Главная » Стиль жизни » Дизайн, архитектура, кухня

Дизайн, архитектура, кухня

В Сибирском центре современного искусства открылся Летний фестиваль архитектуры и дизайна «Золотая капитель». Фестиваль, включающий в свою программу выставки, презентации и лекции, рассчитан прежде всего на профессионалов, но и людям, просто интересующимся дизайном, стоит его посетить.

Начать стоит с того, что выбор места для проведения фестиваля закономерно — дизайн как сфера деятельности сегодня соприкасается с современным искусством по всему фронту. Да и архитектура тоже. Имена Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ, кроме мировой архитектуры, оставивших след и в дизайне, значимы для художников ничуть не меньше. В крупнейших мировых центрах и музеях современного искусства дизайн присутствует в обязательном порядке — хоть в парижском Бобуре (Центре Помпиду), хоть в нью-йоркском MoMA (The Museum of Modern Art). А музеи дизайна, напротив, устраивают свои коллекции как самые что ни на есть инсталляции.

В Новосибирске же ситуация совсем наглядная, обнажающая некие общие корни — питомником и рассадником и для современного искусства, и для архитектуры и дизайна становится Архитектурная академия. Но при всем родстве разница существенна — дизайн по большей части, условно говоря, про красоту, а современное искусство — про смыслы.

Центральная выставка фестиваля — проект Натальи Якутиной, Федора Бухтоярова и Виктории Панафидиной с длинным названием «Антология мебельного дизайна в портретах новосибирских архитекторов и дизайнеров». Проект вполне остроумный и оригинальный — два десятка персонажей одеты и загримированы так, чтобы в фотографии зритель мог угадать либо какой-либо стиль дизайна, либо культовый дизайнерский объект. Стили — от античности и готики до постмодернизма и гламура, объекты — от стула Макинтоша до кресла Пеше. Получилась действительно просветительско-образовательная выставка — с одной стороны, пособие-справочник по истории дизайна, с другой — галерея «кто есть кто» в новосибирском дизайне. Элемент игры был и в том, что организаторы тут же предложили гостям, объединившись в команды по три, проверить свои знания, угадав, кто чему соответствует. Победили, не могу не отметить из цеховой солидарности, журналисты из издания «Современный интерьер», а вовсе не дизайнеры-архитекторы – наша профессия предполагает широкую эрудицию. Пусть даже, справедливости ради замечу, и не слишком глубокую.

В фестивальной экспозиции также представлены победители недавно проведенного в Новосибирске Немецким культурным центром имени Гете конкурса паблик-арта, искусства в общественных пространства, проекты молодежного конкурса дизайна «Полезная мутация» и подборка зданий, участвовавших в конкурсе «Дом года». Из событий фестиваля стоит отметить прошедшую презентацию первого номера журнала «Современная архитектура» — посвященного остроактуальным проблемам многообещающего профессионального издания, которое «Золотая капитель» собирается выпускать три раза в год.

Летний фестиваль «Золотой капители», отпочковавшийся от основного, зимнего мероприятия несколько лет назад, отличался направленностью именно на дизайн, и потому в программе всегда присутствовали, кроме документации и планшетов с фотографиями, реальные объекты — то выставка оригинальных часов от Юрия Нечая, то ностальгическая подборка образцов советского промышленного дизайна (от радиол до пишущих машинок и электробритв, то реанимированные и преображенные дизайнерами старые, «бабушкины», предметы мебели. Между тем, именно подобные проекты сильнее всего и привлекают простого зрителя — особенно если есть возможность этот предмет потрогать, пощупать, опробовать. В этот раз, к сожалению, у организаторов до предметности руки не дошли. Отсутствие этой самой «материальности» в день открытия фестиваля частично заменило кулинарное шоу (спонсором фестиваля является известный производитель встраиваемой кухонной техники AEG) от столичного шеф-повара Андрея Рыдзиевского. Публика наблюдала это шоу с внимание и восторгом — может быть, и потому, что в Новосибирске, в отличие от Москвы, подобные публичные кулинарные представления большая редкость, как и мода на различные кулинарные курсы, авторские в том числе. В общем, у кулинарного искусства в Новосибирске, как и у искусства современного, а также архитектуры и дизайна, есть куда развиваться в смысле расширения популярности.



Comments are closed.

Так же в номере