Главная » Железная дорога » Александр Васекин: "На КЖД внедряется Система менеджмента качества"

Александр Васекин: «На КЖД внедряется Система менеджмента качества»

1 июля исполняется 11 лет службе технической политики «Российских железных дорог». Новая структура была создана по решению коллегии МПС с целью усиления научно-технической деятельности дорог. Сегодня «КС» беседует с начальником службы технической политики Красноярской железной дороги АЛЕКСАНДРОМ ВАСЕКИНЫМ.

— Александр Иванович, вы были первым начальником службы технической политики на КЖД. Расскажите об истории создания подразделения.

— В 1996 году на Совете главных инженеров дорог, которые традиционно проводились перед итоговой коллегией МПС, обсуждались проблемы реализации инновационных проектов на железнодорожном транспорте. В то время на дорогах были техотделы и инженерные центры (сформированные из ранее существовавших Дорожно-конструкторских технологических бюро -ДТКБ). Техотделы распоряжались средствами, выделенными службам дорог на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (планы НИОКР). На совете было принято решение о повышении статуса техотделов и создании на их базе и базе инженерных центров дорог службы технической политики.

В штат службы технической политики КЖД тогда входили 30 человек. Она объединила представителей инженерно-технической элиты магистрали. В силу возложенных функций мы обязаны были быть в авангарде при решении вопросов научно-технического развития дороги.

— Давайте вспомним о первых проектах службы технической политики КЖД.

— Специалистами службы при поддержке отраслевых служб и головного института ВНИИАСа было внедрено в эксплуатацию программное обеспечение для запуска системы графика исполненного движения поездов. Система позволила повысить оперативность и достоверность управления движением поездов. Это одна крупная работа. Вторая касается спутниковых технологий. Сейчас очень много говорят о развитии глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и об их использовании для решения задач железнодорожного транспорта. Так вот, ДКТБ Красноярской железной дороги, позднее — инженерный центр, а затем и служба технической политики КЖД начали заниматься этой проблемой еще в 1995 году. Мы тогда фактически доказали возможность применения спутниковой навигации на железнодорожном транспорте. Сейчас все локомотивы сети и специальный подвижной состав оснащены комплексными локомотивными устройствами безопасности КЛУБ (устройство предупреждает о запрещающем сигнале светофора, контролирует соблюдение режима скорости, иными словами, включает в себя элементы автопилота). Отличительной особенностью КЛУБ является возможность принимать информацию как из рельсовых цепей, так и с цифрового радиоканала. Кроме традиционных датчиков, устройство имеет систему спутниковой навигации. Прообраз КЛУБ родился на Красноярской железной дороге. Правда, в силу разных обстоятельств до конца мы не доделали этот прибор. Но и то, что было сделано, я считаю ярким достижением службы технической политики. Мы тогда фактически заглянули на 12 лет вперед. В те времена, в период исторических потрясений в стране смелые идеи реализовывались непросто. Когда я делал доклады на научно-техническом совете МПС, меня называли авантюристом и фантазером. «При чем здесь космос и железнодорожный транспорт?» — возражали мне.

— Каковы задачи службы сегодня?

— И в прежние времена, и сегодня служба технической политики выступает координирующим центром при формировании и выполнении планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Железная дорога — сложный организм, объединяющий в одно целое разнопрофильные хозяйства. Если что-то делается в одном хозяйстве, это не значит, что нововведение будет экономически выгодно для других. Так вот, задача нашей службы — убрать барьеры между хозяйствами, вести внедрение любого новшества комплексно, чтобы совокупный экономический эффект был для дороги и компании максимальным.

— Что сейчас в приоритетах у вашего подразделения?

— Сейчас мы работаем над внедрением Системы менеджмента качества (СМК). Это очень большой проект. Создание СМК ведется согласно положениям Международной организации по стандартизации, известной под сокращением ИСО. Главная задача проекта — оптимизировать все технологические процессы на дороге, снизить до нуля все существующие и возможные потери, связанные с недостатками организации работы. И конечно, такой подход является резервом экономики для КЖД.

— Служба технической политики КЖД участвовала в разработке Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, а точнее — той ее части, которая касается регионов зоны действия КЖД.

— Красноярской железной дороге повезло больше, чем другим дорожным филиалам «РЖД». В регионах зоны действия КЖД предполагается реализовать крупнейшие инвестиционные проекты страны: это комплексное освоение Нижнего Приангарья и строительство новой железнодорожной магистрали Кызыл-Курагино. Средства частично будут выделены из Инвестиционного фонда РФ. В рамках работы над внедрением Системы менеджмента качества (СМК) службой технической политики были проанализированы пропускные и провозные способности магистрали с тем, чтобы, когда вышеназванные инвестпроекты будут реализованы, Красноярская железная дорога не стала сдерживающим фактором.

Напомню, при освоении Нижнего Приангарья планируется строительство новой железнодорожной ветки Карабула-Ярки протяженностью 45 км (позднее она будет продлена еще на 10 км — до мостового перехода через Ангару). Объем вложений — 5,1 млрд руб. Финансирование будет осуществляться из Инвестиционного фонда РФ. Одновременно с этим в связи с ростом промышленного потенциала Нижнего Приангарья и ожидаемым увеличением объемов перевозок на участке Решоты-Карабула (сегодня годовые объемы перевозок на этом направлении составляет около 3 млн тонн, но к 2015 году эта цифра может превысить 11 млн тонн) необходима модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры. Общая сумма инвестиций, которые нужно будет вложить железнодорожному холдингу в усиление инфраструктуры, — более 5 млрд руб. Предполагается, что эти средства будут осваиваться поэтапно, в течение шести лет. Пока КЖД приступила к проектированию двух новых разъездов на этом участке: Каменная Речка и Тиличет. Что касается проекта строительства железнодорожной магистрали Кызыл-Курагино (протяженность — 450 км, ориентировочная стоимость — более 74 млрд руб.), то и здесь КЖД также не может быть сторонним наблюдателем. Авторы инвестиционного проекта Кызыл-Курагино предполагают: объем перевозок составит порядка 16 млн тонн ежегодно. Следовательно, необходимо увеличивать пропускные способности южного хода дороги Междуреченск-Тайшет. Кстати, это направление входит в транспортный коридор Кузбасс-порты Дальнего Востока, повышение пропускных способностей которого в «РЖД» считают приоритетной задачей. Сокращение однопутных участков на южном ходу — одно из стратегических направлений развития Красноярской железной дороги.

Материалы предоставлены пресс-службой Красноярской железной дороги



Comments are closed.

Так же в номере