Главная » Спецвыпуск » "Инициативные функции..."

«Инициативные функции…»

В настоящее время Красноярский край обладает благоприятным климатом для промышленных структур, имеющих интересы в крае. Об организационно-правовой форме, финансовой поддержке, схемах освоения стратегических запасов и видимых итогах в результате деятельности краевой власти, а также о своем видении перспектив развития ситуации первый заместитель губернатора края ЛЕВ КУЗНЕЦОВ рассказывает корреспонденту «КС» АНЖЕЛИКЕ ЮГРИНОЙ.

— Лев Владимирович, как выглядит сегодня политика краевых властей в отношении основных отраслей?

— Основная наша политика нацелена на максимальное сохранение и возможное увеличение того потенциала, который был на территории до прихода команды действующего губернатора. Это возможно как за счет внутреннего развития отраслей, так и за счет привлечения внешних инвестиций. В принципе, эта функция власти инициативная, потому что объективно власть должна отвечать в основном за обеспечение социальных гарантий и законодательство.

— На каких принципах строятся взаимоотношения с промышленными предприятиями?

— В крае есть экономический промышленный костяк, формирующий основную, в том числе доходную базу территории, а также социальную стабильность. Это финансово-промышленные группы и основные отрасли — цветная металлургия, угольная промышленность, железная дорога, строительство. Мы попытались формализовать свои отношения с основными игроками путем заключения соглашений о принципах работы на территории. Сейчас у нас такие соглашения есть с компанией СУЭК, «Русалом», «Норникелем», Красноярской железной дорогой, энергетиками. Мы проводим каждый год ревизию этих взаимоотношений и что-то с учетом жизни и ситуации добавляем, а что-то убираем. И если актуальность затронутых ранее вопросов исчезает (к примеру, массовые увольнения по угольщикам), тогда прекращаем тему, понимая, что в дальнейшем этих вопросов не будет. Есть также предприятия значимые не для края, а для конкретных территорий. Наша позиция в этом вопросе заключается в том, чтобы главы районов и городов могли максимально самостоятельно заботиться о стабильности на вверенных им территориях, и мы стараемся им делегировать эту возможность. Но если возникают значимые вопросы, связанные с установлением кооперационных взаимоотношений с ФПГ или такими районами, как Норильский промышленный, если возникают социальные или экономические вопросы, с которыми сами районы не могут справиться, то здесь уже подключается краевая власть и совместно с территориями эти вопросы пытается решать. Простой пример — завод «Сибэлектросталь». В начале этого года, по нашей оценке, там был неэффективный собственник. Состоялась продажа завода, при этом она привела к тому, что это предприятие вообще могло быть потеряно, тогда краевые власти совместно с городом создали программу. Эта программа обеспечила в первую очередь защиту актива, не дала вывезти с завода оборудование, обеспечивающее производственный процесс. Путем взаимоотношений с федеральными органами, службой занятости, пенсионными фондами и другими организациями и взаимодействия в поисках нового инвестора согласовали план действий. И сегодня вопрос о заводе «Сибэлектросталь» на повестке не стоит.

Другой пример — Придивинский леспромхоз. Его глава не смог самостоятельно решить вопросы, не хватило компетенции. Мы нашли им эффективного собственника в лице компании «Континенталь Менеджмент», и весь леспромхоз был разбит на части: производственный блок, который был продан и сейчас должен состояться его окончательный выкуп, социальная сфера отошла под контроль муниципалитета. Соответственно, здесь мы уже смотрим, что еще должна сделать краевая власть для того, чтобы жилищно-коммунальное хозяйство, пожарная часть, связанная с защитой и функционированием территории, была финансируема. И третья часть — торговля. В этом случае ищем, кому это будет интересно. Вообще, это должен делать глава леспромхоза, потому что это вопросы малого и среднего бизнеса, входящие в компетенцию территорий.

Третий пример — цементный завод. Это вопрос краевой собственности, и в то же время это социально значимое предприятие. Одним из ключевых игроков в нем была краевая власть, и завод был государственной собственностью. Мы сформировали комитет кредиторов, хотя большинство в нем были федеральные чиновники, так как долги в основном были федеральные, вошли в процедуру банкротства как в мероприятие по оздоровлению и защите предприятия, реанимировали его, сохранили потенциал, нашли временного инвестора, который позволил предприятию остаться на плаву. Дальше завод подготовили для продажи по эффективной цене, в несколько раз подняв его стоимость выставили на торги и продали. Сегодня мы видим, что на предприятие пришел сторонний внешний инвестор, при этом предприятие развивается, показатели его каждый месяц улучшаются, уровень доходов увеличивается.

Таким образом, краевая власть показала, что может с учетом масштабности и уровня компетентности решать подобные вопросы. Политика властей в области промышленности — это прежде всего создание необходимых условий для прихода внешних дополнительных инвестиций и определение возможных точек роста, которые могут действительно с точки зрения общероссийской и мировых тенденций быть привлекательными для различных видов инвестиций, и соответственно, работа с инвесторами. К примеру, Курагинский район — «Евразруда». С одной стороны, Краснокаменские и Ирбейские рудоуправления, находящиеся в краевой собственности, где также через процедуру банкротства произошло оздоровление, а с другой стороны — совместная работа с инвестором по новым месторождениям, в том числе и создание инфраструктурных условий — это строительство моста через реку. Сегодня «Евразруда» вскрыла большие запасы руды и решает вопросы по строительству новых мощностей и созданию в определенном районе и в целом в крае дополнительного промышленного потенциала. Другой пример — Ванкорское месторождение, подтвержденное с точки зрения запасов и организационных механизмов. Пришел цивилизованный инвестор — компания «Роснефть», с которой также составлена программа, содержащая в себе четкий план освоения. До этого у нас нефтяная отрасль в крае развивалась слабо. По ключевым отраслям, которые являются приоритетными у нас в крае, мы не только ищем инвесторов, но и проводим определенную программу, вырабатываем критерии поведения в той или иной отрасли.

— В чем заключается программа и каковы ее критерии?

— Лучший пример программы — лесопромышленный комплекс. Это новое направление, увеличивающее экономический потенциал территорий. В лесной отрасли была разработана концепция, из которой мы видим, что у территории есть потенциал и он коррелируется с общемировой тенденцией развития. И мы уже сейчас понимаем, что компании действительно готовы вкладывать средства в строительство новых дополнительных перерабатывающих мощностей.

Вот приблизительно так структурируется наша промышленная политика. Мы пытаемся достигнуть всего вышеназванного не только путем создания правовых аспектов — понятной законодательной среды работы, но и путем создания принципов наибольшего благоприятствования. Но это не означает, что мы кому-то даем более льготные условия.

Благоприятствование вообще в международной практике означает создание равных условий для всех. Сегодня люди понимают, что власть расставляет приоритеты не потому, что любит компанию А, В или С, а потому, что эта компания создает хорошие условия для территорий, соответственно, территории адекватно реагируют. То есть и судебная власть, и судебные приставы будут относиться ко всем одинаково, независимо от того, местная это компания или нет. К сожалению, иногда нам говорят, что «местное» надо давать местным. Если наши инвесторы самые лучшие — вопросов нет. Но если есть другое, более эффективное предприятие, то мы должны понимать, что в конечном итоге решается судьба не конкретной компании, а территории. Важно создание всем равных условий. Бюджет еще и финансово участвует в этом процессе, что очень важно, как привлекая новые инвестиции, так и поддерживая развитие уже существующих предприятий, через субсидирование процентных ставок, через предоставление льгот по налогу на имущество. Опять привожу конкретный пример — ОАО «Пикра» проводит строительство новых мощностей для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, увеличение производства, а с другой стороны — сохранить конкурентоспособность на своем сегменте рынка. Вот такая политика.

— Что выходит в результате?

— Не все, конечно, удается и получается, но если посмотреть общедоходную базу краевого бюджета, можно сравнить. Когда мы пришли два года назад, у нас совокупный налоговый потенциал края был порядка 35 млрд рублей, а сегодня мы уже видим, что к 2005 году сумма приближается к 54 млрд. Конечно, совокупный бюджет края состоит из налоговых и неналоговых поступлений, но в целом мы видим, что с учетом изменения налогового законодательства при том, что у нас часть налогов забирают, мы получаем денег все больше и больше. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.

Основная проблема наших предприятий — они, к сожалению, очень инертны. Теперь задача краевой власти — заставить их быть более активными. Мы пытаемся наладить взаимоотношения с алюминщиками, «Норникелем», железной дорогой. Мы на месте пытаемся найти дополнительные заказы, которые бы позволяли нашим предприятиям развиваться и совершенствоваться на долгосрочной основе. Железная дорога, к примеру, готова на 10 лет подписать контракт на поставку оборудования, «Норильский никель» тоже декларирует свои обязательства. Теперь задача наших предприятий — просчитать, что это им выгодно, и потом, имея потенциальные заказы, развиваться и планировать свою работу уже не на год-два, а на длительную перспективу.

Анжелика ЮГРИНА


Comments are closed.

Так же в номере