Главная » Стиль жизни » «Фауст» — концертный вариант премьеры

«Фауст» — концертный вариант премьеры

Премьера оперы «Фауст», первая из двух больших постановок текущего сезона на сцене оперного театра, состоится 3 декабря. Зрители услышат оперу Шарля Гуно в концертном исполнении, полная сценическая версия спектакля увидит свет в конце сезона. О готовящейся премьере и других ожидаемых событиях декабря рассказал Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета.

— Борис Михайлович, почему решили ставить именно эту оперу?

— Театр подбирается к этому названию уже лет десять. «Фауст» традиционно входит в обойму самой популярной оперной классики, к тому же это настоящий подарок для труппы и публики. В мировой оперной культуре есть несколько оперных «хитов», и «Фауст» принадлежит к их числу. Во-первых, благодаря гениальной музыке Гуно, которую любят, запоминают и напевают зрители. Во-вторых, сюжет либретто Ж. Барбье и М. Карре, написанного по мотивам первой части одноименной трагедии Гете, не теряет своей привлекательности и сегодня. Наряду с «Кармен» Бизе это один из лучших образцов французского оперного искусства.

— Каковы музыкальные особенности «Фауста»?

— В этой опере труппе, как говорится, есть что петь. Очень сложная партия тенора, которую готовят Артем Голубев, Владимир Кучин, Владимир Чеберяк. Роскошный образ Мефистофеля считается наиболее выигрышным материалом для басов, партию репетируют Шагдар Зондуев, Александр Краснов, Андрей Триллер и Николай Лоскуткин. К весенней премьере в декорациях, возможно, пригласим кого-то из столичных солистов (переговоры уже идут, но конкретные имена называть рано). Маргарита — любимейшая партия для лирического сопрано, из тех, о которых мечтают. Сейчас роль готовят Вероника Джиоева, Ирина Чурилова, Юлия Шагдурова, Ирина Новикова и Ольга Колобова. Есть прекрасная возможность и для баритона — это партия Валентина, исполнить которую готовятся Павел Янковский, Максим Аниськин и, надеемся, найдет возможность участвовать в премьере Роман Бурденко. Для хора здесь также много хорошей музыки, в том числе знаменитый «Хор солдат».

— И все-таки кто исполнит главные партии на премьере?

— Это станет известно накануне премьеры — таковы особенности подготовки нового спектакля с разными составами исполнителей. Дело в том, что каждую партию готовят несколько исполнителей, каждый из которых обладает уникальными особенностями исполнения, уровнем освоения нового вокального материала, графиком занятости в различных проектах. Кроме того, необходимо учитывать гармоничное сочетание исполнителей разных партий в одном спектакле. Окончательное решение о составе исполнителей будет принято буквально за два-три дня до премьеры, после того как пройдут оркестровые репетиции и генеральные прогоны. После того, как спектакль войдет в репертуар, мы сможем заранее планировать, кто именно будет петь в тот или иной день. Опера «Фауст» — живая легенда театра, ее любили все поколения исполнителей, она очень трудная для исполнения, но при этом позволяет солистам полностью раскрыться. На премьере мы постараемся продемонстрировать лучшее, на что способны.

— Как будет поставлена «Вальпургиева ночь»?

— Эту блестящую танцевальную картину в финальном действии «Фауста» можно назвать отдельным балетом внутри оперы. По композиции балетной сцены в опере, масштабу и красоте ее можно сравнить, пожалуй, только с «Половецкими плясками» из оперы «Князь Игорь». Зрителям хорошо известен концертный хореографический номер в постановке Леонида Лавровского. Мы решили создать оригинальный вариант и пригласили интересного хореографа Кирилла Симонова — поставленный им в нашем театре балет «Золушка» в 2007 году стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска» как лучший балетный спектакль. В концертном исполнении прозвучит музыка «Вальпургиевой ночи», а танец зрители увидят уже в завершенном спектакле.

— В прошлом спектакль уже ставили на сцене оперного театра?

— Первая постановка «Фауста» в нашем театре состоялась в ноябре 1946 года, во второй сезон после открытия театра. Режиссером постановки, которая в последующие годы неоднократно возобновлялась, был Илья Ажоткин. Однако в 80-е годы спектакль, за долгие годы потерявший первоначальную режиссерскую концепцию и исчерпавший свой потенциал, вышел из репертуара. Сейчас звезды сошлись благоприятным образом, в театре собралась сильная труппа, много молодых достойных исполнителей, приглашен интересный режиссер-постановщик.

— Какой будет режиссерская трактовка Игоря Селина?

— Не хотелось бы заранее раскрывать все секреты, скажу только, что как режиссер, приглашенный из драматического театра, Игорь Селин предлагает оригинальное прочтение оперной классики. По его собственным словам, это будет не музейный спектакль, а своеобразное путешествие сквозь время. При этом режиссера увлекает и волнует сюжет оперы, для него важнее всего человеческие чувства, а не буквальное воссоздание эпохи. Лирическая опера «Фауст», по его мнению, рассказывает в первую очередь о хрупкости любви и спасительной жертвенности. Кстати, режиссер готовит для зрителей интересное концертное исполнение — с элементами драмы, необычным визуальным решением, авторским видеорядом, с особой энергетикой и настроением.

— Кто еще принимает участие в подготовке премьеры?

— Музыкальный руководитель постановки Евгений Волынский, он же будет дирижировать премьерой, хормейстер-постановщик Вячеслав Подъельский, художник-постановщик Александр Орлов, свет Глеба Фильштинского. Еще один интересный момент: опера исполняется на французском языке, поэтому исполнители дополнительно занимались с репетитором. Значительная часть зарубежного оперного репертуара поется по-итальянски, этот язык больше знаком нашим певцам. Спектакль в концертном исполнении, так же как и полная сценическая версия, будет идти с субтитрами.

— На что, кроме «Фауста», стоит обратить внимание в декабрьской афише?

— В декабре нам предстоит отметить десятилетие оперы «Кармен» на нашей сцене. Этот спектакль был удостоен нескольких дипломов «Золотой Маски», он пользуется неизменным успехом у публики, неоднократно выезжал на гастроли, за десять лет его посетило более 80 тысяч зрителей. Дирижировать спектаклем, который состоится 20 декабря, будет Айнарс Рубикис, который уже в начале месяца приедет в Новосибирск и начнет репетиции.

— Когда будет понятно, станет ли маэстро Рубикис главным дирижером театра?

— Надеемся, что уже в декабре мы сможем официально объявить об этом событии. В октябре состоялось его знакомство с оркестром театра в формате симфонического концерта, и можно говорить о том, что дирижер и музыкальный коллектив достигли определенного взаимопонимания. Теперь нам важно убедиться в их успешном взаимодействии на материале оперы.

— От кого зависит это решение?

— Это совместное, взаимное решение, в разумном и взвешенном принятии которого заинтересованы обе стороны.



Comments are closed.

Так же в номере