Главная » Стиль жизни » Кино земли обетованной

Кино земли обетованной

В Новосибирске прошел фестиваль израильского кино. На нем были представлены пять фильмов, дающих яркое представление о современном кинематографе этой страны. Корреспондент «КС» встретился с атташе по культуре государства Израиль госпожой Яффой Олевицки, которая объяснила, что общего между «слоеным пирожком» и израильским кино.

Фестиваль израильского кино проходит в Новосибирске в седьмой раз. Организаторами в этом году выступили Посольство Израиля, Израильский культурный центр в Новосибирске, министерство культуры Новосибирской области и кинотеатр «Победа». Программа седьмого по счету фестиваля израильского кино в столице Сибири включала пять фильмов, различных по тематике и жанру.

— Госпожа Олевицки, расскажите о состоянии национального кинематографа сегодня.

— Последние годы израильское кино становится все более и более известным и популярным в мире, многие работы наших режиссеров отмечены на международных кинофестивалях, например, в Торонто, Санденсе, Карловых Варах. Практически ежегодно фильмы номинируются на «Оскар». В самом Израиле за последние шесть-семь лет интерес к кино резко возрос, прокат наиболее успешных фильмов собирает до полумиллиона зрителей, что для Израиля с населением семь миллионов — солидная цифра. Например, драма режиссера Иосифа Мадмони «Реставрация», призер фестиваля в Карловых Варах, собрал в прокате более 300 тысяч зрителей. Этим фильмом мы открыли новосибирскую программу.

— Какова государственная политика в сфере поддержки кинематографа?

— Кинематограф Израиля получает плановую государственную поддержку из бюджета страны, в этой сфере принято соответствующее законодательство. Однако существуют и частные источники финансирования. Государство заботится о развитии киноиндустрии, достаточно отметить, что в стране активно работают 25 киношкол и существует огромное количество кинотеатров, в том числе огромные комплексы на 30 залов.

— Как сформирована программа новосибирского фестиваля?

— Мы привезли очень разные фильмы. Это совсем новые ленты, такие как «Реставрация», созданная в прошлом году, а также «Сват» и «Такой вот Содом», снятые в 2010-м. Мы также привезли два хороших фильма прошлых лет: «Династия Шварц» и «Вне поля зрения». Все эти работы — лауреаты и призеры международных и национальных фестивалей. Тематически и стилистически это очень разные работы, но их объединяет одно — в них есть живой Израиль, не телевизионный, не стереотипный. Мы благодарны всем организаторам фестиваля и принимающему нас кинотеатру «Победа» за возможность представить зрителю лучшее, что есть в нашем кино сегодня.

— Расскажите о национальных кинофестивалях «Офир» и «Премия Волжина».

— У нас есть два основных международных фестиваля. Один проходит ежегодно в июле в Иерусалиме на протяжении уже 30 лет. Второй — в октябре в Хайфе, туда съезжаются создатели фильмов и продюсеры, представители киноиндустрии, там проходит кинорынок, обсуждение новых фильмов. Особо хочу сказать, что израильтяне осенью обычно знакомятся и с новинками российского кино, у нас ежегодно демонстрируются фильмы последнего сочинского «Кинотавра».

— Каково соотношение жанрового и авторского, арт-хаусного кино?

— В первую очередь нужно говорить о соотношении коммерческого и жанрового кино, которое составляет примерно 60–70% и 30–40% соответственно. В последнее время появляется все больше желающих смотреть качественное кино и арт-хаус, тем более что в Израиле существует сеть залов, показывающих только такое кино, а также проводятся фестивали с локальной проблематикой.

— Насколько сегодня популярны легендарные израильские фильмы-бурекасы?

— Фильмы-бурекасы — это основополагающая доктрина израильского кинематографа, достояние, которое нужно помнить, которое создает основу для развития кино Израиля в целом. В переводе с иврита «бурекас» — маленький слоеный пирожок, в тесто которого как бы замешаны все проблемы мира. Этот жанр был наиболее востребован, когда в Израиль из многих стран приезжали люди с различными менталитетами, разным мышлением, типом культуры. Вопрос интеграции в новую реальность и был темой таких фильмов. Сегодня государство развивается, общество мужает, и есть желание смотреть другие фильмы, более универсального, общечеловеческого характера.

— Насколько востребованы на родине фильмы культового режиссера Амоса Гитаи, которого называют израильским Тарковским?

— Амос Гитаи— один из самых известных режиссеров Израиля, который тоже считается основоположником национального кино. У него учатся, он признан на международном уровне. Израильтяне любят фильмы Гитаи и ценят его как успешного режиссера.

— Какие фильмы близки лично вам?

— Возможно, я вас удивлю, но я живо интересуюсь документальным кино Израиля, который можно без преувеличения назвать империей документального кино. Это особый кинематограф, он оставляет неизгладимое впечатление. Серьезное, мощное, крутое кино!



Comments are closed.

Так же в номере