Главная » Спецвыпуск » Инвестиции в Толмачево: процесс пошел

Инвестиции в Толмачево: процесс пошел

В конце мая в Новосибирске потенциальные инвесторы смогут познакомиться с проектом реконструкции аэропорта Толмачево, разработанного НИИ «Дальаэропроект». Об этом проекте и инвестиционной привлекательности аэропорта Толмачево корреспонденту «КС» ОКСАНЕ СНИЦАРЬ рассказал первый заместитель генерального директора аэропорта Толмачево Алексей ЧЕРТЕНКОВ.

Фото Аркадия УВАРОВА

— Алексей Николаевич, насколько сегодня, на ваш взгляд, аэропорт Толмачево может быть привлекателен для инвесторов?

— Сегодня Толмачево является пятым по объему пассажиропотока аэропортом в стране и крупнейшим авиаузлом за Уралом. Предприятие стабильно работает в течение многих лет, к тому же аэропорт отлично оснащен технически и имеет квалифицированный персонал. Важную роль играет и выгодное географическое расположение — аэропорт находится на пересечении многих воздушных трасс, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу или из Северной Америки в Индию.

Именно поэтому руководство аэропорта большое внимание уделяет развитию трансферных перевозок. Эта стратегия полностью совпадает с намерением областных властей создать в Новосибирске крупный транспортный узел. Кроме того, сегодня определена концепция развития аэропорта, определены источники и объемы финансирования. Все это делает Толмачево привлекательным для инвесторов.

С другой стороны, привлечение инвестиций осложняет неясный вопрос с собственником взлетно-посадочной полосы (ВПП). Сегодня, по законодательству, ВПП, которая находится в госсобственности, — не приватизируемое имущество (полоса, места стоянок, рулежные дорожки). А схемы, по которой государство передало бы ВПП аэропортам в управление, пока не существует. Пока у аэропорта не будет гарантированного права на эту землю, говорить о привлечении иностранных инвестиций сложно. Для российских инвесторов, понимающих российскую специфику, такого подтверждения прав на ВПП не требуется. Поэтому реальные инвесторы скорее всего найдутся в России.

— Почему в итоге был выбран проект, разработанный «Дальаэропроектом»?

— В конце марта в администрации Новосибирской области состоялось заседание градостроительного совета, где специалисты администрации области, городов Новосибирска и Оби оценили сильные и слабые стороны этого проекта. Его стоимость оценивается в $97 млн. Планируется, что 30% составят собственные средства аэропорта, а остальные будут привлекаться за счет инвесторов. Срок окупаемости проекта — 14 лет. Проект предполагает строительство современной гостиницы на 250 мест, закрытых парковок на 300 автомобилей, перрона, аэровокзал (его площадь составит 57 тыс. кв. м) будет оснащен шестью телескопическими трапами. Предполагается дополнительное развитие блока прилета, расширение вокзала международных линий, строительство крытых пешеходных переходов. Также планируется строительство автовокзала, железнодорожной платформы, торгового и бизнес-центра. Пропускная способность аэровокзала внутренних авиалиний составит 1,8 тыс. пассажиров в час, международных авиалиний — 400 пассажиров в час. Реализация всего проекта займет 4,5 года. В ближайшее время проект реконструкции, выполненный «Дальаэропроектом», будет увязан с генеральным планом города Оби и схемой развития транспорта Новосибирска. Само строительство планируется начать уже с июня этого года.

Проект компании Obermeier оценивается в $270 млн. Несмотря на все достоинства этой разработки, практика показывает, что найти инвесторов под этот проект очень сложно.

— На прошлой неделе руководство аэропорта Толмачево под реализацию разработок «Дальаэропроекта» взяло кредит в банке. Почему была выбрана такая схема финансирования?

— Кредит 220 млн руб. под реконструкцию аэропорта был предоставлен Москоммерцбанком без обеспечения залога. Это инвестиционный заем, который может быть продлен, минимальный срок возврата кредита — от трех до пяти лет. Так как собственником аэропорта является государство, то реализация вексельной программы могла не увенчаться тем успехом, на который мы рассчитывали. Поэтому был выбран путь банковского займа.

— Будет ли в этом году реализован проект работы Толмачево в режиме хаба, разработанный совместно специалистами Толмачево и авиакомпании «КрасЭйр»?

— Скорее всего, по объективным причинам мы не успеем в этом году осуществить этот проект. Во-первых, мы столкнулись с необходимостью выплатить 102,9 млн руб. по судебному иску авиакомпании «Сибирь». Эта выплата не могла не отразиться на финансовом состоянии аэропорта и работам по реконструкции здания аэровокзала. Вторая причина — обязательные работы по усилению несущих конструкций здания и балкона аэровокзала могут быть проведены только при наступлении положительных среднесуточных температур, то есть не ранее середины мая. Сами работы займут около двух месяцев, так что времени на организацию хаба не остается.

— Как вы оцениваете итоги работы аэропорта Толмачево в первом квартале 2004 года?

— По-прежнему сохраняется тенденция роста пассажирских перевозок — в первом квартале этого года они увеличились на 12-13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (планируемый рост ожидался на уровне 8%). По самым оптимистичным прогнозам, ожидается, что летом пассажиропоток вырастет на 15%. Всего в первом квартале аэропорт обслужил 266,2 тыс. пассажиров. Также выросли доходы аэропорта от авиационной деятельности — за первый квартал они составили 132,5 млн руб. (в 2003 году — 99,7 млн руб.). Наметился существенный рост грузовых перевозок за счет увеличения транзита грузов через Толмачево. Все эти показатели свидетельствуют о том, что мы выбрали верную стратегию развития аэропорта.

— Ожидаете ли вы этим летом появления в аэропорту новых авиаперевозчиков?

— На прошлой неделе состоялась первая посадка в аэропорту Толмачево грузового Boeing 747-200 авиакомпании «Волга-Днепр». Авиакомпания будет совершать через Новосибирск четыре рейса в неделю, но так как мы планируем развивать наше сотрудничество с крупнейшим грузовым авиаперевозчиком России — компанией «Волга-Днепр», то уже в скором будущем это число может возрасти до 8-12 рейсов в неделю. Это очень выгодный для Толмачево проект, так как одна посадка Boeing 747-200 приносит аэропорту 300 тыс. рублей дохода.

Недавно о своем возвращении в Толмачево объявила корейская авиакомпания Asiana Airlines. Грузовой самолет компании Boeing 747-400 будет совершать два рейса в неделю через новосибирский аэропорт с 29 августа по 30 октября.

Руководство аэропорта Толмачево ведет переговоры с израильской авиакомпанией Arkia Airlines о пассажирских перевозках в Японию через Новосибирск на Boeing-757. Не исключено, что полеты компания начнет уже этим летом. Пробные рейсы уже были сделаны, и специалисты Arkia Airlines высоко оценили возможности аэропорта Толмачево. Также этим летом начнет перевозки пассажиров из Новосибирска азербайджанская авиакомпания Turan Air. Пока планируется один рейс в неделю, но не исключено, что количество посадок будет увеличено до двух.

— Действительно ли в развитии Толмачево первостепенное значение будет иметь создание на базе аэропорта грузового хаба?

— Реализация концепции развития аэропорта Толмачево предполагает наряду с пассажирским строительство грузового терминала. Руководство аэропорта считает, что развитие авиапредприятия именно в качестве грузового хаба имеет наибольшие перспективы при его дальнейшей интеграции в мировую транспортную систему. Это обусловлено как расположением аэропорта на пересечении трансконтинентальных воздушных путей, так и сложившейся конъюнктурой на рынке авиаперевозок. Сегодня создается все больше пассажирских самолетов, которые способны совершать кроссполярные перелеты без промежуточных посадок. Толмачево может стать успешным региональным хабом, куда будет осуществляться подвозка пассажиров из ближайших городов. Но ожидать, что за 15 лет пассажиропоток в Новосибирске вырастет до уровня крупнейших пассажирских аэропортов типа Франкфурта или Хитроу, нереально. Зато развитие грузовых трасс через Новосибирск становится все более востребованным. Именно в создании крупного грузового узла на базе Толмачево мы видим будущее аэропорта.

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере