Главная » Стратегии успеха » Из любви к искусству

Из любви к искусству

ВЫСШИЙ КЛАСС — СЦЕНА

Из любви к искусству

Хорошие новости: российский крупный бизнес все более активно вкладывает средства в культуру и искусство. Самый яркий недавний пример — покупка бизнесменом Виктором Вексельбергом (компания ТНК-BP) коллекции пасхальных яиц работы знаменитого ювелира Карла Фаберже. Мотивы, которыми руководствовался бизнесмен, — сделать произведения искусства доступными россиянам.

Роскошные декорации и костюмы театр «Глобус» может позволить себе благодаря помощи спонсоров

Между тем, можно привести сколько угодно примеров поддержки бизнесом российской культуры — может, не столь ярких, но вполне убедительных. Они имеют место не только в Москве, но и в регионах. В Сибири, по крайней мере, в последние годы бизнес все чаще приходит на помощь культуре.

Наиболее значимые мероприятия проводились при финансовой поддержке региональных филиалов Альфа-банка: гала-концерт звезд балета Большого театра в Томске (2000), фестиваль «Золотая маска» в Иркутске (2000), выделение грантов новосибирским писателям (2002-2003), православный театральный фестиваль «Кузбасский ковчег» в Кемерове (2003), создание в честь 110-летия города галереи портретов выдающихся деятелей Новосибирска, выполненных известными художниками (2003).

Активно помогает культуре и местный бизнес. Директор «Глобуса» Татьяна Людмилина говорит, что уже на протяжении нескольких лет театру оказывает серьезную поддержку авиакомпания «Сибирь». И добавляет, что театр успешно работает со многими предприятиями, помогающими театру своей продукцией. Например, НАПО им. Чкалова помогло театру в подготовке декораций к спектаклю «Деревья умирают стоя». Театр поддерживают компании «Инженерные сети» и «Байт», фирмы «Корс» и «Вестфалика» предоставляют хром и кожу для костюмов и декораций.

Новосибирский театр «Красный факел» работает со спонсорами примерно по такому же принципу: у каждого спектакля есть свой спонсор. Допустим, у последней премьеры театра, комедии «Лес», спонсор — компания «Сибсельмаш», а у спектакля «Амадеус» — корпорация «СИТЕХ».

Пивоварня «СОБОЛ» с этого года стала генеральным спонсором Новосибирской филармонии — первым проектом стал фестиваль исполнителей на ударных инструментах «Запрещенные барабанщики», специально для которого на спонсорские деньги была приобретена пятиоктавная маримба стоимостью 11 тыс. евро. Спонсором Новосибирского академического симфонического оркестра выступает строительная компания «Обьстройпроект», кроме того, филармонию поддерживают полтора десятка предприятий. Причем, как отмечает директор Новосибирской филармонии Александр Назимко, многие бизнесмены, предоставляющие средства, не нуждаются даже в упоминании своего имени, так что их помощь — благотворительность в чистом виде.

Спонсором спектакля «Амадеус» театра «Красный факел» выступила компания «СИТЕХ»

Самая свежая тенденция в отношениях бизнеса и культуры — создание попечительских советов, в которые входят руководители крупных предприятий. Можно привести «московский» пример: попечительский совет Большого театра, в который входят Нелли Алексперова («ЛУКОЙЛ»), Семен Вайншток («Транснефть»), Виктор Вексельберг (представляет себя лично), Петр Авен (Альфа-банк) и другие известные бизнесмены. В регионах, разумеется, стремятся создать попечительские советы, куда входили бы представители «местного» крупного бизнеса. Так, по словам директора «Красного факела» Александра Кулябина, в попечительский совет театра будут входить представители корпорации «», строительной компании «Красный проспект» и завода им. Кузьмина, а возглавит совет депутат Госдумы Виктор Косоуров. Создается и попечительский совет при Новосибирской филармонии. Татьяна Людмилина говорит, что, возможно, через какое-то время подобный совет будет создан и в «Глобусе» — но в нем будут только те люди, которые по-настоящему любят театр. Для содействия реконструкции «Сибирского колизея», НГАТОиБ, создан благотворительный фонд «Наследие», в который входят представители таких крупных бизнес-структур как «Белон», «Новосибхлеб», «Сибирьтелеком», «Сибирь-Пресс», «Главновосибирскстрой», а также Фонд Карелина.

Мотивы, исходя из которых оказывается финансовая поддержка учреждениям культуры, различны. Зачастую на региональном уровне бизнесмены ориентируются на первое лицо региона. И если, например, губернатор неравнодушен к театру, посещает все премьеры, то бизнесмен, в расчете на какие-либо преференции со стороны власти, считает, что поддерживать театр имеет смысл. А поскольку почти всегда успехи в культуре зависят от первых лиц региональной власти, все та же «Золотая маска» за поддержку театра награждает и их: в 2001 году приз был вручен губернатору Иркутской области Борису Говорину, в этом — президенту Чувашии Николаю Федорову.

Влияет и репутация театра или музыкального коллектива — финансовую помощь охотнее оказывают коллективам известным, получающим премии и награды на фестивалях.

Пресс-секретарь компании МТС (потратившей в прошлом году около 500 тыс. на поддержку культуры — стипендии областного фонда культуры, театры «Глобус», «Красный Факел», театр Сергея Афанасьева, филармония) Антон Калтыгин о мотивах спонсорства высказывается так: «Есть много предположений о том, зачем компании занимаются благотворительностью. Для себя мы объясняем это следующим образом: крупный бизнес зависит от развития общества в целом, особенно если учесть, сколько членов этого общества являются клиентами бизнеса. Другими словами, мы имеем вполне меркантильный интерес в том, чтобы общество развивалось и сохраняло свой потенциал. Можно рассматривать благотворительность как долгосрочные инвестиции».

Есть, впрочем, и еще одно объяснение, почему бизнесмены вкладывают деньги в такую неприбыльную сферу как культура: возможно, они искренне любят театр, музыку или живопись. Может, кто-то из них хотел стать актером, кто-то рисовал, кто-то музицировал. Они не стали актерами, художниками, музыкантами — но продолжают любить искусство. И поддерживать материально.

Крупные спонсорские проекты в Сибири

1999 год. Выступление балета Мариинского театра в Иркутске, Омске, Новосибирске, Перми и Екатеринбурге. (Альфа-банк)

2003 год. Одно из крупнейших театральных событий не только Новосибирска, но и всего региона — гастроли МХАТа с десятью лучшими спектаклями, в числе которых были самые свежие премьеры театра. (Альфа-банк)

2003 год. Выставка нидерландской живописи из собраний музеев Сибири, прошедшая с успехом в Томске, Новосибирске и Омске. Впервые шедевры «малых голландцев», хранящиеся в разных областных музеях, были собраны в единую экспозицию и показаны в трех городах. (Альфа-банк)

2003-2005 годы. Проект «Эрмитаж в Сибири», финансированный компанией Олега Дерипаски «Базовый элемент». Благодаря этому проекту, стартовавшему прошлой осенью пилотной выставкой «Искусство портрета» в Новосибирске, сибиряки смогут увидеть шедевры европейского искусства. Выставка «Античное наследие в искусстве Западной Европы» за этот год побывает в Иркутске, Красноярске и Новосибирске, а открывшаяся в Улан-Удэ экспозиция «Частная жизнь в западноевропейском искусстве» переедет сначала в Абакан, а затем — в Кемерово. Проект включает в себя также концерты, лекции и показ фильма Александра Сокурова «Русский ковчег». Общую стоимость проекта участники не раскрывают, но, учитывая все затраты на перевозку, охрану и, главное, страховку произведений, можно предположить, что счет идет на миллионы долларов.

Сергей САМОЙЛЕНКО


Comments are closed.

Так же в номере