Главная » Спецвыпуск » Вертикальная нефть

Вертикальная нефть

Владимир КОМАРОВ

 

Сегодня лицо нефтяной отрасли России определяют семь крупнейших вертикально интегрированных нефтяных холдингов: ЮКОС, «Сибнефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Башнефть» и «Татнефть». Они сосредоточивают в себе разведку, добычу, переработку сырья и сбыт ГСМ. Как строится работа в рамках вертикально интегрированного холдинга, попытался разобраться корреспондент «КС» ВЛАДИМИР КОМАРОВ.

 

История отрасли

 

«Мозговой центр» Западно-Крапивинского месторождения — станция первичной переработки нефти и центр управления всеми процессами добычи и бурения. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Первая в мире нефтяная скважина была пробурена на Биби-Айбатском месторождении вблизи Баку в 1846 году. С этим событием принято связывать начало современной нефтяной промышленности. Впрочем, еще в 1745 году купец Федор Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты, а 1823-м братья Дубинины открыли нефтеперерабатывающий завод в Моздоке, нефть для которого поступала с близлежащего Вознесенского нефтяного месторождения.

Россия всегда была одним из лидеров нефтедобывающей отрасли. Сначала активно разрабатывался Бакинский регион (в то время — часть Российской империи), где находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами. Братья Нобели и семейство Ротшильдов, осваивавшие Бакинские месторождения, к 1900 году контролировали более 30% всей мировой нефтедобычи. Компания Shell Transport & Trading, которая позже стала частью Royal Dutch/Shell, начала свой бизнес именно с перевозок нефти, добываемой Ротшильдами, в Западную Европу.

В 1920 году все нефтяные месторождения России были национализированы. Братья Нобели и компания Standard Oil из Нью-Джерси (известная сегодня как Exxon) ушли из России, однако другой Standard Oil — из Нью-Йорка (известный сегодня как Mobil) продолжал инвестировать отечественную нефтяную отрасль.

Каспий и Северный Кавказ оставались центром советской нефтяной промышленности вплоть до середины прошлого века. В 1951 году добыча нефти на Каспии достигла рекордного уровня — 850 тыс. баррелей в день. Баку сохранял статус крупного промышленного центра, здесь производилось около двух третей советского нефтяного оборудования.

В это же время началась добыча с новых месторождений, расположенных в Волго-Уральском регионе. Широкомасштабные инвестиции в регион быстро окупались, что способствовало серьезному росту добычи нефти в СССР. Возникла потребность в новых нефтеперерабатывающих заводах. Построенный в 1955 году Омский НПЗ стал одним из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире.

Советский Союз активно наращивал экспорт нефти и в начале 1960-х годов вытеснил Венесуэлу со второго места в мире по добыче нефти. Выброс больших объемов дешевой советской нефти на рынок стал одной из причин создания Организации стран — производителей нефти (ОПЕК).

В начале 1960-х годов были разведаны первые запасы крупных месторождений в Западной Сибири во главе с Самотлором — месторождением-супергигантом, извлекаемые запасы которого — около 14 млрд баррелей (2 млрд т).

Несмотря на сложные природно-климатические условия и удаленность сибирских месторождений от транспортных и энергетических магистралей, в 1975 году Советский Союз смог нарастить добычу в регионе до 9,9 млн баррелей (около 1,4 млн т) в день.

После достижения феноменальной добычи на месторождениях Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. В начале 1990 года началось стремительное падение уровня добычи, продолжавшееся до 1997 года. Экономический кризис 90-х повлек за собой снижение спроса на нефть внутри страны, уменьшение объемов разведочных работ, бурения и капитальных ремонтов скважин.

Пережив кризис, российская нефтяная отрасль вновь стремительно развивается, но уже в новых условиях. В настоящее время, с учетом аффилированных связей, добычу нефти и газа в стране осуществляют семь вертикально интегрированных нефтяных компаний, а также ОАО «Газпром» и более 150 сравнительно небольших нефтегазодобывающих компаний, которые представлены организациями с российским, иностранным и смешанным капиталом. Организационная и производственная структура ведущих нефтяных компаний построена по принципу вертикальной интеграции — от разведки и разработки месторождений углеводородов до переработки и сбыта.

В последние годы в отрасли происходили процессы централизации и концентрации производства и капитала, что привело к укрупнению собственности, в значительной мере — к оптимизации производственной и сбытовой структуры.

В 2002 году годовой объем добычи нефти в России составил 380 млн т, что на 31,9 млн т превышает показатель 2001 года. Ожидается, что в 2003 году добыча нефти в стране возрастет до 415 млн т. Основной рост происходит за счет крупных компаний, обладающих финансовыми ресурсами и технологиями для ввода новых объектов в разработку, интенсификации добычи на разрабатываемых месторождениях. Если в прошлом году вертикально интегрированными и многопрофильными компаниями было добыто чуть более 91% всей нефти в стране, то в 2003-м этот показатель составит около 94%.

В настоящее время происходит процесс слияния крупных нефтяных компаний: ЮКОСа и «Сибнефти», а также ТНК-ВР, СИДАНКО и «Славнефти». Ранее из крупных компаний ЮКОСом была поглощена Восточная нефтяная компания, ЛУКОЙЛом — КомиТЭК, Тюменской нефтяной компанией — ОНАКО. Эксперты ожидают, что процессы централизации и концентрации производства и капитала в отечественной нефтяной отрасли продолжатся, возможно создание и международных альянсов.

Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и выполнения экспортных обязательств при благоприятном варианте социально-экономического развития страны и конъюнктуры международных рынков, согласно параметрам энергетической стратегии, добыча нефти в России к 2010 году составит около 490 млн т в год, к 2020-му — до 520 млн т. Экспорт нефти из России к 2010-2015 гг. может достигнуть 290-300 млн т в год, из них 100-110 млн т составит экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и США (на западное побережье).

Если эти прогнозы экспертов сбудутся, повысится возможность привлечения крупных инвестиций в освоение новых сибирских месторождений, а также возможность более эффективно влиять на глобальную конъюнктуру. Независимые аналитики считают, что Западная Сибирь располагает остаточными запасами более 150 млрд баррелей (свыше 20 млрд т), и уровень добычи может быть в три раза больше, чем сейчас.

 

Добыча

 

Современный фольклор создал миф о нефтяниках: «мужественные романтики, зарабатывающие сумасшедшие деньги где-то на Севере». Поскольку все промыслы — закрытые территории, проверить истинность этого утверждения могут немногие. Корреспондентам «КС» повезло: сотрудники ОАО «Сибнефть — Ноябрьскнефтегаз» взяли нас на свой вертолет и доставили в самое сердце нефтедобычи севера Омской области — на Западно-Крапивинское месторождение.

Месторождение было открыто в 1984 году. Первоначально извлекаемые запасы оценивались в 8,5 млн т, однако, по оценке ученых Института нефти и газа Сибирского отделения РАН, совокупные запасы нефти на Омском севере могут составить более 200 млн т. В августе 1999 года компания «Сибнефть» выиграла тендер на разработку месторождения и получила лицензию на право пользования недрами в течение 25 лет.

Вертолет — единственная возможность добраться до месторождения в летнее время. По воздуху доставляется все — от минеральной воды до сложного оборудования. Большинство сибирских нефтяных месторождений лежит на болотах. Не исключение и Западно-Крапивинское. Сегодня здесь идет создание инфраструктуры: возводятся мосты, прокладываются дороги к месторождению и ЛЭП. Передвигаться внутри месторождения между кустами и станцией первичной переработки нефти, где расположено управление компанией, можно уже на обычном транспорте.

Кустом на месторождении называется место, где под землю уходит несколько скважин. На кусте устанавливается буровая вышка, высота которой может превышать 40 метров. Буровая находится на рельсах и, после того как скважина пробурена, сдвигается на несколько метров в сторону, чтобы начать бурить новую. Таким образом, на территории не больше 100 кв. метров может быть пробурено свыше 10 скважин, прямых или направленных под определенным углом в сторону от буровой. Когда все скважины на кусте пробурены, буровую демонтируют и перевозят на новый куст, а на ее месте устанавливают небольшие насосные установки, которые качают нефть из месторождения и направляют по трубам до станции первичной переработки.

Буровой станок на Западно-Крапивинском месторождении был смонтирован в марте 2001 года, и 17 июня из трех пробуренных скважин пошла первая омская нефть. Сегодня на месторождении уже полностью обустроен первый куст из 7 скважин, начаты работы на втором.

Никаких вышек-«качалок» на новых месторождениях нет, несмотря на то что именно они, как и бьющий из-под земли фонтан нефти, в котором счастливые нефтяники умывают лица, утвердились в общественном сознании как символ нефтедобычи. Изменились и технологии, и экологические нормы. Сегодня после установки насосов на скважины территория куста полностью рекультивируется, и о том, что здесь полным ходом добывается нефть, вам подскажут только предупреждающие знаки.

Нефть, добытая в разных частях света, и даже с разных глубин одного и того же месторождения, различается по составу углеводородов и других компонентов. Именно поэтому типы нефти заметно отличаются друг от друга по внешнему виду и характеристикам — от светлых летучих жидкостей до густых темных масел, настолько вязких, что их с трудом удается выкачивать из пласта.

Как говорят специалисты, крапивинская нефть имеет высокий потенциал. Она легкая, малосернистая, содержит много светлых фракций и подходит для выработки высокооктанового бензина, керосина и зимнего дизельного топлива.

Несмотря на то что нефтяной бизнес является прибыльным, он требует солидных капиталовложений. Предполагается, что к 2007 году «Сибнефть» инвестирует в развитие Западно-Крапивинского месторождения до одного миллиарда долларов. Предполагаемая полная добыча здесь, по оценкам экспертов, должна составить 500 тыс. т нефти в год.

Вся эта нефть будет поступать на станцию первичной переработки, где происходит сепарация. Специальные фильтры отделяют газ, затем нефть отстаивается в огромных резервуарах. Так как нефть легче воды, воду со дна резервуара сливают, и затем еще раз повторяют всю процедуру очистки.

А как же нефтяники? Природные условия, в которых им приходится работать, нельзя назвать легкими. Смены длятся по 12 часов, возможно, поэтому на романтику просто не остается сил. К тому же суровая дисциплина полностью исключает алкоголь. Курить можно только в строго отведенных местах. Сами нефтяники — люди открытые, прямые, но немногословные. Здесь нет суеты, каждый четко знает, где он должен быть и что делать в конкретной ситуации. Корреспонденты «КС» были поражены тем, как быстро и слаженно разгружался вертолет, прибывший с «Большой земли». «Если повезет и погода не испортится, может быть, еще один рейс удастся сделать», — пояснили нам.

Большинство персонала работает одну вахту длиной в три месяца и через три месяца отдыха возвращается на месторождение. Мастер добычи Олег Баранников говорит, что «простых» рабочих на месторождении нет — все они специалисты в своей области, окончившие вуз или специальные курсы.

Нефтяные компании стараются обустроить быт своих сотрудников. Персонал буровых вышек живет в благоустроенных вагончиках. Несколько лучше условия жизни на станции первичной переработки нефти Западно-Крапивинского месторождения, где из специальных блоков, как из конструктора, собран большой офисный, административно-гостиничный комплекс. Помимо комнат, здесь есть столовая, тренажерный и спортивный залы, медицинский пункт, химическая лаборатория. Информация из диспетчерской, управляющей всеми процессами добычи и первичной переработки нефти на месторождении, направляется в Москву и Ноябрьск.

После того как нефть прошла первичную переработку, ее отправляют по магистральному нефтепроводу на Омский нефтеперерабатывающий завод.

 

Переработка

 

ОНПЗ — уникальное предприятие, занимающее особое место в экономике всего Сибирского региона. От его работы зависит не только бюджет Омской области, но и весь розничный рынок ГСМ Сибири, а значит, и ценообразование в отраслях, казалось бы, далеких от нефтяной.

Первое впечатление, которое производит завод, — «город в городе». Площадь предприятия (более 30 кв. км) пересекают тысячи километров труб и 40 км асфальтированных дорог. Движение шести рейсов автобусов и служебного транспорта контролирует собственная автоинспекция. Как и в любом городе, здесь есть свои бездомные собаки и, что более необычно, дикие лебеди в водостоках. Этим фактом заводчане очень гордятся, намекая на безупречную экологию предприятия.

Омский НПЗ поставляет во многие регионы России и за рубеж более 100 наименований продукции: бензин, топливо для дизельных и реактивных двигателей, технические масла, бытовой газ, топочный мазут, бензол, толуол, кокс, орто- и параксилол и другие ГСМ.

Ежемесячная переработка нефти составляет около 1,5 млн т. «Можно и увеличить, — говорят на заводе. — Мы зависим не от уровня добычи нефти, а от потребностей рынка».

Сами заводчане в шутку называют завод «самогонным аппаратом». В принципе, весь процесс перегонки нефти заключается в ее нагревании. Но сложность в том, что огнеопасная жидкость нагревается до сверхвысоких температур. В гигантских установках она течет по трубам, объятым пламенем. Если металл не выдержит, взрыва и пожара не избежать. Впрочем, все на заводе находится под контролем людей и компьютеров. Факелы на вышках, внешне напоминающие газовые, — не что иное, как аварийные запальные устройства. При аварийном отключении электроэнергии или остановке насосов, подающих воду для охлаждения, все испарения уходят «в факел» и выгорают.

Аварии все же случаются. В начале 2003 года на заводе произошел локальный пожар. Сибирский розничный рынок моментально отреагировал небольшим ростом цен. Поскольку ОНПЗ обеспечивает значительную часть оптового и розничного топливного рынка Сибири, операторы прогнозировали наступление ситуации дефицита ГСМ. Однако мало кто знает, что резервные емкости завода рассчитаны на хранение 1 млн т ГСМ. Это позволяет выполнять контрактные обязательства завода даже при его частичной остановке.

На первом этапе производства бензина идет «разгонка» нефти, в ходе которой выделяются бензиновые и керосиновые фракции, а также мазут, поступающий на производство масел. Затем бензиновые фракции проходят испытание температурой до 510 градусов. Таким образом происходит облагораживание бензина, увеличение его октанового числа. Этот процесс называют риформингом.

База для производства бензина получена. Теперь его необходимо сделать товарным продуктом. Для этого бензин отправляется на автоматическую станцию смешения. Технология состоит в том, что бензиновую базу смешивают с разными веществами, содержащими высокое октановое число. Технологи задают программу компьютеру, который руководит насосами. Насосы закачивают из разных резервуаров нужные пропорции компонентов, а затем откачивают готовый продукт в товарные емкости.

Производство масел — совсем другая технологическая цепь, более сложная и дорогостоящая, чем производство бензинов, так как требуется больше присадок. Прибыль от продаж масел невелика. Однако сегодня собственное «фирменное» масло — вопрос престижа любой нефтяной компании. В 2001 году ОНПЗ освоил выпуск широкой гаммы универсальных моторных масел «Экстра» и запустил линию автоматического налива масел и изготовления канистр современного дизайна. Стоимость приобретенного компанией «Сибнефть» оборудования составила 690 тыс. евро.

Отечественные нефтяные компании стремительно осваивают рынок моторных масел, тесня западных конкурентов. Недавно производство масла U-tech начала Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), входящая в состав НК ЮКОС. Высокие цены на импортные масла, связанные с затратами на их продвижение на рынок, необходимостью уплаты ввозных пошлин и дополнительными наценками розничных продавцов, играют на руку отечественному производителю.

Первые отечественные масла начал выпускать «Пермьнефтеоргсинтез» — дочерняя компания ЛУКОЙЛа, в 1997 году. Второй была ТНК, занявшаяся производством масел совместно с Техасо, в специально созданной компании «ТНК-Texaco». За ними последовали «Сибнефть» и ЮКОС. Директор по торговле маслами ЗАО «ЮКОС РМ» Дмитрий Крапивин отмечает, что на российском рынке встречается продукция зарубежных производителей, которые в погоне за прибылью не всегда уделяют должное внимание качеству. Этот факт подвиг отечественные НК начать выпуск собственных качественных масел.

Производство продуктов нового поколения невозможно без модернизации производства. Омский НПЗ модернизируется постоянно. Разработана концепция его технического перевооружения до 2010 года. В рамках этой программы в 2001 году по проекту французской фирмы Technip был пущен в эксплуатацию крупнейший в России комплекс сернокислотного алкилирования (сметная стоимость проекта — $79 млн). Губернатор Омской области Леонид Полежаев назвал этот проект знаковым. Производство алкилата — компонента высокооктанового неэтилированного бензина — позволило выпускать экологически чистое автомобильное топливо марки «Супер-98».

В 2002 году «Сибнефть» направила на техническое обновление завода $49 млн. «Мы четко осознаем, что вкладываем деньги не просто в предприятие, рассчитывая только на получение прибыли, — мы инвестируем прежде всего в будущее нашей родной области. Ни одна компания не может динамично развиваться в слабом, экономически больном регионе», — так объясняет инвестирование завода вице-президент «Сибнефти» Константин Потапов.

 

Сбыт

 

В этих цистернах ГСМ уходят в региональные оптовые и розничные подразделения «Сибнефти» или независимым операторам, заключившим с компанией дилерский договор. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Потребности внутреннего рынка в ГСМ растут с каждым годом. В свою очередь крупные НК ежегодно наращивают свои «фирменные» сети АЗС и уже давно контролируют оптовые рынки. Сейчас на оптовом сибирском рынке нефтепродуктов доминируют «Сибнефть» и ЮКОС. На работу с этими двумя холдингами переключились большинство независимых оптовых трейдеров, хотя раньше они часто завозили нефтепродукты из Уфы, Перми и Сургута.

Оптовые поставки «Сибнефть» осуществляет через свои сбытовые организации-«нефтепродукты», расположенные на территории, где присутствует нефтяная компания. Есть и другая схема: независимые операторы близлежащих к Омской области территорий заключают дилерские договоры на прямые поставки ГСМ прямо с завода. Схема оптовых поставок ЮКОСа несколько отличается. На территориях своего присутствия он создает торговые дома — филиалы Торгового дома «ЮКОС-М».

Помимо оптовой торговли, нефтехолдинги все больше внимания уделяют развитию собственных розничных сетей. На своих заправках НК не только гарантируют качество бензина, но и предлагают расширенный ассортимент ГСМ. Например, на АЗС «Сибнефти» можно купить высокооктановый неэтилированный бензин марки «Супер-98», в то время как многие частные станции им не торгуют. Это связано с дополнительными техническими сложностями и расходами: необходимы отдельные резервуары на хранилищах и отдельные танки на АЗС.

Выстраивание собственных розничных сетей не идет гладко. Практически на всех территориях, за исключением Омской области, рынок оказался поделен между «новыми» независимыми операторами и «старыми» сбытовыми организациями-«нефтепродуктами». Некоторые НК вошли в число акционеров «старых» и тем самым получили сеть, которая требовала срочного обновления фондов. Их конкурентам, другим НК, не оставалось ничего другого, кроме как уйти с рынка или начать скупать мелкие частные сети АЗС. Единственный прецедент совместного управления двух конкурирующих на рынке НК был зафиксирован в Новосибирске, где «Сибнефть» и ЮКОС на паритетных началах разделили «Новосибирскнефтепродукт». Впрочем, как говорят эксперты, паритетность до конца четко не соблюдается.

Наиболее гибкую политику проникновения на новые рынки розничного сбыта демонстрирует «Сибнефть». Компания не только скупает мелких независимых операторов, но и предлагает им работать по франчайзинговым схемам. Весной этого года компания подписала франчайзинговое соглашение с новосибирской сетью АЗС «Синтез» (6 станций). Тогда, впервые в истории новосибирского топливного рынка, частная автозаправочная сеть заключила договор коммерческой концессии с крупной нефтяной компанией. Несколькими месяцами раньше «Сибнефть» купила другую независимую сеть АЗС — «Рост» (5 заправок).

Аналитики нефтяной отрасли убеждены: какими бы ни были мировая конъюнктура и цена на нефть, движение российских НК на внутренние рынки продолжится. Будущее российской нефтяной отрасли — за вертикально интегрированными компаниями. В долгосрочной перспективе в системе нефтеобеспечения могут сформироваться четыре-пять крупных вертикально интегрированных компаний, контролирующих более 90% добычи и 95-98% переработки нефти в стране, имеющих добывающие, перерабатывающие и сбытовые активы за рубежом.



Comments are closed.

Так же в номере