Главная » Стратегии успеха » К чему, на ваш взгляд, приведет пересмотр межбюджетных отношений в пользу регионов-доноров?

К чему, на ваш взгляд, приведет пересмотр межбюджетных отношений в пользу регионов-доноров?

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

К чему, на ваш взгляд, приведет пересмотр
межбюджетных отношений в пользу регионов-доноров?
ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ,
губернатор Новосибирской области

— В силу изначальных природно-экономических условий разные регионы формировались по-разному. Нефть есть в Тюменской области, богатые энергоресурсы и полезные ископаемые — в Красноярском крае, они заложены там природой. Металлургические заводы тоже строились в достаточной близости к сырью, как, например, в Кузбассе.

Очевидно, что сегодня основную часть доходов формируют ресурсоперерабатывающие отрасли и металлургическая промышленность. Конечно, эти регионы хотят свои большие доходы оставить себе. Но ведь надо учитывать и интересы страны. Что тогда делать с такими регионами, как Тыва или Горный Алтай, где практически нет экономики? Что делать с рядом субъектов РФ, которые относятся к так называемому нечерноземью? Бюджетные деньги рассчитаны прежде всего на поддержку населения, которое там живет. Поэтому бюджетное выравнивание регионов просто необходимо.

Другое дело, что регионам, которые бурно развивают свою экономику, должны быть созданы определенные стимулы. Нужны меры господдержки, например, в восточных регионах. Это нужно и в геополитическом, и в экономическом планах, соответственно, это должно быть поддержано и межбюджетными отношениями. Должны быть стимулы, которые бы позволяли территории наращивать свою экономику, чтобы было понимание — вот эту часть своих доходов территория отдаст в центр для перераспределения, а вот эту часть оставит на развитие.

Мы пытаемся делать так в Новосибирской области. У нас есть районы, которые достаточно хорошо развиты, есть отстающие районы, которые нельзя оставлять без бюджетной поддержки. Нужно выравнивать межбюджетные отношения на уровне страны и на уровне региона.

Вполне самодостаточная Новосибирская область порой сталкивается с непониманием в правительстве. Когда мы показывали, что на такую-то статью расходов мы тратим вот столько, нам говорили: «Замечательно, вот и тратьте! Мы же вам не дадим никаких компенсаций, вы же сами можете все сделать». Вот этого не должно быть! Нужно учитывать вложения регионов в тот или иной сектор экономики и в соцсферу.

Межбюджетные отношения — это социальная политика, которая существует во всем мире. Какая доля будет оставаться регионам-донорам, во многом будет зависеть от общеэкономического состояния страны. Если у нас деньги будут зарабатывать пять регионов, естественно, им все эти деньги не оставят. Если у нас в целом поднимется экономика, то тогда, хочется верить, система межбюджетных отношений будет пересмотрена.

АМАН ТУЛЕЕВ,
губернатор Кемеровской области

— Практически каждый губернатор региона-донора выражал желание пересмотреть свои взаимоотношения с центром. Александр Хлопонин — губернатор крупного и богатого региона. Естественно, он стремится поднимать экономику Красноярского края. А для этого нужны деньги. Александр Геннадьевич предлагает пересмотреть систему межбюджетных отношений в пользу регионов-доноров. По сути, он предложил отказаться от бюджетного выравнивания территорий.

Наверное, это и правильно. Но только для этого регионам нужно оставлять более значительную часть доходов, чем сейчас. Однако в течение всех последних лет наблюдается тенденция к снижению доли налогов региональных бюджетов в совокупных доходах бюджета страны. Так, в 1996-1998 годах это соотношение было 50:50. Но начиная с 1999 года соотношение меняется не в пользу регионов. В 2001 году доля налоговых доходов региональных бюджетов составляла менее 38%. Такая же цифра запланирована на 2004 год. Получается, чем лучше мы работаем, чем больше собираем доходов, тем меньше должны оставлять на собственные нужды, на развитие производства.

У нас в Кузбассе начиная с 1999 года бюджет неизменно несет потери доходов. Доходная база бюджета Кемеровской области только за 2001-2003 годы сократилась не менее чем на 3,5 млрд руб., что на 1 млрд руб. превышает сумму всех дотаций из федерального бюджета в 2003 году. Одновременно с сокращением доходной базы бюджетов регионов принимаются решения, возлагающие на территории дополнительные обязательства по расходам на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Кемеровской области для этого потребовалось порядка 3,5 млрд руб. Предусмотренные правительством России компенсационные меры позволили лишь частично покрыть эти расходы. Если бы не эти обстоятельства, наша область уже могла бы войти в разряд регионов-доноров.

К чему это может привести? К дальнейшей дифференциации и ухудшению положения остальных территорий. Получается, что территории, которые не так богаты природными ресурсами, как Красноярский край, должны быть брошены на произвол судьбы. А ведь природные богатства — это достояние всего общества, всей страны. Государство и существует для того, чтобы всем своим гражданам создавать примерно одинаковые условия для жизни и развития производства. Считаю также, что эффективная финансовая политика государства заключается не только в бесконечном вливании денег в экономику территорий-реципиентов, но и в контроле за расходованием этих средств.

И здесь я согласен с мнением Александра Хлопонина — надо инвестировать средства не в убыточные производства, а в проекты, которые обеспечат экономический рост, создание новых рабочих мест и тем самым выведут территории-реципиенты на уровень рентабельной работы.

МИХАИЛ ЕВДОКИМОВ,
глава администрации Алтайского края

— Начнем с того, что отказ от системы выравнивания бюджетной обеспеченности центром через трансферты и попытка передать эти функции регионам-донорам противоречат принципам бюджетной системы нашей страны.

В 90-х годах в стране сложилась система, которая заложила существенное неравенство бюджетов субъектов Федерации. Сегодня, например, более 50% всех налогов собирается на территории всего лишь 10 субъектов Российской Федерации. Именно эти регионы в наибольшей степени выигрывают от децентрализации налоговых поступлений. Напомним, что там проживает всего 22% населения! Поэтому сегодня надо идти по пути поэтапного реформирования внебюджетной системы, но никак не в сторону децентрализации сбора налогов.



Comments are closed.

Так же в номере