Главная » Стратегии успеха » Toyota станет ближе к сибирским покупателям

Toyota станет ближе к сибирским покупателям

ПРОФИЛЬ — АВТОРЫНОК

Toyota станет ближе
к сибирским покупателям

Сибирские продавцы автомобилей Toyota включились в борьбу за звание официальных дилеров этой марки. Представители генерального импортера Toyota — компании «Тойота Мотор» — говорят о том, что Сибирь пока не входит в зону ее ответственности. Однако региональные авторизированные сервисные станции Toyota уже ведут с Москвой переговоры о получении официального статуса дилеров и готовы вкладывать средства в строительство автосалонов.

Сибирские продавцы автомобилей Toyota включились в борьбу за звание официальных дилеров

До апреля 2002 года поставками новых автомобилей Toyota в Россию занимались либо сами автодилеры (в частности, московская компания «Бизнес кар»), либо японские торговые дома, имевшие свои представительства на востоке России. Однако наблюдавшийся в течение двух лет значительный рост продаж (в 2001 году в России официальные дилеры Toyota продали 4461 автомобиль, а в 2002-м — уже 8302) заставил японского производителя пересмотреть систему поставок автомобилей.

В апреле 2002 года на российском рынке появилось ООО «Тойота Мотор». В сферу его деятельности стали входить поставки и растаможивание всех приходящих в Россию автомобилей и контроль за деятельностью дилеров компании. 2002-й и 2003 годы стали временем упорядочивания дилерской сети концерна Toyota в России. В настоящее время на территории от Москвы до Урала существует 13 официальных дилеров Toyota.

В 2003 году через сеть официальных дилеров и авторизованных сервисных станций Toyota было продано 25 075 автомобилей, а общий объем продаж Toyota и Lexus в России достиг 26 472 машин, что более чем в три раза превышает результаты 2002 года.

Сибирь — бесхозный регион

Несмотря на высокую популярность в Сибири автомобилей Toyotа, официальных дилеров Toyota на территории России от Урала до Дальнего Востока не существует. За Уралом действует несколько авторизованных сервисных станций Toyota (Toyota Authorizired Servis Station — TASS), в частности, четыре из них работают на территории СФО: в Иркутске, Кемерове, Киселевске и Красноярске.

Примечательно, что в сферу деятельности «Тойота Мотор», генерального импортера Toyota, входит только территория европейской части России, а за поставки автомобилей в регионы, расположенные за Уралом, должны «отвечать» японские торговые дома Sumitomo Corporation и Toyota Tsusho Corporation. Однако, по их собственным утверждениям, они с 2002 года не занимаются поставками автомобилей в Сибирь.Четко сформулировать причины разделения страны на несколько зон специалист по связям с общественностью ООО «Тойота Мотор» Анастасия Кокарева не смогла: «Так сложилось исторически», — сказала она, пояснив однако, что одна из причин в том, что головной офис пока просто не заинтересован в сибирском рынке.

Кто будет первым

Однако такова только видимая часть айсберга — официальная точка зрения «Тойота Мотор». Участники сибирского рынка в приватных беседах высказывают совсем другие мнения. Сибирские продавцы Toyota сейчас находятся в процессе переговоров с компанией «Тойота Мотор», предметом которых является подтверждение статуса авторизированной сервисной станции Toyota — TASS. В будущем из числа центров с подтвержденным статусом TASS будут выбираться компании, претендующие на получение официального дилерства.

Впрочем, разница между официальным дилером концерна Toyota и авторизованной сервисной станцией, по словам Анастасии Кокаревой, заключается только в том, что официальный дилер имеет договор с ООО «Тойота Мотор», который предусматривает и поставки автомобилей, и сервис, а TASS заключает договор с «Тойота Мотор» только на сервисное обслуживание, автомобили же закупает у третьей стороны, например, у московских дилеров.

Такая ситуация позволяет войти на рынок новичкам. Например, только в Новосибирске на получение статуса TASS претендуют несколько компаний, чья деятельность до этого была связана с продажами автомобилей лишь опосредованно. В частности, продажи автомобилей Toyota в Новосибирске начала компания «СЛК-Авто», основным направлением деятельности которой до этого была продажа автомобилей по лизинговым схемам. Также, по информации «КС», в борьбу за получение статуса TASS включилась и новосибирская компания «Плутон», занимающаяся поставками автозапчастей.

Причины столь высокой активности на этом рынке в том, что сибирские дилеры оценивают регион как очень перспективный в плане продаж автомобилей Toyota. Например, объем продаж «СЛК-Авто» уже в первые месяцы активной работы по прямым продажам Toyota составил 30 автомобилей в месяц, что, по признанию представителей «Тойота Мотор», вполне сравнимо с продажами среднего дилера в европейской части России. Также как очень перспективные оценивают продажи Toyota в Кузбассе и Красноярске. В «Тойота Центр Красноярск» отметили ежегодное увеличение продаж этих автомобилей. «Продажи Toyota и Lexus в 2003 году составили 150 автомобилей, а квота на 2004 год — 300 автомобилей», — сообщил корреспонденту «КС» начальник отдела продаж «Тойота Центр Киселевск» (Кемеровская область) Алексей Катков.

Где купить автомобили
Toyota в Сибири

Фактически для покупателя автомобиля неважен официальный статус того или иного продавца, его интересуют представленность модельного ряда, качественный и гарантированный сервис. До 2002 года в Сибири существовали компании, которые не имели какого-либо официального статуса в концерне Toyota, но могли организовать постоянные поставки автомобилей, чаще всего через Sumitomo или Toyota Tsusho Corporation, и предоставить качественный сервис.

Если и существует разница в ценах на автомобили, продаваемые в автосалонах официальных дилеров и в TASS, то она незначительна. В «Тойота Мотор» нет единого прайс-листа, а существуют только рекомендованные (но не обязательные) цены на автомобили Toyota для дилеров.

Таким образом, появление в Сибири официальных дилеров Toyota важно прежде всего для самих продавцов. По их собственным признаниям, существование автоцентра, соответствующего всем корпоративным стандартам концерна Toyota, которые жестко оговаривают площадь автосалона, его внешнее и внутреннее оформление, станет прежде всего инструментом для повышения объема продаж автомобилей. Это хорошо видно на примере деятельности компании «Автоленд-Сибирь» (официальный дилер Ford, Mitsubishi, Mazda, Volvo, Land Rover), которая после переезда из центра Новосибирска и строительства комплекса автосалонов площадью несколько тысяч квадратных метров стала одним из лидеров сибирского рынка по объему продаж новых иномарок. Кроме этого, официальный статус дилера в любом случае повысит доверие покупателей к компаниям, представляющим на рынке автомобили марки Toyota.

Первая десятка иностранных автопроизводителей
по результатам продаж в России
в I квартале 2004 года

Марка Кол-во Mодели
Toyota, Lexus 9213 Corolla (2976), Camry (1151), Avensis (1175)
Hyundai 6662 Accent (3126), Getz (1342), Elantra (1160), Santa Fe (397)
Ford 6273 Focus (4997), Mondeo (506), Focus C-Max (359)
Daewoo 6112 Nexia (4272), Matiz (1840)
Mitsubishi 4676 Lancer (более 2000), Outlander (500)
Kia 4326 Rio (1957), Shuma (707), Magentis (452), Sportage (410)
Renault 3281 Symbol (1704), Megane (447), Megane II (247), Scenic (236), Laguna II (196)
General Motors 3058 Opel Astra (1487), Opel Vectra (462), Chevrolet TrailBlazer (178), Cadillac SRX (18)
Nissan 2950 Almera (995), Primera (948), X-Trail (406)
Peugeot 1682 307 (794), 206 (522), 406 (262)


КОММЕНТАРИИ
НАТАЛЬЯ МАКАРЕНКО,
директор ЗАО «СЛК-Авто»

— Компания «СЛК-Авто» продает автомобили Toyota уже более трех лет, специалисты компании хорошо знают эту марку, и наше предложение имело спрос у покупателей. Поэтому именно Toyota была выбрана для начала прямых продаж автомобилей. План продаж на этот год составлялся из расчета 20-25 автомобилей в месяц, и, судя по началу продаж, он будет даже превышен.

Для компании, продающей автомобили Toyota, статус официального дилера — это прежде всего возможность предоставлять своим клиентам совершенно другой сервис, качественно иного уровня. Соответствие корпоративным стандартам концерна Toyota предъявляет большие требования к компании, но и дает возможность предложить своим клиентам другой уровень услуг, что, соответственно, сказывается на объемах продаж. Сейчас наша компания, к сожалению, далека от такого сервиса, но пока ни одна из компаний, продающих в Сибири автомобили, не соответствует корпоративным стандартам концерна Toyota.


ОПРОВЕРЖЕНИЕ

В тексте статьи «TOYOTA станет ближе» в № 3 «Стратегий успеха», вышедшем в мае 2004 года, были допущены ошибки.

Среди TASS — Авторизованных сервисных станций TOYOTA — не упомянут Новосибирский TASS «TOYOTA ЦЕНТР ОБЬ», входящий в группу фирм «АВТОСИБ».

Фраза «До 2002 года в Сибири существовали компании, которые не имели какого-либо официального статуса в концерне TOYOTA, но могли организовать постоянные поставки автомобилей через SUMITOMO CORPORATION и TOYOTA TSUSHO CORPORATION и предоставить качественный сервис» не соответствует действительности, так как статус TASS (Тойота Авторизованный сервисный Центр) является официальным статусом в концерне TOYOTA.

Фраза «Фактически для покупателя автомобиля неважен официальный статус того или иного продавца» не соответствует действительности, так как статус TASS является единственным основанием для осуществления гарантийного обслуживания на вновь приобретенные автомобили. Любое обслуживание и предпродажная подготовка, осуществляемая вне стен официального TASS, где бы он ни находился, является прямым основанием для снятия автомобиля с гарантийного обслуживания. Тем самым покупатели, приобретающие автомобили у фирм, не имеющих официального статуса у TOYOTA MOTOR CORP. (TASS или дилер), обрекают себя на эксплуатацию автомобиля без гарантии с первого дня покупки.

Редакция журнала приносит свои извинения.

Вадим ВОРОНЦОВ


Comments are closed.

Так же в номере