Главная » ИТ » Приказано внедриться

Приказано внедриться

Проблема системной интеграции рано или поздно встает перед любой компанией. Комплексное решение в области информационных технологий каждый принимает по-своему, но проблемы решает схожие.

Любой организации, как только она перешагнет определенный масштаб деятельности, приходится думать об автоматизации бизнес-процессов. С одной-двумя точками продаж можно cправиться и «ручным» управлением. Но с расширением масштабов бизнеса не обойтись без системной интеграции.

В некоторых отраслях системы автоматизации стали нормой. Как правило, в первую очередь автоматизируют системы бухгалтерского и налогового учета, системы документооборота между функциональными подразделениями компании, а также системы бюджетирования. Реже происходят автоматизация продаж и внедрение CRM-систем, автоматизация планирования ресурсов на предприятии и внедрение ERP-систем, а также автоматизация управления запасами.

Хотя сегодня автоматизация в большой степени требование вышестоящих организаций — дистрибьюторов или головных компаний, даже в этом случае компании нередко проводят автоматизацию самостоятельно, за свой счет.

Важной проблемой при системной интеграции является человеческий фактор. Сам заказчик не всегда четко понимает, что он хочет получить в результате, из-за чего возникают дополнительные сложности. Не всегда нравится исполнителям и большая прозрачность бизнес-процессов, которая происходит при автоматизации бизнес-процессов. Дотошный контроль со стороны владельца и топ-менеджмента усиливается.

И конечно, «всех пугают перемены». Так, системный администратор МУП «Горводоканал» города Новосибирска Юрий Несмеянов вспоминает, с каким трудом преодолевался консерватизм пользователей.

В связи с этим каждая компания преодолевает негатив персонала по-своему. Одни делают это директивно и облагают штрафами «саботажников», другие пытаются выстроить конструктивный диалог.

Нередко присутствуют и технологические проблемы, связанные с действующей ИТ-инфраструктурой клиента. Например, недостаток серверного оборудования, с которым столкнулись в проектном институте «Новосибгражданпроект».

Непросто дается решение пустить подрядчика в свою «внутреннюю зону», несмотря на заключенное соглашение о конфиденциальности информации. Если заказчик все же не готов к такому шагу, то выходом может стать тестовая модель системы.

Кроме проблем в области hardware, заказчики ссылаются и на сложности в области software. Так, начальник отдела информационных технологий ОАО «ПИ «Новосибгражданпроект» Игорь Давыдов отмечает недостатки программного обеспечения, а также отсутствие опыта подобных решений. Преодолеть эти сложности помогло содействие ИТ-компаний, занимающихся системной интеграцией.

Цена вопроса

Компания БКС в целом имеет успешный опыт системной интеграции, говорит технический директор БКС Дмитрий Казанцев. Однако зачастую проекты «буксовали» на первоначальной стадии. Либо интегратор не мог решить поставленные перед ним задачи, либо возникали другие проблемы: «Нередко оказывалось, что реальная стоимость проекта превышала заявленную. То есть затраты времени и денег оказывались выше. Причина таких ошибок могла заключаться как в том, что интегратор недостаточно глубоко изучил вопрос, так и в том, что он сознательно шел на сокрытие информации, рассчитывая, что с учетом вложенных изначально средств получить обоснование последующим затратам будет проще», — говорит Казанцев.

Срок окупаемости системной интеграции обычно сложно поддается вычислению — он может составлять месяц, а может и растянуться на годы. Все зависит от целей компании.

Реализованные проекты

Среди крупных проектов по системной интеграции можно отметить разработку единой высокопроизводительной системы хранения и обмена информацией муниципалитета, которая была создана специалистами департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска на базе технологических решений корпорации Microsoft. По словам начальника управления информатизации департамента информатизации и связи мэрии Новосибирска Олеси Филатовой, целями являлись повышение эффективности управленческого труда, сокращение затрат на поиск и обработку данных, повышение качества услуг населению. По информации Филатовой, задачу удалось решить — информационное обеспечение сотрудников органов муниципальной власти улучшилось, создана единая точка доступа к корпоративной информации, бизнес-приложениям и информационным ресурсам.

Единая система мэрии состоит из четырех основных частей: почтовой подсистемы, внутренних порталов, системы коммутационного обмена информацией и антивирусной защиты. Причем почтовая подсистема предназначена не только для приема и передачи почтовых отправлений, но и для доступа к адресной книге мэрии и ее подразделений, к электронным календарям руководителей и сотрудников, системе оповещений, контактов и задач. Также были разработаны четыре крупных внутренних портала — мэрии Новосибирска, Совета депутатов города Новосибирска, единой диспетчерской службы мэрии и портал «Здравоохранение». Пользоваться системой можно круглосуточно.

«Особое значение имеет и то, что дальнейшее развитие портала возможно силами самих исполнителей, без привлечения разработчиков», — подчеркивает Олеся Филатова.

При осуществлении этого проекта использовались и возможности виртуализации, а также центров обработки данных. Так, чиновник мэрии может зайти на внутренний портал мэрии не только в рамках локальной сети, но и в любом месте, где есть Интернет. Таким образом, сотрудники всегда на рабочем месте, где бы они ни находились в данный момент: дома, в командировке, в отпуске. «Можно без преувеличения сказать, что внутренний портал автоматизирует ежедневную работу служащего, осуществляя оперативное взаимодействие сотрудников и руководства мэрии; помогает департаментам и управлениям решать задачи совместными усилиями, обеспечивает полноценную планово-организационную деятельность», — поясняет Олеся Филатова. Очень эффективной стала система поручений, относящихся к сферам компетентности заместителей мэра. Благодаря соответствующим настройкам ответственные сотрудники мгновенно оповещаются о задании.

Кроме того, новая технология обеспечивает эффективное взаимодействие руководителей подразделений друг с другом. Как? С помощью синхронизации их рабочих календарей. Руководители департаментов и управлений могут вносить в системы планирования оперативные изменения, чтобы корректировать работу подразделений. Сделать это можно не только с рабочего компьютера, подключенного к сети мэрии, но и из любой точки мира с помощью обычного мобильного телефона. Таким образом, создана основа для перехода к «электронному муниципалитету».

Пожалуй, муниципалитет показал пример реализации наиболее масштабного проекта. Бизнес, как правило, решает более локальные задачи. К примеру, проект системной интеграции реализовал БКС — компания будет иметь возможность актуализировать программное обеспечение и иметь возможность бесплатно его обновлять на время действия программы.

Свой проект по системной интеграции реализовал и проектный институт «Новосибгражданпроект». По словам Игоря Давыдова, стояла задача упорядочить работу системы информационно-технического обеспечения, сделать ее стабильной, отказаться от рутинных операций. В итоге институт начал внедрение системы централизованного управления ИТ-инфраструктурой. В полном объеме внедрение еще не закончено, однако «Новосибгражданпроект» уже доволен. «Мы планируем расширять функционал решений, и самое главное, что мы определились с направлением развития», — говорит Давыдов.

Также стоит отметить, что некоторые компании реализуют проекты по системной интеграции своими силами. Так, в новосибирском «Горводоканале» отмечают, что занимались системной интеграцией и внедрением программного обеспечения самостоятельно. При этом целями проекта были упрощение управления учетными записями, контроля доступа к сети, заведение корпоративной почты, централизованного антивируса, упрощение развертывания нового программного обеспечения.

Руководитель Центра решений Microsoft компании Softline Григорий Смолкин отмечает, что в большистве случаев проект технического решения является плодом совместной работы заказчика, знающего бизнес-процессы внутри компании и понимающего возможные проблемы при их автоматизации, и специалистов ИТ-компаний, предлагающих оптимальное решение, руководствуясь глубоким знанием продукта.



Comments are closed.

Так же в номере