Главная » Спецвыпуск » Вызов принят

Вызов принят

До официального слияния НК ЮКОС и НК «Сибнефть» осталось четыре месяца. Однако грядущее слияние компаний ставит все новые вопросы: о будущем ценообразовании, кадровой политике, взаимоотношении с партнерами и подрядчиками, федеральными и региональными властями. «КС» попытался обозначить те проблемы, которые могут возникнуть в результате создания суперкомпании у общества, власти и бизнеса.

Оценочные показатели объединенной компании «ЮкосСибнефть»: запасы — 2914 млн т; добыча — 105 млн т в год; переработка — 54 млн т в год; капитализация — $35,9 млн. У объединенной компании самый высокий процент темпов роста объема добычи — около 20% и самая низкая себестоимость добычи. Прежде ЮКОС и «Сибнефть» доминировали на рынках или разделяли их в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске и на Алтае.

Власти и компании пока делают упор на положительные последствия слияния (которое специалисты склонны называть покупкой ЮКОСом «Сибнефти»). Оно приведет к укрупнению собственности и в значительной мере оптимизирует производственную и сбытовую структуры компаний. В пользу этой точки зрения говорит и позиция Министерства по антимонопольной политике, которое на прошлой неделе одобрило сделку, не увидев поводов считать будущую суперкомпанию монополистом.

В 2002 году годовой объем добычи нефти в России составил 380 млн т, что на 31,9 млн т превышает показатель 2001 года. Ожидается, что в 2003 году добыча нефти в стране возрастет до 415 млн т. Основной рост объемов добычи происходит за счет крупных компаний, обладающих финансовыми ресурсами и технологиями для ввода новых объектов в разработку, интенсификации добычи на разрабатываемых месторождениях. Если в 2002 году вертикально интегрированными и многопрофильными компаниями было добыто чуть более 91% всей нефти в стране, то в 2003 году этот показатель составит около 94%.

Вызов власти и рынкам

Заместитель губернатора Томской области Андрей Трубицын сообщил «КС», что вопросы консолидации ресурсов нефтяных компаний стояли уже давно: «В первую очередь объединение вызвано тем, что при дальнейшем освоении Западной и Восточной Сибири встает проблема развития транспортной инфраструктуры». Цена вопроса составляет десятки миллиардов долларов, и очевидно, что решить подобные задачи силами отдельной компании не представляется возможным.

Крупные сделки часто происходят с целью «продавить» какой-либо трудный проект. Многие эксперты называют главной причиной слияния наращивание ЮКОСом своих запасов нефти, которые понадобятся компании для экспорта в Китай. Ускорение проекта строительства трубопровода в Китай, продвигаемого ЮКОСом, — еще одна из возможных причин объединения; и это вызов федеральной власти.

Президенту «Сибнефти» Евгению Швидлеру предстоит ответить на многие вызовы. Фото ИТАР-ТАСС, Алексей КОНДРАТЬЕВ

Заместитель главы администрации Иркутской области Алексей Соболь убежден: «Чтобы построить нефтепровод, необходимы значительные финансовые ресурсы, которых сегодня у государства нет. В связи с этим проект строительства нефтепровода может реализовываться достаточно продолжительный промежуток времени. Это не в интересах добывающей компании, чья нефть будет прокачиваться по трубе, да и не в интересах самого государства. С другой стороны, частный нефтепровод предполагает, что его строительство будет идти за счет частных инвестиций. Такие средства есть у компаний, заинтересованных в строительстве трубы и экспорте нефти в Китай, Корею. Здесь необходимо искать баланс интересов государства и частных компаний».

Баланс интересов необходимо найти и в вопросе будущего ценообразования на ГСМ в Сибири, ведь после объединения ЮКОС и «Сибнефть» станут фактически единственным серьезным игроком на всем топливном рынке. Исполнительный директор ООО «ТД ЮКОС-М» по Западной Сибири, директор новосибирского филиала Виталий Клочко озвучил официальную позицию компании: «Большинство вопросов, связанных со слиянием компаний, не комментируются до момента окончательного объединения — 1 января 2004 года. Сейчас обе компании работают по утвержденным ранее бизнес-планам. Что же касается опасений, что со следующего года участникам рынка придется иметь дело с новой компанией-монополистом, которая будет жестко диктовать свои условия, то поскольку МАП сделку одобрило — значит, был проведен анализ рынка, в результате которого стало ясно, что объединенная компания не будет ущемлять ничьих прав».

Региональная власть считает, что с будущей компанией можно будет договориться, но каким образом, не уточняет. Скорее всего, властные структуры пока не знают, как реагировать на сделанный им вызов. В то же время многие эксперты полагают, что монополизация сибирского бензинового рынка теперь будет очень жесткой, и у местной власти должны появиться какие-то новые административные рычаги. Если раньше региональные власти и предприниматели сбивали цену, играя на конкуренции между двумя НК, то вскоре им придется иметь дело с одной компанией.

«На сибирских рынках уже давно сформировалась такая система, при которой несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Никаких перемен в этой системе произойти пока не может», — утверждает старший научный сотрудник Института геологии нефти и газа СО РАН Андрей Коржубаев.

Вызов самим себе

Грядущее объединение создает нервное напряжение и внутри самих компаний. Различия в стиле менеджмента могут стать серьезной преградой для работы многих сотрудников в рамках будущей компании. «Одно объединение мы уже пережили, хотя оно было гораздо более формализованно, — говорит начальник цеха приема и отгрузки нефтепродуктов ОАО «Сибнефть» Виктор Шадурский. — Тогда пошли новые бланки, новая документация, начали формироваться команды для пересмотра и исправления планов. А на сегодняшний день никакой внутренней информации нет, а та, которая поступает из СМИ, — очень противоречива».

Неведение порождает слухи и предположения о своей будущей судьбе среди сотрудников компании. «Пока никаких официальных уведомлений нет, но, возможно, произойдет переподчинение, в зависимости от структуры ЮКОСа. Ведь у них, вероятно, существуют такие же отделы и департаменты, как в «Сибнефти», — считает начальник службы учета отгрузок нефтепродуктов в Омской области ОАО «Сибнефть» Александр Бондарь.

На условиях анонимности некоторые сотрудники ЮКОСа сообщили «КС», что события вокруг ареста одного из совладельцев ЮКОСа Платона Лебедева и «наезд» на их компанию волнуют персонал гораздо меньше, нежели будущее слияние. Учитывая, что параллельно идет создание другого нефтяного гиганта — ТНК-BP путем объединения ТНК, СИДАНКО и «Славнефти», очевидно, что на рынке занятости окажутся свободными значительные менеджерские ресурсы.

Не все ясно и с тем, как изменится брэндинг компаний и судьба уже «раскрученных» продуктов. Директор по торговле маслами ЗАО «ЮКОС РМ» Дмитрий Крапивин затрудняется сказать, под каким брэндом будут выпускаться моторные масла «Сибнефти»: «Масла на Омском НПЗ будут выпускаться в любом случае, и это пока все, что я могу ответить».

Также под большим вопросом будущие оптовые схемы в некоторых регионах. Например, в Новосибирской области ЮКОС и «Сибнефть» осуществляли оптовые поставки через ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» (ННП), которое они несколько лет назад разделили на паритетных началах. Как утверждают участники новосибирского топливного рынка, условия паритетности никогда четко не соблюдались. В итоге в начале 2003 года ЮКОС создал в Новосибирске собственный торговый дом — структуру, занимающуюся оптовыми поставками в регион. За какой из двух структур сохранятся функции оптового поставщика в следующем году, пока не знают ни в ННП, ни в ТД «ЮКОС-М». Схожая ситуация в Томской области, Алтайском и Красноярском краях — там у обеих компаний есть свои сбытовые организации.

Директор отдела продаж ООО «Фортуна плюс» Сергей Новохатский (Красноярск) считает, что все последствия объединения ЮКОСа и «Сибнефти» будут очевидны только по прошествии полугода, и связано это прежде всего с размерами компаний: «Судите сами, одна из них занимала первое место, вторая — пятое; чтобы произошли структурные изменения, нужно время. Соответственно, для нас пока никаких явных признаков изменений политики поставщиков нет, цены остались на прежнем уровне. Думаю, что со временем цены, конечно, будут повышаться. Но конкуренции не будет, все нефтеперерабатывающие заводы будут принадлежать одному хозяину, и можно предположить, что появится монополия на бензин».

По мнению начальника аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, существует еще один серьезный вызов — подрядчикам и партнерам: «Действующие договоренности между сибирским бизнесом и НК пока сохранятся, ведь компании и покупают за эти договоренности, впрочем, не исключено, что диалог «ЮкосСибнефти» и сибирского бизнеса теперь будет сложнее. По духу компания станет более «серьезной» и выбирать своих партнеров будет тщательнее и, возможно, пристрастнее».

Несколько месяцев назад вероятность слияния ЮКОСа и «Сибнефти» оценивалась как 1 к 3, однако сегодня это уже факт, не подлежащий сомнению. Первые результаты, демонстрирующие истинный характер компании, можно будет оценить в будущем году.

Владимир КОМАРОВ| |Елена ПОПОВА, Иркутск| |Елена РАХМАНОВА, Красноярск


Comments are closed.

Так же в номере