Главная » Стратегии успеха » История универсального управленца

История универсального управленца

Профиль

В Сибири сформировался класс топ-менеджеров, которые одинаково эффективны как в бизнесе, так и во власти. Один из них — директор филиала компании «КамАЗ» в Сибирском федеральном округе АЛЕКСАНДР КОПЫТОВ — рассказал по просьбе «СУ», как ему удалось стать эффективным чиновником в команде губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и дважды сделать успешную карьеру в бизнесе.

— Я дважды переходил из власти в бизнес. В первый раз это случилось в начале 90-х годов, когда был выпущен закон об акционерных обществах. Тогда я работал первым секретарем Таштагольского горкома партии и выступил с программой развития новой отрасли экономики в регионе — туристической. Председателю облисполкома Михаилу Найдову, работавшему в тот период, эта идея понравилась. В результате было создано акционерное общество «Кузбассимпекс», учредителями которого выступили облисполком, крупные промышленные и финансовые предприятия — «Кузбассоцбанк», «ЗапСиб», угольные предприятия, были среди учредителей и крупные предприятия из Алтайского края.

Основной нашей идеей была цивилизованная реализация промышленной продукции из Кузбасса (уголь, металл, продукция машиностроительной отрасли), чтобы прибыль не уводилась в тень, а пополняла областной бюджет, шла на реализацию социальных программ. А кроме того, средства шли бы и на развитие туристической отрасли.

Думаю, что именно этот опыт моей работы был замечен Аманом Тулеевым, который в 1997 году был назначен губернатором Кемеровской области, потом переизбран на этот пост. Меня пригласили в тулеевскую команду замом по промышленности. Заместитель губернатора по ТЭК занимался угольной отраслью, вся остальная промышленность была на мне. Нужно было привлекать в область эффективных собственников. И на этом этапе работы мне очень пригодился опыт работы и во власти, и в «Кузбассимпэксе», потому что я знал, что и как можно делать, и знал людей, с которыми можно работать. Могу сказать, что главная задача была решена — в частности, металлургическая и другие отрасли были выведены из кризиса.

Но такая напряженная работа требовала слишком много сил, и я принял решение уйти из областной администрации летом прошлого года. Через некоторое время меня пригласили возглавить филиал «КамАЗа» в Сибирском федеральном округе, который тогда создавался. Они меня знали потому, что мы в области уже к тому времени начали активно осуществлять программу по обновлению парка пассажирского автотранспорта и плотно сотрудничали с «КамАЗом».

Могу сказать, что опыт работы в областной администрации мне очень пригодился во время работы руководителем «КамАЗовского» филиала, потому что в нынешних условиях инвестиционные программы, программы развития предприятий в регионах сложно осуществлять без взаимодействия с региональной властью.

Например, в Кузбассе существует практика подписания соглашений о социально-экономическом партнерстве с промышленными предприятиями. И такая же подход есть в «КамАЗе» — руководство компании предпочитает договариваться с региональными властями «на берегу», чтобы четко знать, кто, что и когда должен делать. Например, с Кузбассом такое соглашение у «КамАЗа» уже подписано, сейчас готовится подписание с Новосибирской областью. Мы перенесли этот опыт и на работу с крупными компаниями. Например, сейчас у нас заключены договоры по обновлению автопарка с ОАО «СУЭК», «ЕвразХолдингом» и другими компаниями. Но, поскольку я знаю обстановку на промышленных предприятиях области, я могу сориентироваться, с кем можно работать не просто по поставке техники, но нужно помочь и составить программу технического переоснащения автопарка.

Очень пригодился опыт работы с большим количеством промышленных предприятий (например, сейчас дилерская сеть «КамАЗа» в СФО насчитывает 22 предприятия, в будущем году их будет 26). Знание обстановки в области помогает и осуществлению конкретных проектов. Например, необходимость загружать заказами «Юрмаш» (Юргинский машиностроительный завод) послужила созданию совместного проекта — сейчас «Юрмаш» выпускает автокраны на шасси «КамАЗа». Есть и другие проекты, заказы по которым также планируется разместить на «Юрмаше». Могу сказать, что сейчас в Кузбассе около 15 тысяч единиц автопарка промпредприятий составляют различные машины на шасси «КамАЗа», а по статистике, в России 83% подобных машин подлежит списанию. Следовательно, их нужно менять. Значит, мы будем развивать и это направление. Если бы я этих моментов не знал, мне было бы сложнее работать.

На собственном опыте могу сказать, что востребованы как эффективные чиновники, так и эффективные бизнес-руководители: тот, кто во власти успешно работал с бизнесом, может работать в бизнесе, а человек, имеющий опыт эффективного управления в крупной компании, вполне может использовать этот опыт во властных структурах.



Comments are closed.

Так же в номере