Главная » Спецвыпуск » Особенности конкуренции

Особенности конкуренции

В Западной Сибири находится несколько крупных транспортных узлов (Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Омск), региональный рынок экспедиционных услуг в сфере железнодорожных грузоперевозок пока находится в стадии формирования. Но если в Новосибирске и Красноярске наблюдается активное развитие этого бизнеса из-за возрастающей конкуренции между местными компаниями и операторами из других регионов, то в таких городах, как Кемерово и Омск, лидирующие позиции занимают столичные экспедиторы, практически не оставляющие шансов для местных операторов.

Затишье перед экспансией

Сегодня в Новосибирске транспортно-экспедиционные услуги в сфере железнодорожных грузоперевозок стремительно развиваются — примерно 60% всех перевозок по ЗСЖД осуществляется через посредничество экспедиционных компаний. По словам начальника департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Новосибирской области Владимира Никонова, этот рынок характеризуется стремительным ростом числа предприятий, точное количество его участников подсчитать невозможно.

Как пояснил «КС» инженер дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Олег Редько, наиболее бурный рост происходит среди небольших компаний, которые обслуживают мелких грузоотправителей.

Благодаря низкому порогу вхождения в этот сегмент рынка конкуренция между мелкими экспедиторами очень жесткая, так как компании часто делают ставку на демпинг. В итоге рост экспедиторского рынка сопровождается падением рентабельности этого бизнеса.

Несмотря на то что небольших компаний-экспедиторов в Новосибирске 100-150, они занимают незначительную долю рынка транспортировки грузов (объемы перевозок подобной фирмы составляют обычно менее 50 вагонов в месяц).

«Сегодня около 70% всех грузоперевозок обслуживают 15 крупных транспортно-экспедиционных компаний, из которых пять — новосибирские», — говорит Олег Редько. Крупнейшие игроки новосибирского рынка: «Запсибтрансблок», «Шерл», «Трансэкспресс», «Байт-транзит-континент», «РейлКонтинент», «Август-экспресс», «Трио» и другие. Основными клиентами специализированных транспортно-экспедиционных фирм на новосибирском рынке являются крупные и средние производственные и торговые объединения.

Сейчас сегмент рынка, в котором работают крупные экспедиторские компании, переживает период стабильности. По оценкам специалистов, еще несколько лет назад основным методом конкуренции был демпинг. Это связывалось с активным проникновением на новосибирский рынок столичных операторов. Затем экспедиторы урегулировали между собой тарифы, и борьба за клиента сместилась в плоскость улучшения качества обслуживания. Как считает гендиректор компании «Запсибтрансблок» Татьяна Подкорытова, несмотря на большое количество участников, уровень логистического сервиса в Новосибирске пока не слишком высок, так как компании предлагают в основном одни и те же услуги. По словам менеджера «Региональной транспортной компании» Геннадия Ромашова, нередко на рынке появляются компании, которые предлагают одну или две логистических услуги и за счет этого существуют на рынке.

Впрочем, как считают специалисты, нынешнее затишье конкурентной борьбы на новосибирском рынке транспортно-экспедиционных услуг — явление временное. Как сообщил «КС» Олег Редько, до конца этого года ожидается появление в Новосибирске нового крупного московского оператора, который объединит несколько небольших экспедиторских новосибирских компаний. Сообщить название московского экспедитора господин Редько отказался.

Новосибирские участники предполагают такое развития событий. По словам Татьяны Подкорытовой, «не исключено, что московской компанией, которая планирует начать работу в Новосибирске, может оказаться одно из дочерних предприятий ОАО «РЖД» или аффилированная с РЖД структура».

Любопытно, что в начале июня президент РЖД Геннадий Фадеев объявил о создании новой перевозочной компании по организации контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали. Это совместное предприятие ОАО «РЖД» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (один из совладельцев — Сергей Генералов). По предварительной информации, компания будет носить название «Русская тройка», а ее уставный капитал составит $16-20 млн, участие в нем ОАО «РЖД» и ДВМП будет равным. По словам Геннадия Фадеева, железные дороги располагают большими мощностями по организации контейнерных перевозок, в том числе и транзитных, однако их эффективному использованию мешает присутствие на рынке грузовых перевозок множества посреднических фирм. «Создание новой компании позволит отсечь всех посредников от контейнерных перевозок и загрузить российские железные магистрали», — считает Фадеев. До 2010 года специально для вновь создаваемой компании российским предприятиям будут заказаны до 10 тыс. платформ для контейнерных перевозок и до 40 тыс. новых 40-футовых контейнеров.

По мнению специалистов, появление нового игрока приведет к резкому обострению конкуренции на рынке. «Традиционно приход нового оператора сопровождается демпингом и исчезновением менее финансово устойчивых компаний», — отмечают в «Байт-Транзит-Континенте».

Автомобильная конкуренция

Транспортная компания «Русская тройка», созданная ОАО «РЖД» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство», станет серьезным конкурентом экспедиторам на Транссибирской магистрали. На фото — совладелец ДВМП, один из руководителей группы «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов. Фото Аркадия УВАРОВА

Не менее жесткая конкуренция наблюдается и на Красноярском рынке транспортно-экспедиционных услуг. Однако, кроме противостояния местных и столичных экспедиторов, серьезное влияние на распределение грузов оказывает автомобильный транспорт. Как считает начальник коммерческого отдела компании «Веал» Сергей Штатский, ситуация конкуренции с автомобильным транспортом характерна для всех регионов, но наиболее остро она проявляется в Красноярском крае. «В последнее время выявилась явная тенденция — для грузоотправителей становится выгоднее переправлять грузы автомобильным транспортом, а не железнодорожным, — говорит Штатский. — Особенно если это касается перевозок легких или небольших по объему грузов (товары народного потребления, инструменты, оборудование) на сравнительно небольшие расстояния. В прошлом году 8% наших клиентов предпочли перевозить грузы автотранспортом. Это связано с тем, что тарифы на железнодорожные перевозки растут быстрее, чем затраты на автотопливо. Активно грузоотправки автомобильным транспортом происходят на западном направлении, так как там наиболее развита сеть автомобильных дорог. Зато большинство грузоперевозок в восточную часть страны осуществляет железная дорога (автоперевозки рентабельны до Улан-Удэ)».

Как отмечают участники красноярского рынка, ряд транспортно-экспедиционных компаний помимо оказания экспедиторских услуг на железной дороге параллельно развивает и автомобильное направление. Так, красноярские филиалы компаний «Шерл-экспресс» и «Желдорэкспедиция», кроме отправок грузов по железной дороге, организуют автоперевозки. Как сообщили «КС» в «Веале», сейчас компания рассматривает возможность приобретения собственного автопарка.

Столичные лидеры

Сегодня в Омске, по оценкам экспертов, наибольший объем экспедиторских услуг (более 70%) приходится на долю 10 компаний. Большинство из них — филиалы московских операторов. Наиболее крупными являются ООО «Желдорэкспедиция-О» (филиал московского ООО «Желдорэкспедиция»), ООО «Транспортная компания «Шерл» (филиал одноименной московской фирмы), ООО «Сибирская транспортная компания» (партнер московской компании «Трансэкспрессэкспедиция»). Омские экспедиторские компании в основном занимаются перевозкой мелких грузов. Войти в число лидеров рынка таким компаниям практически невозможно — это требует серьезных материальных, финансовых и кадровых ресурсов. По оценкам специалистов, московские компании имеют больший, по сравнению с омскими предприятиями, оборотный капитал, за счет чего предоставляют более широкий спектр услуг и проводят агрессивную маркетинговую политику. Исключение составляет только ООО «Респект-транс», которое, по словам менеджера компании Валентины Чистяковой, является единственным местным экспедитором, организующим доставку грузов в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Сходная ситуация и на кемеровском рынке экспедиторских услуг. Большинство местных экспедиторов обслуживает незначительную долю грузоперевозок, основные операторы — компании Москвы и Санкт-Петербурга. По словам менеджера компании «Кузбасстранс» Ольги Макаровой, сложность работы местных экспедиторов состоит еще и в том, что все грузы, отправляемые из Кемерова, имеют гораздо меньше возможностей для сокращения сроков доставки — они отправляются в Новосибирск и уже там распределяются по направлениям.

Оксана СНИЦАРЬ, |Тамара КРАВЧЕНКО| |Сергей РУДНЕВ, Омск


Comments are closed.

Так же в номере