Главная » Политика » Вячеслав Новиков: «Политическая конкуренция в Красноярском крае, безусловно, обострится»

Вячеслав Новиков: «Политическая конкуренция в Красноярском крае, безусловно, обострится»

В конце декабря ушедшего года новый состав Законодательного собрания Красноярского края переутвердил сенатором ВЯЧЕСЛАВА НОВИКОВА, который представлял интересы региона в верхней палате парламента с 2002 года. В интервью корреспонденту «КС» СТАНИСЛАВУ КАЗАЧЕНКО сенатор рассказал об итогах своей работы, перспективных краевых задачах, а также о возможной активизации политической жизни в условиях планируемых изменений в законодательстве.

— Вячеслав Александрович, в наступившем году исполнится 10 лет вашей работы в Совете Федерации. Каковы ее основные итоги? Что особенного можно выделить в ней в последний ваш срок?

— Моя работа в Совете Федерации состояла из нескольких частей, из которых в первую очередь стоит отметить законотворчество. Мы занимаемся анализом законопроектов, поступающих из Государственной думы, приводим их в такой вид, чтобы эти документы стали сбалансированы с учетом интересов субъектов Федерации. Основная часть моей работы связана с налогами, бюджетом и монополиями, регулированием межбюджетных отношений. На сегодняшний день ситуация такова, что в федеральном законодательстве прописаны льготы по налогам, которые зачисляются в бюджеты регионов и муниципалитетов. Вопрос в том, как компенсировать территориям выпадающие доходы. Для этой цели в бюджетах учитываются трансферты субъектам на сбалансированность бюджетов. Я являюсь участником рабочей группы по межбюджетным отношениям, которая и занимается этой проблемой. Мы находимся в постоянном диалоге с заинтересованными структурами в правительстве РФ, в первую очередь — с Минфином. И среди наших достижений то, что 2% от налога на прибыль теперь передается регионам. Существует еще одна тема, которой мы занимаемся, но она еще не доведена до конца — льготы по земельному налогу и налогу на имущество организаций. На сегодняшний день на территории не поступает денег по этим пунктам, например, от «РЖД» или от военных гарнизонов — а это немалые выпадающие доходы. Сейчас нами подготовлен соответствующий законопроект, который сделает часть этих земель объектами налогообложения. Мы уже получили по нему положительное заключение правительства РФ. Что касается других направлений, то при моем участии удалось продлить работу нефтеналивного терминала в Уяре — а это более 1 тыс. рабочих мест.

— Законодательное собрание приняло решение о назначении сенатором накануне Нового года, до того весь декабрь был периодом консультаций. Была ли ваша кандидатура единственной? Насколько охотно вы сами пошли на эту должность в очередной раз?

— Мне не известно о других претендентах, которые бы хотели занять это место. Нужно понимать, что это непростая работа, требующая достаточно больших знаний и опыта. Тем более сейчас, когда стоят очень серьезные задачи — активное перераспределение налоговой базы в пользу местных бюджетов. Сейчас объем указанных льгот составляет около 1 трлн рублей — необходимо каким-то способом восстанавливать справедливость. Или такой важный фронт работ, как «нефинансируемые мандаты». Речь идет о том, что еще в 2005 году часть полномочий была передана субъектам Федерации, однако они не были подкреплены финансированием. Сейчас нужно планомерно искать выход из этой ситуации. И когда вы спрашиваете о моем желании вновь пойти в сенаторы, здесь вопрос не столько в моих интересах, а в том, что есть работа, которую надо делать.

— Какие основные задачи стоят перед вами в СФ в ближайший год и на весь новый срок?

— Частично я об этом уже рассказал — в первую очередь нужно наводить порядок в межбюджетных отношениях, провести инвентаризацию расходных полномочий и источников финансирования. Потому что сейчас регионам приходится изыскивать средства из внутренних резервов, которые могли бы быть направлены на другие цели.

— Дает ли работа в СФ возможность для продвижения интересов края? Ведется ли совместная работа с депутатами-красноярцами из Госдумы? Можно ли привести конкретные примеры?

— Работа в интересах Красноярского края, которую можно назвать лоббистской, происходит все время. Есть необходимые связи и с Законодательным собранием, и с правительством края. Например, речь идет о работе с федеральными министерствами. Например, когда губернатор договаривается с ними о чем-то, необходимо постоянно следить за исполнением этих соглашений, потому что чиновники нередко отличаются забывчивостью. Постоянно нужно поддерживать связи с Минфином. Бывают ситуации, когда ведомствами принимаются новые методики работы, которые существенно урезают возможности реализации прежних договоренностей — за этим тоже нужно следить. Что касается совместной работы с депутатами Госдумы, то еще во времена губернаторства Хлопонина был создан целый координационный совет, где велась кропотливая работа: мы разбивали по людям законодательные инициатив, распределяли усилия и направления работы, помогали друг другу. В преддверии выборов в Государственную думу эта деятельность стихла. Однако, думаю, нынешняя администрация Льва Кузнецова вскоре предпримет шаги, чтобы возродить эту работу.

— Как вы оцениваете уровень экономического развития Красноярского края? Можно ли сказать, что последствия экономического кризиса 2008 года здесь преодолены? Какие первоочередные задачи стоят перед региональными властями?

— В целом Красноярский край в силу своего потенциала смог довольно безболезненно перенести кризис: задержек по зарплате было немного, уровень безработицы существенно не возрос, финансовые показатели оставались на приемлемом уровне. На сегодняшний день главными задачами являются продолжение и завершение работ на крупнейших инвестпроектах: Ванкор, Юрубчено–Тохом, Нижнее Приангарье, железная дорога Курагино–Кызыл. Эти направления требуют усиления контроля и большой работы с федеральным центром. Есть и местные проекты, на которые нужно направить усилия, — строительство перинатального центра, онкоцентра, четвертого моста через Енисей.

— Как вы оцениваете ход реализации самых перспективных региональных инвестпроектов: развития Нижнего Приангарья, Ванкора, Юрубчено-Тохома? Не пришло ли время для разработки новых проектов?

— По Ванкорскому месторождению мы вышли на плановые объемы, это касается как объемов добычи, так и налоговых поступлений. Думаю, что здесь проблем нет. Ситуация с БоГЭС несколько сложнее, поскольку данный проект реализовывался в условиях частно-государственного партнерства, и одна из сторон испытывала некоторые проблемы в связи с экономическим кризисом. В результате имеют место некоторые сбои по времени, но в целом проект развивается. Связанные с ним инициативы по строительству Богучанского алюминиевого завода и ЦБК тоже реализуются в пределах нормы. В целом я считаю, что для нормального современного субъекта в РФ этих проектов на сегодняшний день достаточно. Однако уверен, что на ближайшем Красноярском экономическом форуме мы услышим о новых амбициозных инициативах.

— В российской экономике уже не первый год ведется противостояние между «Русалом» и «Норникелем». В Красноярском крае обе эти финансовые группировки представлены довольно крупными активами. Может ли это отразиться на экономической и политической ситуации в регионе?

— На политическую ситуацию это вряд ли окажет заметное влияние, как и устойчивость сложившейся в крае системы. Все-таки здесь имеет место понимание между администрацией края и ЗС, все возникающие проблемы конструктивно решаются. Корпоративные войны вряд ли смогут это изменить. Что касается экономики, то такую ситуацию нельзя назвать нормальной, когда между крупнейшими налогоплательщиками ведется война по всем фронтам — от пиара до судов. У собственников все же должно хватить разума, чтобы договориться. Здесь фактически возможны два исхода: или кому-то придется уйти с рынка (не зря «Норникель» не раз предлагал «Русалу» выкупить акции), либо произойдет объединение с последующим созданием огромной корпорации. Второй пусть значительно перспективнее как для мировой, так и для краевой экономики, но куда менее реален. В любом случае необходимо садиться за стол переговоров, поскольку конфликт вредит как обеим сторонам, так в конечном итоге и краю.

— В ближайшее время в Красноярске должны пройти выборы мэра. Между тем этот город — один из немногих, где сохранились прямые выборы главы города. Возможен ли тут со временем переход к назначению депутатами сити-менеджеров? В настоящее время способен ли кто-то составить конкуренцию Акбулатову?

— Я считаю, что было бы неправильно вводить должности сити-менеджеров в крупных городах. Необходимо, чтобы был один человек, отвечающий за муниципальное хозяйство, потому что в другом случае, при неизбежных конфликтах главы муниципального образования с сити-менеджером, проигрывать всегда будет население. Хотя в отношении, например, поселков такая система власти может быть и разумной. Что касается возможных конкурентов Акбулатова, то здесь многое зависит от того, как за полугодие Эдхам Шукриевич покажет себя на новой должности. Если он сможет продемонстрировать свою приверженность интересам Красноярска, то конкурентам будет трудно что-то ему противопоставить. При этом с учетом опыта нынешнего исполняющего обязанности мэра у него есть все шансы справиться с этой задачей.

— Что означают для Красноярского края последние инициативы президента по прямым выборам губернатора? Стоит ли здесь ожидать усиления политической конкуренции? Может ли оппозиция предложить достойную альтернативу Кузнецову?

— Политическая конкуренция в регионе, безусловно, должна обостриться, и это очевидно. Мы помним, что происходило здесь в годы выборности губернаторов, когда были противостояния между Зубовым и Лебедем, Уссом и Хлопониным. Возращение выборности — это веление времени. Однако надо учитывать, что позиции нынешнего главы края Льва Кузнецова чрезвычайно сильны — это четко понимающий свои задачи профессионал, не допускающий серьезных сбоев в работе. Поэтому оппозиции придется сильно постараться, чтобы представить ему достойного конкурента. При этом считаю маловероятным возможность прихода «варягов» — все же в 1998 году (имеется в виду избрание губернатором Александра Лебедя. — «КС») мы получили мощную прививку от этого.



Comments are closed.

Так же в номере