Главная » Политика » Новосибирск готовится к выборам в Госдуму

Новосибирск готовится к выборам в Госдуму

Новосибирские филиалы крупнейших политических партий активно включились в предвыборную гонку. Главное политическое событие 2011 года — выборы в Государственную думу — уже привело к так называемой «войне компроматов» на локальном уровне. С применением методов «черного PR» столкнулись все парламентские политические партии, представленные в Новосибирской области. Как и в предыдущих электоральных кампаниях, «черные пиарщики» не гнушаются выпуском и поддельных газет, и листовок без выходных данных, и заказными материалами в эфире местных телеканалов.

«Эсеры»: «черная» газета

Первым звонком о начале настоящей борьбы за голоса новосибирцев стало появление в конце сентября фальшивой газеты партии «Справедливая Россия», распространенной по почтовым ящикам домов Новосибирска. В частности, от имени председателя «эсеров» Николая Левичева неизвестные авторы заявили на страницах газеты о приостановке полномочий ряда руководителей региональных отделений (в том числе и по Новосибирской области), а также разместили ряд материалов о торговле местами в партийных списках «Справедливой России». Напрямую не обвинив ни одного из своих политических конкурентов в производстве фальшивой газеты, представители местного партийного отделения «эсеров» обратились в Центризбирком и правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности заказчиков и распространителей «черной» газеты.

При этом местное отделение «справедливороссов» также активно применяет жесткие PR-схемы в своей предвыборной кампании. В частности, размещенная в одном из новосибирских бесплатных рекламно-информационных изданий реклама блога сторонников «Справедливой России» содержит слоган «Мы против партии жуликов и воров!» с иллюстрацией в виде кулака, который бьет по медведю, являющемуся символом партии-конкурента. Октябрьский номер своей газеты «Сибирь Справедливая» новосибирские «эсеры» во многом посвятили прямой либо завуалированной критике «партии власти», а статья в передовице про соглашение о честных выборах, подписанное накануне «первыми номерами» новосибирских избирательных списков КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», вышла под заголовком «АнтигитлЕРовская коалиция».

Коммунисты: PR и антиPR

Новосибирские коммунисты свою избирательную кампанию традиционно строят на противопоставлении КПРФ «Единой России». В начале октября в Новосибирске и области был распространен двухсоттысячный тираж листовки под названием «Блеск и нищета. Итоги правления «Единой России», в которой низкие показатели страны в области социальной сферы и гражданских свобод связываются с «партией власти». Представители областного избирательного штаба коммунистов не считают это «черным PR», называя подобную печатную продукцию объективной информацией. Как подчеркивают в местном штабе КПРФ, это форма агитации, которая по закону возможна как «за», так и «против».

Конкуренты КПРФ в качестве главного инструмента информационной войны с «красной угрозой» выбрали телевидение. Накануне в эфире ряда телеканалов, которые вещают на территории Новосибирской области, появились сюжеты, бросающие тень на репутацию лидера новосибирского списка коммунистов Анатолия Локтя и «второго номера» списка, бизнесмена Александра Абалакова. В частности, в эфире новосибирских телеканалов вышел сюжет об управляющей компании, входящей в Группу компаний F1. Смысл сюжета в том, что находящийся в предвыборном списке коммунистов генеральный директор ГК F1 Александр Абалаков якобы использует средства, нечестно полученные компанией, для финансовой поддержки КПРФ. Коммунисты уже отреагировали на информационную войну, объявленную их конкурентами, — они обратились в прокуратуру и избирательную комиссию Новосибирской области с требованием пресечь попытки незаконной агитации против партии.

ЛДПР: тихо и благодатно

Как сообщил «КС» представитель ЛДПР Вячеслав Смагин, местным либерал-демократам известны факты сбора информации от членов партии в районах Новосибирской области для подготовки негативного телевизионного сюжета о работе местной партийной организации. Но в настоящее время активной информационной войны против партии Жириновского в регионе не наблюдается.

«Единая Россия»: тяжелая артиллерия

«Партия власти» свою избирательную кампанию ведет достаточно консервативно, но заметно. На улицах города Новосибирска с баннеров и лайт-боксов лидер местного списка «единороссов» Александр Карелин говорит о «новом времени» и предлагает «меняться вместе». Вместе с тем статусные представители «Единой России» порой высказываются в адрес оппонентов достаточно резко. В частности, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко на сентябрьской конференции Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия» назвал свою недавнюю встречу с лидером КПРФ Зюгановым непродуктивной, а избирательную платформу коммунистов — построенной на оголтелой критике правящей партии и правительства, отметив, что ничего внятного в качестве альтернативы правящей партии КПРФ предложить не может.

Свое отношение к «черным» PR-технологиям «КС» высказали местные представители парламентских партий и эксперты.

Илья Пономарев, лидер новосибирского избирательного списка партии «Справедливая Россия»:

— Эффективность «черных» PR-технологий отследить довольно затруднительно. «Черный PR» — вещь обоюдоострая. У нас в стране в принципе любят обиженных, кроме того, для нас дополнительное упоминание — это скорее плюс, чем минус. Другое дело, что подобные вещи противозаконны, и с ними нужно бороться всеми разрешенными способами.

Ренат Сулейманов, второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ:

— Существует целый ряд фактов, свидетельствующий о том, что в рамках данной избирательной кампании активно применяются «черные» политические технологии и отсутствуют равные условия для политических партий. В первую очередь это касается равного доступа к СМИ, несмотря на наличие федерального и местного законов о равном доступе к информации. СМИ, финансируемые из бюджета области, на сегодняшний день «пиарят» только одну политическую партию. Мы давно не сталкивались с подобным: в последние годы нам практически никогда не отказывали в проведении публичных мероприятий, на нас не было открытых нападений, как происходит в эту кампанию. Мы это связываем с нервозностью и неуверенностью в результатах выборов действующей власти, что и проявляется в подобных случаях применения грязных предвыборных технологий. Определенный ущерб от «черного PR», несомненно, есть, но при ослаблении позиций нашего основного конкурента — «партии власти» — мы просто наблюдаем их реакцию, выраженную в таком виде. Это ведет к мобилизации наших агитаторов и электората перед лицом откровенного противодействия. Нарушение закона и демократических принципов честной, конкурентной борьбы вызывает у людей обратную реакцию.

Вячеслав Смагин, координатор Новосибирского регионального отделения ЛДПР:

— В настоящее время мы наблюдаем попытки найти какой-то негативный материал о ЛДПР, но такой метод «черного PR» зачастую вызывает у людей обратную реакцию, население начинает, наоборот, больше говорить о партии, которую пытаются очернить, и это способствует сплочению сторонников партии во время применения конкурентами грязных политтехнологий. Для противодействия подобным фактам ЛДПР старается работать, непосредственно помогая населению, и информация об этом быстро распространяется среди людей. Мы проводим встречи с избирателями, объясняя им, что власть можно менять законным способом — через выборы.

Дмитрий Пингасов, руководитель исполкома Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия»:

— В последнее время от оппозиционеров мы слышим обвинения во всех грехах. Идет дождь — виновата «Единая Россия», светит солнце — снова происки правящей партии. Нас цитируют, вырывая слова из контекста. Но заметьте, пиар-кампании других партий основаны прежде всего на критике и пустых лозунгах. И ничего, кроме брызжущего негатива, люди не видят. Не видят конкретных действий. Задумайтесь, что сделано другими партиями? Оппоненты как будто сосредоточились только на «Единой России», считая ее источником зла. Пусть думают лучше о том, как улучшить жизнь нашего народа, вместо того, чтобы плеваться ядом. Замечу, что нами подано уже более 100 жалоб о нарушении избирательного законодательства в избирательную комиссию Новосибирской области и правоохранительные органы. Не буду останавливаться на том, до какого уровня опускаются наши оппоненты, просто хочу сказать, что мы создали специальную комиссию при региональном политическом совете, которая будет заниматься расследованием попыток «черного пиара» относительно «Единой России». «Черный PR» — это аморальный ход против гражданина. Электорат на это реагирует просто — нормальный человек всегда презирает ложь. Ведь не зря за «Единой Россией» давно закрепился имидж партии реальных дел и действий! Если человек разумен, то сможет отделить зерна от плевел, а не будет подчиняться стадному инстинкту и верить различным листовкам и газетенкам, украдкой сунутым в почтовые ящики.

Владимир Леонтьев, новосибирский политолог:

— Я считаю нынешнюю избирательную кампанию довольно вялотекущей. Думаю, партии активизируются за месяц до выборов. Сейчас особой войны компроматов не наблюдается. Методы прямого «очернения» соперников на страницах своих изданий давно уже не вызывают положительной реакции населения, скорее наоборот, поэтому такие PR-ходы могут вызвать отрицательную реакцию к самим критикам. Это может отвратить от партии часть электората, которым не нравится столь жесткая критика соперников. Присутствует и техническая проблема. Зачастую методы вброса «черных» материалов вызывают путаницу в рядах заказчиков, так как занимается этим, как правило, отдельная структура, а основной штаб может и не знать о том, что это «заказной» материал. В таком случае одна структура заказчика материал выпускает, а другая его же и зачищает, особо не вдаваясь в то, что это «черный» вариант газеты конкурента, а не настоящий. Таких примеров множество, поэтому коэффициент полезного действия от методов «черного PR» зачастую невысок.



Comments are closed.

Так же в номере