Главная » Экономика » Провал с отсрочкой: реформа энергетики так и не вышла на финишную прямую

Провал с отсрочкой: реформа энергетики так и не вышла на финишную прямую

В результате начатой еще в 2004 году реформы энергетики сегодня страна получила разрозненные элементы некогда единой технологической цепочки производства, распределения и потребления энергии и тепла. По мнению экспертов и участников рынка, проблемы, возникшие в ходе реформирования, цель которого состояла в приходе частного инвестора и появлении множества независимых предприятий, занимающихся генерацией, сбытом и передачей электроэнергии, не просто не удалось решить, но уже сегодня наличие всех эти неразрешенных задач позволяет говорить о провале реформы энергетики.

До 2008 года энергетическое хозяйство представляло собой двухуровневую систему, состоящую из сети связанных между собой крупных станций, управляемых из единого центра и гарантирующих надежность работы энергосистемы в целом, а также региональных сетей и линий электропередачи, которые обеспечивали электро- и теплоснабжением все регионы страны. Монополистом на рынке генерации и электротранспортировки при этом выступала единственная энергетическая компания, объединявшая практически всю российскую энергетику, — ОАО «РАО «ЕЭС России».

В основе продекларированного в 2004 году реформирования энергосистемы лежала цель создать конкурентный рынок частников, которые привлекут в сложную и трудно управляемую отрасль немалые инвестиции. Предполагалось, что, обеспечивая работу в конкурентной среде, генерирующие, распределительные и сбытовые компании в борьбе за покупателей и выгодные условия существования должны будут вести эффективную деятельность, направленную на снижение издержек, а следовательно, и цен на энергию. Параллельно со снижением цен планировалось строительство новых генерирующих мощностей.

Рассуждая о том, какие из перечисленных целей реформы удалось реализовать, практически все участники и эксперты рынка сходятся во мнении: ни одна из них не была достигнута. В результате сегодня мы имеем вместо одной монополии — РАО «ЕЭС России» — околомонополистический рынок, на котором действуют компании нескольких крупных собственников генерирующих активов — ОАО «Газпром», ОАО «ИНТЕР РАО ЕС», ОАО «РусГидро», «Росатом». Других частников, которые смогли бы конкурировать с ними, так и не появилось, цены во многом и по-прежнему диктуются государством, оборудование на ведущих станциях изношено, а дисбаланс между энергопотреблением и энергопроизводством по-прежнему сохраняется.

По словам директора департамента проектов ЗАО «Е4-СибКОТЭС» (входит в ОАО «Группа Е4») Евгения Русских, «сегодня в отрасли налицо две ключевые угрозы. Первая — недопустимо высокий уровень морального и физического износа технологической инфраструктуры электроэнергетики, что обусловливает ее низкую надежность и недостаточную энергетическую эффективность. Вторая угроза — постоянный рост тарифов на электроэнергию и непомерно высокая цена на услуги по присоединению к сети».

Сибирская энергетическая система испытывает все те же проблемы, что в целом по стране. Инвестор не спешит вкладывать свои средства в модернизацию устаревших станций, когда, с одной стороны, срок окупаемости по проектам растягивается на 15 и более лет, а с другой — региональные власти не позволяют существенно повышать тарифы, обеспечивая скорый возврат средств. Как замечает исполнительный директор «Сибирской Энергетической Ассоциации» Валентин Шаталов, «в Сибири за время реформы не построено ни одной станции. Сегодня ТГК-11 реализует новый, колоссальный в сложившейся ситуации проект — строительство ПГУ-90, представляющую собой единственную в своем роде станцию паро-газового цикла. Впрочем, и здесь возникают некоторые проблемы, связанные с тем, что у нас фактически нет сейчас квалифицированных кадров, готовых эксплуатировать новое оборудование, их просто никто у нас не готовит».

Как бы ни протекал процесс строительства важного для Западной Сибири объекта ПГУ-90, других примеров активного создания новых генерирующих мощностей на территории Западной Сибири пока нет. По словам министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергея Семки, причиной этому может служить «характерное для этого вида деятельности регулирование. Тарифы могут ограничивать рентабельность бизнеса, это настораживает инвесторов». Кроме того, министр отметил, что вкладывать средства в крупные проекты генерации нецелесообразно, поскольку нашему региону они пока не нужны. «Нам хватает тех объемов производства, которые поставляют существующие станции, — говорит Сергей Семка. — В случае их нехватки энергию мы всегда можем получить по перетоку. В рамках сетевого хозяйства нужно развивать уже существующие активы. Если мы говорим о дополнительных источниках генерации, здесь больше возможностей строительства котельных, например, с параллельной выработкой тепловой и электрической энергии».

Некоторые ТЭЦ, расположенные на территории Сибири, нуждаются в значительных инвестициях, поскольку установленное на них оборудование морально и физически устаревает. Цена на энергию, произведенную такими станциями, зависит от затрат, которые возрастают с каждым годом эксплуатации изношенного оборудования. Несмотря на это, министр промышленности Новосибирской области отмечает, что «Минэнерго России ежегодно проводит конкурентный отбор мощностей всех действующих станций, и те из них, которые не проходят по техническим показателям, в рынке не участвуют. Напряженная ситуация возникала с Барабинской ТЭЦ и ТЭЦ-4, но поскольку благодаря этим станциям осуществляется теплоснабжение существенных территорий близлежащих городов и населенных пунктов, их нельзя исключать из конкурентного отбора мощностей».

В целом для нормального функционирования энергетической системы следует навести порядок в управлении проектами, ужесточить требования к проектированию и поставкам оборудования, сделать приоритетом кадровую политику, рассуждают эксперты. Только тогда стратегические цели реформы будут достигнуты: появятся условия для создания современной, надежной и конкурентоспособной энергетики. «Необходимо сократить тариф за передачу энергии, снизить оплату за технологическое присоединение, уменьшить цену покупки электроэнергии на оптовом рынке, — считает директор департамента проектов ЗАО «Е4-СибКОТЭС» Евгений Русских. — Отечественный бизнес в энергетику вкладываться не спешит. Иностранцы, и так присутствующие в этой сфере, крайне недовольны, что государство сдерживает тарифы, так как основной инструмент возврата вложенных инвестиций может быть компенсирован за счет роста тарифов».

Только благодаря созданию благоприятных условий для прихода на рынок инвесторов, по мнению господина Русских, удастся решить накопившиеся проблемы, это, наконец, позволит заняться своевременной профилактикой и ремонтом действующих мощностей, строить эффективные и надежные энергообъекты. А новых реформ не надо!



Comments are closed.

Так же в номере