Главная » Спецвыпуск » ОАО "РЖД" получило карт-бланш на инвестиции

ОАО «РЖД» получило карт-бланш на инвестиции

Одним из важнейших аспектов реализации «Стратегической программы развития ОАО «РЖД» до 2010 года», которая была недавно принята на расширенном заседании правления компании, является привлечение внешних инвестиций. В связи с этим присвоение ОАО «РЖД» международных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами мира станет еще одним весомым стимулом, привлекающим как иностранных, так и отечественных инвесторов. Как показывает совместная практика работы Западно-Сибирской железной дороги, администрации Кемеровской области и предприятий Кузбасса, такой принцип реализации инвестиционных программ может быть удачным и выгодным.

В начале текущего лета Standard & Poor’s присвоил ОАО «РЖД» рейтинг BB+ по международной шкале и ruАА+ по национальной шкале, что соответствует суверенным рейтингам Standard & Poor’s для России, прогноз развития стабильный. В середине июля агентство Moody’s Investors Service присвоило компании долгосрочный рейтинг эмитента по необеспеченным обязательствам ВааЗ. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2004 год составляет 122,4 млрд руб., на 2005 год — 150 млрд руб. Основные инвестиции будут направлены в развитие инфраструктуры и на приобретение подвижного состава.

Рейтинги расширяют возможности

По данным пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги, к 2007 году пассажирооборот на ЗСЖД составит 12,35 млрд пассажирокилометров, что на 7,9% больше, чем в 2003 году, а к 2010 году — 13 млрд пассажирокилометров, что на 13,6% больше, чем в 2003 году. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО

Выполнение задачи, поставленной перед ОАО «РЖД» государством, — постепенное увеличение грузо- и пассажиропотоков, а значит, и развитие инфраструктуры, — безусловно, требует привлечения дополнительных источников финансирования — использование кредитов иностранных и российских банков, выпуск и размещение ценных бумаг и т. д. Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев заявлял, что компания планирует осенью текущего года занять на внутрироссийском рынке 10-12 млрд руб. Для этого она намерена выпустить рублевые облигации сроком на пять лет со средней ценой заимствования 8-8,5%, а весной 2005 года — выйти на рынок еврооблигаций. Чтобы получить доступ к инструментам финансового рынка и увеличить инвестиционную привлекательность компании, руководство ОАО «РЖД» пошло на то, чтобы получить международные рейтинги финансовой стабильности по инвестиционным ресурсам агентств Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service.

Как отмечают специалисты Западно-Сибирской железной дороги, подготовка к присвоению рейтингов началась в январе текущего года. Необходимо было трансформировать под международные стандарты финансовой отчетности бухгалтерскую отчетность компании, предоставить данные о движении, прозрачности и управляемости денежных потоков, а также эффективности их использования. Эксперты агентств проверяли, как ОАО «РЖД» ведет самоуправленческий учет, как разрабатываются и реализуются тарифная и инвестиционная политики, изучали структуру долговых обязательств компании. В частности, эксперты убедились, что долг компании по внешним обязательствам небольшой и обеспечен на 100% как стабильной работой самого акционерного общества, так и теми средствами, которые находятся у него на балансе.

Полученные рейтинги означают для инвесторов минимальные риски. А ОАО «РЖД» в свою очередь получает карт-бланш на привлечение необходимого финансового обеспечения по льготным условиям: под более низкие проценты и на долгосрочной основе. К примеру, если до получения рейтингов банки, как правило, предоставляли ОАО «РЖД» кредиты на срок до одного года, то после заключения, сделанного экспертами международных агентств, эти сроки должны увеличиться до пяти лет. Что касается ставок привлечения, то, по заявлению Геннадия Фадеева («РЖД-Партнер» от 15.03.04), «такие банки, как Внешторгбанк, Сбербанк, Банк Москвы, РОСБАНК уже установили лимиты кредитования для РЖД в размере 22 млрд руб. под 10% годовых». Аналогичных изменений специалисты железной дороги ожидают и по лизинговым контрактам.

Еще одним фактором, способствующим росту инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД», стало соглашение, подписанное во второй декаде июля между компанией и Сбербанком России. Соглашение, в частности, предусматривает, что Сбербанк России будет осуществлять финансирование инвестиционных проектов и программ ОАО «РЖД», а также консультировать РЖД по вопросам структурирования инвестиционных проектов и программ.

Выгода сотрудничества двух мощных структур, поддерживаемых государством, вполне очевидна: Сбербанк получит надежный объект вложения капитала, а ОАО «РЖД» — возможность оперативного доступа к финансовым ресурсам, так как филиальные сети двух структур во многом совпадают.

Инвестиционная программа Западно-Сибирской железной дороги на 2004 год составляет 7 млрд 352 млн руб. В нее вошли проекты, которые будут реализованы за счет внешних источников — таких как ЗАО «Желдорипотека» — 211 млн руб., администраций субъектов РФ — 358 млн, предприятий Кузбасса — 750 млн. По сообщению пресс-центра Западно-Сибирской железной дороги, в рамках реализации «Программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002-2005 гг.» уже освоено более 3,5 млрд руб. Из них свыше 2,5 млрд инвестировано ОАО «РЖД» и более 1 млрд — промышленными предприятиями Кузбасса. Общий объем необходимых для реализации программы инвестиций составляет 5,2 млрд руб. (предприятия — 1,2 млрд, железная дорога — 4,1 млрд). Все создаваемые основные фонды, согласно подписанным договорам, передаются в собственность ОАО «РЖД».

Западно-Сибирская железная дорога в роли первопроходца

Реализация инвестиционных проектов позволила ЗСЖД за 6 месяцев текущего года увеличить объем погрузки на 7,9% к соответствующему периоду 2003 года

Необходимо отметить, что примеры тесного сотрудничества железной дороги и внешних инвесторов уже есть. Впервые этот принцип работы был опробован и обкатывался на сети Западно-Сибирской железной дороги в Кузбассе.

На сегодняшний день за счет средств дороги построена волоконно-оптическая линия связи на участке Мундыбаш-Таштагол. В ближайшее время будет открыто движение по второму главному пути перегона Красулино-Ерунаково. Завершается реконструкция станций Белово, Юрга-1 с вводом путей для пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов. Силами предприятий Кузбасса построены новые углепогрузочные станции (Знаменская, Жарки), соединительный путь Сагарлык-Семенушкино, введена в эксплуатацию электрическая централизация на станции Соколовская.

Реализация этих инвестиционных проектов позволила Западно-Сибирской железной дороге за 6 месяцев текущего года увеличить объем погрузки на 7,9% к соответствующему периоду 2003 года, в том числе угля — на 10%. Как отмечают специалисты, достигнутый уровень погрузки угля в первом полугодии (85,7 млн тонн) даст возможность отгрузить в 2004 году 171 млн тонн и обеспечить прирост по перевозкам не менее 13 млн тонн угля в год.

В общей сложности, по оценкам экспертов РЖД, в результате освоения инвестиционных ресурсов к 2007 году объем погрузки на Кузбасском участке Западно-Сибирской железной дороги должен вырасти до 255,7 млн тонн (112,6% к 2003 году), в том числе угля — 180,7 млн тонн (114,3% к 2003 году), а к 2010 году — 262 млн тонн (115,3% к 2003 году), в том числе угля — 184,6 млн тонн (115,8% к 2003 году). Грузооборот в 2004 году, по прогнозам экспертов, вырастет более чем на 8%.

К категории наиболее интересных и стабильных внешних инвесторов железнодорожники также относят региональные органы власти. К примеру, за первое полугодие 2004 года благодаря совместной деятельности Западно-Сибирской железной дороги и представителей властных структур доходы ЗСЖД в пригородном сообщении, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 32%. Больше половины прироста было обеспечено за счет работы ускоренных электропоездов, которые перевезли 388,7 тыс. человек. Как отмечают специалисты, эти поезда не только рентабельны, но и успешно конкурируют с автобусным сообщением.

В Сибирском федеральном округе эта ситуация особенно характерна для Новосибирской области, где с 1998 года успешно работает ОАО «Экспресс-пригород», учредителями которого являются ЗСЖД, администрация области и мэрия Новосибирска. Кстати, бюджет последних по субсидированию расходов, понесенных железной дорогой в первом полугодии текущего года при перевозке пассажиров, исполнен в полном объеме: на счета ЗСЖД своевременно было перечислено 97,5 млн руб. (52,9% от годовой суммы), в том числе на реализацию проекта «Городская железная дорога» — 19 млн руб. и на приобретение электропоезда — 15,8 млн руб. Для примера, от администрации Омской области за полугодие Западно-Сибирская железная дорога получила 25,3% от годовой суммы; Кемеровской области — 41,4%; Томской области — 34,7%; Алтайского края — 40,2%.

Всего на различные программы субсидирования железнодорожного транспорта в бюджетах субъектов СФО в текущем году предусмотрено 601,6 млн руб., в том числе на пригородное сообщение — 533,1 млн руб., на дальнее сообщение — 68,5 млн руб.

На правах рекламы

Юлия ДАНИЛОВА


Comments are closed.

Так же в номере