Главная » Экономика » Новые цифры ушедшего года

Новые цифры ушедшего года

Новые цифры ушедшего года

Новая власть – это не только новые лица, но и новые цифры. Исполняющий обязанности мэра Новосибирска Владимир Знатков провел круглый стол, на котором прозвучали основные итоги и достижения ушедшего 2013 года: в экономике, налогообложении, инновациях и других сферах. Кроме того, власти определились с приоритетами и перспективами развития города на ближайшие несколько лет.

Самое важное

По словам заместителя мэра Новосибирска Бориса Буреева, одним из важнейших проектов 2013 года стала постройка третьего моста через Обь. С 2010 года на него было израсходовано более 15 миллиардов рублей, в том числе, 5 миллиардов рублей – из федерального бюджета. Два других важных проекта ушедшего года, также призванные решить транспортные и логистические проблемы города, – развязки на Южной площади и на улице Петухова.

«Большой объем средств мы израсходовали на благоустройство дворовых территорий. В 2013 году из областного бюджета пришло небывалое финансирование — 500 млн. руб. А общая сумма, затраченная на благоустройство дворов, — более 700 млн. руб.», — отметил Борис Буреев. – «Кроме того, 1,284 млрд. рублей ушли на расселение из ветхих и аварийных домов. В том числе – софинансирование из областного бюджета на сумму 262 млн. рублей, и из федерального – 346 млн. рублей».

Почти 3 млрд. рублей было также потрачено на строительство детских садов. Из них 1,94 млрд.руб. из областного бюджета, 661 млн. руб. – из федерального.

По словам господина Буреева, впервые за последние годы была открыта новая школа на микрорайоне Родники. Это стоило около 900 млн. руб. Школа была построена по инвестиционному варианту: до 2013 года власти рассчитались за нее в объеме 150 млн. рублей, а остальное будут выплачивать в течение 2014 и 2015 годов.

«Практика двух последних лет говорит о том, что в течение года к нам приходит достаточно большой объем межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов. Например, в прошлом году мы получили дополнительно 4 млрд. рублей из федерального бюджета субсидий на возведения третьего моста», — сказал Борис Буреев. – «Понятно, что такой суммы по 2014 году уже не будет, потому что строительство завершается. Но из федерального бюджета мы ожидаем не менее 1 млрд. рублей. По ряду других межбюджетных трансфертов мы также ждем увеличение».

Расходы и доходы

За 2013 год доходы в бюджет исполнены на 39,5 млрд. рублей. 42,2 млрд. составила расходная часть, 2,6 млрд. рублей – его дефицит. По сравнению с 2012 годом этот показатель увеличился.

В прошлом году были внесены изменения в бюджетный кодекс, утверждены размеры постоянного и дополнительного норматива по налогам для дохода физических лиц.

«Эти нормативы были одинаковы и составляли 20%. Теперь размер каждого из них составляет порядка 15%. Таким образом, мы, в принципе, могли остаться в 2014 году с 30% налогов физических лиц», — сообщил Буреев. – «Из всех собственных доходов это наш самый крупный финансовый источник. Ежедневно с этого налога поступает в бюджет города от 20 до 100 миллионов руб. каждый от доходов физических лиц».

По словам заместителя мэра, начиная с 2014 года из областного бюджета будут финансироваться расходы на заработную плату педагогических работников дошкольных учреждений, на учебные расходы. Сюда войдет и зарплата воспитателей в детских садах, и школьных учителей. Эти средства будут поступать из субвенций. А городской бюджет будет по-прежнему выделять средства на деятельность обслуживающего персонала, младших работников в школах и детских садах.

В соответствии с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство, в 2013 году создан муниципальный дорожный фонд, объем которого составит 4,4 млрд. рублей. По планам одним из источников его формирования будет отчисление акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Новые задачи и приоритеты

Как обозначил заместитель мэра Борис Буреев, основными задачами и приоритетами на 2014 год будут завершение строительства третьего моста, ввод в эксплуатацию двух развязок: на Южной площади и на улице Петухова, начало реконструкции Мочищенского шоссе, а также первый этап строительства улицы Объединения. Это должно облегчить транспортную ситуацию связи Северной части города с быстро растущими районами Родники и Снегири. Проработан вариант положения строительства метрополитена. В следующем году планируется продолжать работу с привлечением инвесторов.

Еще одна важная задача — благоустройство дворовых территорий, замена лифтов, расселение людей ветхого аварийного жилья. На это из местного бюджета запланирован почти 1 миллиард рублей. Также в планах строительство детских садов — порядка 700 миллионов рублей из бюджета города. При этом в течение 2014 года ожидаются дополнительные суммы из областного и федерального бюджета.

Ставятся задачи по строительству 3 детских садов по инвестиционной схеме. Их будут строить в местах, где они больше всего нужны. Рассчитывать за возведение дошкольных учреждений планируется в течение нескольких лет: 2014, 2014 и 2016 гг.

«Безусловно, бюджет города в течение ближайших трех лет сохранит свою социальную направленность. Мы обеспечим выполнение всех взятых на себя социальных обязательств, указа президента по повышению заработной платы в части расходов, касающихся муниципалитета. И все равно при этом сохранится достаточно большой для Новосибирска объем капитальных вложений», — сообщил Борис Буреев. – «Уже сейчас принимаются меры для не наращивания муниципального долга и сохранения дефицита на экономически безопасном уровне».

Налоговые поступления в бюджет

По словам руководителя управления Федеральной налоговой службы РФ по НСО Алексея Легостаева, в прошлом году налоговые органы обеспечили поступление налоговых доходов бюджета города Новосибирска на сумму 16,8 миллиардов рублей. Традиционно в структуре поступления наибольшую долю составляли налоги физических лиц — почти 73 %. Для примера, 2 года назад было 66 %. Достаточно значительная доля поступлений в 2013 году также составил земельный налог — 18 % и единый налог на вмененный доход – 7,7 %.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году объем поступлений увеличился на 1,3 млрд. рублей или 8,5%. 97 % роста сегодня обеспечено за счет налоговых доходов с физических лиц. Эти поступления в прошлом году увеличились на 11,7%. Что, в принципе, соответствует данным Новосибирскстата по темпам роста номинальной начисленной заработной платы. По земельному налогу произошло небольшое увеличение на 2%. При этом налоговые службы зафиксировали отрицательную динамику по налогу на вмененный доход на 7 %.

«К сожалению, указанные темпы поступления не позволили обеспечить выполнения утвержденных на 2013 год показателей налоговых доходов в бюджет города Новосибирска», — вздохнул Алексей Легостаев. – «Выполнить план удалось на 95,8%. Выполнение произошло по всем доходным источникам, кроме налога на имущество физических лиц».

По мнению руководителя управления Федеральной налоговой службы РФ по НСО, одна из основных причин невыполнения плана – низкое качество планирования.

«Несмотря на существенное улучшение взаимодействия между нашей службой и управлением мэрии города Новосибирска по вопросам формирования и исполнения параметров бюджета, отдельные проблемы все-таки остаются, — отметил Алексей Легостаев. – Так, в связи с изменением законодательства, в прошлом году при формировании не было учтено предложение управления о сокращении объема поступлений по единому налогу на вмененный доход. А это, в первую очередь, перевело предпринимателей к добровольному использованию такого налогового режима. Естественно, не все из них продолжили платить».

Но наиболее важно, по мнению налоговика, было использование всего налогового потенциала, резервов налогового администрирования для обеспечения выполнения бюджетов города.

«Нельзя сказать, что запланированный бюджет был изначально неисполним. Но для того, чтобы его исполнить, нужны были дополнительные нестандартные и даже непопулярные меры», — заявил Алексей Легостаев.

Проблема налога с физических лиц

В прошлом году с налога на доходы физических лиц в бюджет Новосибирска перечисляли 49800 организаций — налоговых агентов и предпринимателей-работодателей. Количество налоговых агентов увеличилось на 1 800. По мнению Алексея Легостаев, это тоже результат работы по вопросам легализации заработной платы.

Но при этом основной объем поступлений в размере 10 млрд. рублей или 82 % обеспечили всего 3 400 налоговых агентов — 7%. Оставшиеся 46 500 работодателей оплатили в бюджет налогов всего 2,2 млрд. рублей — только 18%.

Сейчас основными плательщиками от налогов с физических лиц являются либо крупные предприятия, либо бюджетная сфера. Это, в том числе, правоохранительные органы, федеральные и муниципальные структуры, то есть те же учителя, врачи и т. д.

«Перечисления же в бюджет Новосибирска налога на доходы физических лиц от среднего и малого бизнеса минимальные. Серьезными остаются проблема налоговой нагрузки с налога физических лиц, серых зарплат субъектов малого и среднего бизнеса. И, мне кажется, за прошлый год не удалось кардинально изменить организационную работу по данному направлению», — сообщил налоговик.

Самый маленький источник доходов в городской бюджет — налог на имущество с физических лиц. Однако он касается каждого третьего жителя города. В прошлом году в городскую казну с него поступило всего 182 миллиона рублей. При этом чистого налога — 250 миллионов рублей. Процент собираемости составил 72%.

«Это чуть лучше, чем в предыдущие периоды. Но, мне кажется, радоваться такому показателю не уместно», — считает Алексей Легостаев.

Казна города пополняется, в том числе и декларационной кампанией. 2013 год в налоговые органы поступило 92 тысячи деклараций. Это выше, чем в 2012 году почти на 8,5 тысяч. Общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет по этим декларациям, составила 510 миллионов рублей. На 25 миллионов больше, чем в 2012 году.

При этом сумма налогов, заявленная налогоплательщиками к возврату из бюджета по декларациям, составила 2,238 млрд. рублей. Что почти на 450 миллионов рублей больше, чем в том же 2012 году.

«Я думаю, что эта тенденция будет нарастать и дальше. С этого года гражданам разрешено использовать имущественные вычеты на сумму до 2 миллионов рублей не единожды, а многократно. То есть пока они не выберут эту льготу. А это опять увеличит объем возмещаемых сумм из бюджета», — сказал Алексей Легостаев.

Для тех, кто сдает жилье

В Новосибирске быстрыми темпами развивается строительство жилья. А вместе с этим и свойственные для этого сектора экономики привлечения денежных средств. Люди покупают жилье на этапе застройки, желая получить прибыль от сдачи жилья в аренду.

В этой ситуации перспективной является работа, направленная на привлечение декларированных категорий граждан. Однако отсутствует механизм привлечения налоговыми органами сведений по таким сделкам.

«Я думаю, что нам надо продумать, как получать эти доходы. Ведь такой способ дохода исчисляется уже не единицами, а тысячами. Граждане используют это как способ зарабатывания денег», — отметил Алексей Легостаев. – «Количество граждан, которые декларируют доходы от аренды, сокращается в 2-3 года. За прошлый год их количество составило всего 3 700 человек. При этом по данным налоговых органов более 9 тысяч физических лиц проживающих в Новосибирске, имеют 3 и более жилых объекта. То есть потенциально недобор по данному источнику – несколько сот миллионов рублей».

По словам налоговика, контроль за арендой жилья – не только источник пополнения бюджета, но и элемент правопорядка, миграционной политики, важных для благополучия жителей города. Это говорит о необходимости межведомственного взаимодействия по этому вопросу достаточно федеральных органов власти и органов местного самоуправления.

«Мы уверены, что только фискальными мерами решать эту проблему нельзя. У нас просто, наверное, не хватит сил. Нужна постоянная разъяснительная работа с население», — считает Алексей Легостаев.

По словам налоговиков, не решение многих организационных законодательных вопросов существенно сокращает налоговый потенциал города по данному налогу. Так остаются проблемы базы данных налоговых органов, большого количества объектов налогообложения.

«По тем объектам, которые учтены, отсутствует инвестиционная стоимость. А значит, нет возможности начислить налог. Сегодня по данному налогу мы теряем десятки миллионов рублей. Но, я думаю, что после введения налога на недвижимость речь пойдет уже о сотнях миллионов рублей», — сетует Алексей Легостаев.

По его мнению, сегодня работу необходимо проводить системно. Это должны быть совместные мероприятия под эгидой мэрии с участием Росриестра, кадастрового учета, налоговых органов. Также нужна сплошная инвентаризация объектов капитального строительства для их учета, выработка совместных мер в отношении собственников объектов, постановки их на кадастровый учет.

«К нестандартным действиям можно отнести частичное или полное субсидирование затрат владельцев недвижимости, которые за свой счет будут регистрировать объекты. Например, в отношении имущества, которое было построено до 1998 года, до введения законодательства о государственной регистрации объектов недвижимости», — сказал Алексей Легостаев.

Налоговик назвал три основных причины сокращения налоговых поступлений в прошлом году. Первая — ряд налогоплательщиков перешел на упрощенную систему налогообложения, на патенты. Вторая — изменился порядок внесения на расходы платежей в бюджетные фонды. Третья — ряд потенциальных налогоплательщиков сокрыл свою предпринимательскую деятельность.

Алексей Легостаев назвал и положительные результаты работы за прошлый год:

«Нам удалось во всяком случае не увеличить задолженность по бюджету города Новосибирска. А также сократилась задолженность муниципальных бюджетных учреждений. На 2014 год была по собственным налоговым доходам принята 111,8 % к уровню 2013 года. По нашей оценке, это очень много».



Comments are closed.

Так же в номере