибирского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»

Сложившийся в настоящее время уровень конкуренции позволяет ритейлерам работать практически со всей существующей линейкой банковских продуктов.

Если рисковая линейка банковских продуктов для ритейла в большинстве случаев стандартна и ограничивается их же финансовым состоянием, то безрисковая расширяется, пополняется новыми продуктами и рассматривается преимущественно ритейлом как некий «бонус» за объем принятых со стороны банка кредитных рисков. Конечно же, бывают случаи, когда ритейл делает предпочтение в сторону качества и полноты оказываемой услуги со стороны обслуживающего банка по тому или иному продукту. Тем не менее неудовлетворенность и «домашнее задание» от ритейла всегда присутствует, т. к. этот сегмент наиболее чувствителен к рынку, раньше всех и быстрее всех реагирует на конкуренцию. Мы с пониманием и уважением к этому относимся, т. к. в конечном счете от такого диалога выигрывает не только ритейлер, но и мы сами.

Недовольство со стороны ритейла (да и не только) относительно чрезмерного внимания со стороны банков является следствием кризиса. Для себя мы такие моменты расцениваем как хорошую обратную связь и повод задуматься о способах и качестве продаж. Как вести себя в данном случае, каждый выбирает сам — и со стороны банков, и со стороны компаний.

Юрий Семенчук, заместитель руководителя Сибирского территориального банка МДМ Банка

Доступность для бизнеса банковских услуг, на наш взгляд, сейчас находится на очень хорошем уровне. Этому способствует конкуренция среди банков. Ключевым фактом в сотрудничестве банков и компаний-ритейлеров является прозрачность бизнеса заемщика для банка, его готовность соответствовать требованиям кредитора и соблюдать все условия договорных отношений. Этот принцип — не исключение для предприятий малого бизнеса, для которых разрабатываются специальные программы кредитования, отличающиеся как по подходам к финансовому анализу заемщика, так и по обязательным требованиям к клиенту.

Наш банк активно работает с розничными сетями, в большей степени с продуктовыми ритейлерами. Традиционно у такой категории клиентов востребованы кредитные предложения, такие как кредитование на пополнение оборотных средств, овердрафты к расчетным счетам, долгосрочное кредитование на инвестиционные затраты, связанные с приобретением оборудования, помещений и их оборудованием. Процентные ставки по данным продуктам на протяжении последних нескольких кварталов имели тенденцию к снижению и стабилизировались на достаточно привлекательном для бизнеса уровне.

В 2010 г. российский рынок продуктовой розницы достиг 8 трлн руб., современные форматы занимают 42%, или 3,4 трлн руб. По нашим оценкам, перспективы роста отрасли остаются оптимистичными, доля современных форматов продолжит рост до 57% в 2014 г.

Лидеры отрасли, крупные региональные игроки за счет эффекта масштаба и большей операционной эффективности будут вытеснять более мелких игроков. Розничная торговля — удел крупных компаний.

Константин Васильев, глава представительства «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в Сибирском федеральном округе

Сейчас на сибирском рынке работает очень много банков, и они предоставляют достаточно большой и разнообразный объем услуг, так что при желании клиент может найти все, что ему нужно. Самый главный вопрос, с которым сегодня сталкиваются ритейлеры, на мой взгляд, это проблема выбора банка-партнера. Банки, испытывающие избыток ликвидности, бьются за качественных клиентов, отсюда и усталость от излишне навязчивого предложения.

Впрочем, стоит отметить, что повышенное внимание банков сегодня ощущают не только крупные ритейлеры, но и более мелкие участники этого рынка. Если торговая компания давно работает, у нее неплохая репутация, то она будет интересна банкам. Дело в том, что после кризиса четко прорисовался тренд — кредитные организации, сами уставшие от конкуренции, стремятся «открывать» и выращивать новых качественных клиентов-юрлиц, предлагая им пакеты услуг. Сами ритейлеры могут с пользой для себя воспользоваться этой ситуацией. Грамотный руководитель или финансист добьется снижения ставки по кредитам, по комиссиям и тарифам. Хотя бы на первое время в качестве бонуса. Банк пойдет на это, так как ему интересно работать «в комплексе», а скидки отбиваются за счет других услуг.

Для ритейлеров самый главный продукт в банке — это кредитование. Если условия по нему будут приемлемыми (достаточно низкие ставки, большие сроки, минимальные залоги), то банк как партнер будет им интересен так же, как и его остальная продуктовая линейка. Кстати, сейчас вновь начало увеличиваться количество банков, принимающих в качестве залога «товар в обороте», это специфика ритейлеров. Чаще всего он рассматривается как дополнение к более серьезному залогу. Например, объекту недвижимости и т. д. Все зависит от рисковой политики банка.

В качестве перспективного направления развития сотрудничества банков и ритейлеров в регионах Сибири я бы назвал pos-терминалы. Мест, где можно оплатить покупки с помощью карточек, в нашем округе все еще крайне мало.

Галина Фирсова, директор по маркетингу ООО «Корпорация «Сибвез»

Все банковские продукты, которые сегодня предлагаются непосредственно компаниям-ритейлерам, понятны, просты и доступны. А вот что касается сервиса кредитных организаций, направленного на клиентов торговых компаний-покупателей, здесь хотелось бы изменений…

Прежде всего, несколько лет назад банки предложили частным клиентам через ритейлеров такой кредитный продукт, как 0*0*10. Этот сервис, который начали продвигать все сети, торгующие бытовой техникой, произвел фурор на отечественном рынке и способствовал резкому росту покупательского спроса, а значит, продаж в торговых компаниях и росту портфеля потребительского кредитования у самих банков. Потом появились его вариации: 0*0*12, 0*0*24. Они востребованы клиентами, но, к сожалению, с тех пор столь же ярких продуктовых новинок, интересных для сетей и потребителей, на рынке больше не появлялось. А они сейчас очень бы пригодились.

Кроме того, хотелось бы, чтобы процедура кредитования в сетях стала более прозрачной и понятной для покупателя. Сейчас в pos-кредитах спрятано слишком много комиссий, которые отпугивают определенную часть наших клиентов. И наконец, хотелось бы, чтобы банки рассмотрели в качестве перспективного направления сотрудничества с торговыми сетями такой вид сервиса, как продажи в кредит через Интернет. Нам и нашим клиентам появление такого продукта было бы очень интересно.

От редакции. Уважаемые читатели, если вы хотите высказаться в рамках разговора, идущего на страницах «КС», сообщите об этом по электронной почте ks@sibpress.ru.



Comments are closed.

Так же в номере