Главная » Менеджмент » Светлана Самсонова: «Если ты увлечен своим делом, оно у тебя обязательно будет успешным»

Светлана Самсонова: «Если ты увлечен своим делом, оно у тебя обязательно будет успешным»

Компания «Россита» присутствует на новосибирском рынке обувного ритейла с 1998 года. За это время российский обувной бизнес пережил несколько кризисов, но смог выстоять. Генеральный директор и учредитель компании СВЕТЛАНА САМСОНОВА рассказала корреспонденту «КС» ИГОРЮ БОЧАРОВУ, как обувной рынок страны преодолевал экономические трудности и что нужно делать бизнесменам для формирования эффективной команды, способной привести компанию к успеху даже в непростых экономических условиях.

«Ситуация на рынке стремительно меняется…»

— Светлана Анатольевна, расскажите, что произошло с компанией и отраслью за последние годы?

— Многие компании в период кризиса столкнулись с падением спроса на предлагаемую ими продукцию. По исследованиям маркетологов, спрос в этот период снизился на 30%. Соответственно, на 30% уменьшился поток покупателей и продажи. В этот период выстоять нам помогло снижение арендной платы. После проведения серии переговоров наши арендодатели пошли нам навстречу, и это позволило компании существенно уменьшить расходы.

Для нашего менеджмента это время дало новый опыт в ведении переговоров, мы научились считать, сравнивать показатели. Компания начала проводить более выверенные стратегические сессии, основанные не только на интуитивном понимании ситуации и амбициях, мы научились принимать взвешенные решения, основанные на логике, расчетах, исследованиях. Эта практика закрепилась у нас, и теперь, прежде чем проводить какую-либо новую кампанию, мы производим тщательные расчеты, чего раньше в компании не было.

— Как сейчас развивается ваше производство, которое вы начали в 2008 году?

— Собственники в период экономических неурядиц склонялись к закрытию производства, но команде разработчиков удалось отстоять этот проект. Мы его сократили, но не закрыли. От определенного количества модельеров и технологов тогда нам пришлось отказаться, теперь вновь ищем таких специалистов. Следует заметить, что найти на рынке профессионалов такого уровня непросто. Сейчас «Россита» возобновила работу школы дизайнеров и технологов, мы сотрудничаем с Новосибирским технологическим институтом (филиал Московского государственного университета дизайна и технологий), работаем с талантливыми студентами. У нас нет собственного производства в Новосибирске, здесь происходит разработка, а производственные площадки расположены в Китае. Мы работаем в КНР на фабриках, где производятся первые линии таких итальянских брендов, как Prada, Baldinini, Gianfranco Ferrе, Lorenzo Mari.

— До этого вы сотрудничали с польскими и российскими фабриками, сейчас только с китайскими. Почему?

— Ситуация на рынке стремительно меняется, происходят изменения и в Китае. Сейчас китайские фабрики могут обеспечить высочайшее качество продукции, которое «по карману» только дорогим брендам.

— Китайская рабочая сила дорожает?

— Да, сейчас там возможно производить обувь среднего и высшего ценового сегмента. Производство массового сегмента обуви сейчас перемещается в Индию, Бангладеш, Вьетнам. Мы не рассматриваем эти страны, так как наша ценовая категория позволяет нам пока работать в КНР. В настоящее время мы начинаем сотрудничество с французскими дизайнерами, наша марка Lisette становится более ценной для наших покупателей, поэтому мы уходим в более дорогой сегмент.

— В перспективе возможно, что вы также переориентируетесь на обувь, произведенную в Индии и Юго-Восточной Азии?

— Все возможно, но думаю, что в ближайшие пять лет присутствие на китайских производственных площадках для компании оправданно, и мы будем работать в КНР.

— Насколько уровень производственных площадок стран Юго-Восточной Азии будет соответствовать качеству мировых марок?

— Возьмем, например, немецкий бренд Rieker. Обувь производится в Индии, куда компания перевела производство в период кризиса. И именно это помогло ей выжить и набрать обороты, оставшись в своей ценовой категории. Все зависит от того, насколько сильна команда производителя бренда и насколько она может найти фабрику, оснащенную современным оборудованием и укомплектованную профессиональными кадрами, насколько команда способна выстроить эффективное сотрудничество, возможно помочь фабрике комплектацией оборудования, привлечением технологов.

— Насколько ваш бренд Lisette можно считать востребованным у покупателей?

— Доля Lisette составляет 20 процентов в ассортименте «Росситы». Многие покупатели обращаются в «Росситу» прежде всего за Lisette. Кроме того, у нас действует отдельный формат Lisette — бутик монобрендовой обуви для женщин. Можно с уверенностью сказать, что Lisette успешно развивается как отдельный бренд.

— Сейчас «Россита» начала продажу ледовых коньков. Какие дополнительные товары предполагаются в перспективе?

— Бренд «Россита» — это семейный магазин, соответственно, будем развивать сопутствующие товары для семейного спорта и отдыха. В формате Lisette будем работать с товарами, которые необходимы для довершения образа наших покупательниц. Это сумки, аксессуары, перчатки, платки, шарфы, очки, часы.

— Насколько пришлось уменьшить штат сотрудников в период кризиса и какова тенденция восстановления?

— Мы сократили количество сотрудников на 20 процентов, в настоящее время еще не восстановились полностью, но продолжаем набирать штат. Докризисный уровень производства компанией уже восстановлен. Сейчас мы активно развиваем бренд Lisette за Уралом. Юг России, в Москве и ближнем зарубежье (Украина, Казахстан, Белоруссия) также покупают обувь Lisette.

— Сокращение персонала на 20 процентов было приемом, который применили не только вы, но и ваши коллеги по цеху?

— Некоторые компании вообще закрылись, кто-то остался в том же объеме бизнеса. Общим для сферы обувного ритейла был спад трафика покупателей, а выходили из этой ситуации все по-разному. Все зависело и от того, где находились торговые точки. Места с большим запасом по рентабельности, с адекватными арендодателями смогли выжить и дать прирост. В кризис мы полностью закрыли сеть в Санкт-Петербурге, где у нас было 10 магазинов, что было непростым решением для компании. В Новосибирске даже в самые сложные времена мы не закрыли ни одного магазина, сохранив всю сеть.

— Удалось ли компании восстановить показатели докризисного уровня?

— Мы восстановили рентабельность, в объеме выручки мы приближаемся к докризисному показателю. Кризис научил компанию зарабатывать деньги — мы уменьшили количество магазинов с 55 до 37, но теперь они стали более прибыльными.

— Что вам лично дали эти сложные годы экономической нестабильности?

— Стало меньше свободного времени, пришлось выстроить серьезный плотный график работы: отчеты, совещания. В кризисное время приходилось сокращать часть ключевых сотрудников, но мы уже восполнили кадры. Теперь мы решаем задачи роста, и это потребовало вновь усилить команду, например, вновь открыть позицию директора по маркетингу. Кризис принес устойчивость компании, произошла мобилизация ресурсов, в том числе и личная. Это закаляет характер, и я понимаю, что и моя компания, и я сама можем добиться каких-то новых высот в развитии.

— Как вы поощряете сотрудников для достижения высокого результата?

— Это в первую очередь относится к сфере корпоративной культуры. Здесь всегда необходим баланс материальной и нематериальной мотивации. Все зависит от конкретного случая и личности сотрудника. Хороший руководитель должен видеть особенности своих подчиненных, понимая при этом, как выстраивать мотивацию.

— Сколько сотрудников работает в «Россите» сегодня?

— Средняя численность сотрудников, работающих в магазинах под брендами «Россита» и Lisette, составляет сегодня 400 человек, и у нас есть планы по увеличению количества сотрудников.

— Планируете ли вернуться в те города, откуда ушли в кризис, или такой задачи не ставится в настоящее время?

— На петербургский рынок пока возвращаться не намерены, но даже если и появятся такие планы, то это будет уже не в формате «Росситы», а в формате Lisette. «Россита» теперь исключительно сибирская сеть. Сейчас мы задумались об обновлении бренда «Россита», обновлении формата. Мы работаем с агентствами Fashion Consulting Group (Москва), LBL и другими агентствами в этом направлении.

Работа в позитивном ключе

— Вы пользовались услугами рекрутинговых агентств при восстановлении объема персонала после периода стагнации?

— У нас хороший отдел персонала, и мы не обращаемся в подобные агентства для набора линейного персонала. К услугам рекрутеров компания обращается только при наборе топ-менеджеров. Мы работаем в этом направлении с компаниями Modern Staff и «АНКОР».

— Какие управленческие методики вы используете в работе с сотрудниками? Или больше ориентируетесь на свой опыт?

— Во время кризиса я была на конференции американского предпринимателя Роберта Кийосаки, где он озвучил такую мысль: несмотря на кризис и необходимость экономических мер по спасению бизнеса, в первую очередь нужно работать с настроением персонала. Кийосаки утверждал, что кризис, в первую очередь, в голове человека, в его мировосприятии, и пока человек не изменит эту «кризисную» модель поведения в своем мышлении, изменить реальность будет невозможно. Сразу по возвращении из Штатов мы начали активно работать с персоналом, применяя различные нехитрые методики. Это утренние разминки, песни, встречи, совещания, корпоративные мероприятия. И везде мы делали установку на то, что кризис пройдет стороной и мы выстоим. Мне нравятся также тренинги Майкла Бэнга, который приезжал в Новосибирск несколько лет подряд. Мы приглашали его и для проведения тренингов в нашей компании. Сейчас также планируем провести большой корпоративный тренинг с его участием. Его установка на то, что если ты бодр, счастлив и здоров, то у тебя будет все получаться и в личном, и в профессиональном плане, очень близка мне.

— А как можно замерить результаты таких тренингов? Какие показатели могут выявить их эффективность?

— Самый простой показатель — это данные, которые мы получаем от тайных покупателей. Наши анкеты имеют четкую установку: тайный покупатель должен уходить из магазинов компании с хорошим настроением. Мы должны уметь улучшать настроение своим покупателям, а для того, чтобы это получалось, хорошее настроение должно быть и у сотрудников. Поэтому сначала мы работаем над своим настроением. Судя по данным, полученным от тайных покупателей, нам удается достичь желаемого эффекта.

— Вы говорите, что набираете персонал по большей части собственными силами. Какие качества для вас наиболее важны при отборе сотрудников, какое первое впечатление для вас важно?

— Это горящие глаза, заинтересованность претендента, наличие внутренней энергии, когда по человеку видно, что он любит жизнь и любит свое дело.

— А если говорить о профессиональных качествах?

— У меня есть хорошие навыки проведения проективного интервью, которым я обучалась специально. В ходе такого интервью я определяю и ценностное поведение претендента, и его профессиональные качества, уровень ответственности и компетентности. Кроме того, мы отправляем претендента на независимый ассесмент (метод комплексной оценки персонала), который показывает мнение сторонних экспертов.

— Бывает, что ваше мнение не совпадает с мнением эксперта?

— Да, такое бывало. В основном несовпадение происходит по личностным качествам. У нас в компании серьезные требования по ценностному ориентированию сотрудников. Компания славится своей ответственностью за обязательства, и это не просто слова. Для того чтобы самим отвечать перед покупателями и партнерами, мы требуем качественной продукции у своих поставщиков. Работать с нами непросто, и нам нужны сотрудники, которые будут следовать этому кредо компании, будут ответственны за свои действия.

— Это внутреннее качество человека?

— Безусловно, такое качество очень сложно привить.

— Если, по вашему мнению, оно присутствует, а по мнению независимых экспертов, нет, вы возьмете на работу такого человека?

— Нет. Мы давно работаем с экспертами и доверяем им. Опыт доказывает, что они обычно правы.

— Как начинающему бизнесмену закрепиться на сибирском рынке? Дайте совет от Светланы Самсоновой.

— Любимое дело — это то, что тебе нравится, то, что ты любишь постоянно «крутить в руках». Если ты увлечен своим делом, оно обязательно получится и будет успешным. Это может быть что угодно: сфера услуг, творчество, производство. Говорят, что сейчас другие времена и начинать бизнес стало сложнее. Я с этим не согласна: развивается интернет-торговля, сфера развлечений, услуг. Если бизнесмен нашел свое дело, оно у него обязательно получится.

Если же говорить профессиональным языком, всегда следует рассматривать бизнес в комплексе. Необходимо уделять достаточное внимание не только финансам и продукту, но и работе с персоналом, продвижению продукта на рынке и ценовой политике. Когда бизнесмен держит в уме все составляющие, бизнес начинает эффективно работать.

— Социальная ответственность бизнеса сегодня — это реальность или красивые слова?

— Компания выполняет все социальные обязательства: это и своевременная, достойная оплата труда сотрудников, гибкая ценовая политика, постоянный контроль качества продукции. Мы участвуем и в благотворительных проектах, готовим новогодние утренники для детей из детских домов. Благотворительность является для компании частью внутренней стратегии, для нас это не просто слова.

— Каковы перспективы у рынка обувного ритейла в регионе, стране?

— Если компания выходит на рынок за счет качества продукции, адекватной цены и новых предложений, то у нее всегда есть перспективы роста, я в этом убеждена. Тем более что уровень жизни в стране с каждым годом растет, активно формируется новая культура потребления, когда у нас есть потребность иметь не одну, а несколько пар качественной и стильной обуви для разных случаев жизни. Соответственно, и производители обуви, и ритейлеры имеют хорошие предпосылки для роста.



Comments are closed.

Так же в номере