Главная » Стиль жизни » Победы и разочарования «Золотой маски»

Победы и разочарования «Золотой маски»

Победы и разочарования «Золотой маски»

Завершился национальный фестиваль «Золотая маска», главный театральный смотр страны. И хотя режиссеры обычно говорят, что ставят спектакли в первую очередь для зрителей, победа в конкурсе приятна и почетна любому творческому коллективу. «Золотая маска» — долгая история: в течение сезона эксперты отсматривают спектакли сотни спектаклей, затем формируют список номинантов и лишь потом определяют лидеров. В этом году победителями фестивального марафона стали Новосибирский государственный академический театр оперы и балета и театр «Красный факел».

Две «Маски» за «Мессу»

По итогам работы экспертного совета «Золотой маски» в этом году в афишу фестиваля попали три спектакля НГАТОиБ, в том числе балеты «Пульчинелла» и «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского и мюзикл Леонарда Бернстайна «Месса». Новосибирский театр оперы и балета прошел на фестиваль всего по 11 номинациям — это солидная цифра.Внушительный список номинаций сам по себе уже свидетельствует о высоком профессиональном и художественном уровне постановок, однако окончательных результатов пришлось ждать до 18 апреля. В этот вечер со сцены Большого театра были наконец объявлены победители.

Новосибирский театр оперы и балета, по мнению членов жюри музыкальных театров, на сей раз оказался в большей степени театром оперы, чем балета. Хотя в конкурсе «Месса» Бернстайна шла по ведомству «оперетта и мюзикл», в реальности она не является ни тем, ни другим, и уж конечно не оперой. Оригинальное жанровое определение гласит: «Театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра». При этом литературный и музыкальный текст этого сложного неординарного произведения включает и литургию Римской Мессы, и сложные симфонические построения, и буйные ритмы джаза, рока и блюза. «Мессу» Бернстайна ставят довольно редко — это очень сложное произведение. Театр сделал амбициозный выбор, и, на мой взгляд, достоин награды за эту работу», — отметила заместитель директора международного артистического агентства Asconas Holt Рона Иствуд. Госпожа Иствуд также рассказала, что гордится работой своего подопечного Айнарса Рубикиса на посту главного дирижера и музыкального руководителя театра.

Тем более радостно, что эта сложная, неординарная работа интернациональной постановочной группы увенчалась успехом: «Месса» получила две «Маски». Награда за лучшую мужскую роль досталась Дмитрию Суслову за исполнение партии Селебранта/Священника. Также лучшей в своей категории была признана работа дирижера Айнарса Рубикиса. При этом на этапе лонг-листа были номинированы также работа режиссера Резии Калныня, работа художника в музыкальном театре Кристапса Скулте и спектакль в целом. «Должен сказать, что эта «Золотая маска» не моя, это награда всего театра. Это очень просто объяснить: представьте себе, что на сцену вышел один дирижер. Без оркестра, солистов, декораций и света я мог бы только размахивать руками в полной тишине. Но тогда бы я не получил «Золотой маски», разве что за эксперимент. Эта «Золотая маска» принадлежит каждому человеку в театре», — уверен Айнарс Рубикис.

Наша «Месса» прошла в Москве на исторической сцене Большого театра и была благосклонно встречена московской публикой и критикой. Так, присутствовавшая в зрительном зале Наталья Солженицына отметила, что «постановка замечательная». «Что касается Бернстайна, я думаю, что эта вещь для него в значительной степени личная. Мы долго жили в Америке, не раз бывали не его концертах. Думаю, что «Месса» — это такой крик изнутри. Но вообще надо сказать, что в последнее время много нового и интересного приезжает к нам именно из провинции». Режиссер спектакля Резия Калныня, посвятившая при подготовке спектакля много времени изучению литературных источников и документальных фильмов о Бернстайне, тоже уверена, что в «Мессе» отразился его личный, порой совсем непростой, жизненный опыт. «Сегодня, в XXI веке, человеческая душа становится самым важным. Все в этом мире зависит от того, как ты проходишь свой путь, падаешь и поднимаешься, отказываешься от своего эго. Это рассказ об одиночестве и любви, вере и отречении», — утверждает режиссер.

Две «Маски» за «Онегина»

В этом году на юбилейной, двадцатой по счету «Золотой маске» театр «Красный факел» стал лауреатом главной театральной премии страны впервые и не скрывает радости по этому поводу. Старейший драматический театр города совершил шестую попытку, увенчавшуюся успехом — предыдущие были в 1998-м, 1999-м, 2001-м, 2006-м и 2010 годах. И вот, наконец, долгожданная победа. Спектакль «Онегин» в постановке режиссера Тимофея Кулябина был отмечен сразу в пяти номинациях: эксперты сочли достойным внимания спектакль в целом, а также выделили Тимофея Кулябина в номинации «Работа режиссера» и Олега Головко в номинации «Работа художника». Актриса Дарья Емельянова, исполнившая роль Татьяны Лариной, попала в номинацию «Женская роль», а Денис Солнцев — в созвучной его фамилии номинации «Работа художника по свету».

Стоит отметить, что Тимофей Кулябин сегодня — один из признанных театральной общественностью молодых режиссеров, а его «Онегин», над которым он работал около двух лет, был неоднократно отмечен столичными критиками. «Спектакль на большой сцене, в большом стиле, сделанный современными средствами про современных людей. Здесь важно не оживление текста, но игра в текст, свободное владение настроениями Пушкина, отделенными от конкретных слов и конкретного ритма. Не попадая в зависимость от текстовой логики, режиссер в каком-то смысле изобретает «Онегина» заново. Именно эта позиция дает зрителям счастье не переживать знакомые культурные коды, а читать роман так, словно бы мы открыли книгу впервые в жизни», — считает театральный критик Павел Руднев.

Фестивальный показ «Онегина» прошел на сцене театра имени Пушкина и был хорошо встречен публикой. Московские зрители вели себя весьма вовлечено: мгновенно откликались на нетривиальный юмор и оригинальные режиссерские ходы, живо реагировали на каждое удачное актерское решение. «Этот спектакль демонстрирует личностное осмысление, глубокое проникновение в существо природы героев. Он напоминает нам, что людям предстоит решать эти проблемы до трех пор, пока они остаются людьми. Эта постановка, интересная по мощнейшему режиссерскому решению, актерским работам, сценографии и свету, произвела на меня сильное впечатление», — поделился впечатлениями президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин.

Пришел на спектакль и педагог Тимофея Кулябина, профессор кафедры режиссуры РАТИ-ГИТИС Олег Кудряшов. «Я поражен этой работой, ее уровнем и мастерством совсем еще молодого режиссера. При всей жесткости построения спектакля и даже жестокости некоторых сцен он не потерял ничего от своего лиризма, тонкости, нежности и изящества. И это, я считаю, его самое большое достижение», — отметил Кудряшов. Сам Тимофей Кулябин по поводу выдвижения спектакля на премию в нескольких номинациях заметил следующее: «Честно говоря, я не знаю, что движет отборщиками «Золотой маски», какова их логика. Ранее на премию выдвигались мои спектакли «Макбет» и «Князь Игорь». Конечно, профессиональное признание — это хорошо, и было бы нечестно говорить, что мне все равно. Конечно, нет».

Итогом работы «Красного факела» стали две «Золотые маски». Первая, за лучшую работу художника по свету, досталась Денису Солнцеву. Он помог создать на сцене иллюзию современного съемочного павильона, а в самые важные моменты спектакля актеры сами выставляли на сцене переносные светильники и переключали огромный рубильник — его отчетливый щелчок задавал ритм и переключал внимание зрителей на новые мизансцены и настроения. Но главной наградой спектакля «Онегин» стала специальная премия жюри драматического театра и театра кукол с формулировкой «За современное прочтение классики».

«Маска» как черный ящик

По мнению директора НГАТОиБ, в этом году проблем в «Золотой маске» не убавилось. Одной из главных он считает расплывчатые экспертные оценки, которые меняются в зависимости от того, что и где видят эксперты. «Неоднозначными можно считать некоторые решения музыкального жюри, еще более непонятным было вручение балетных премий. Много необычного произошло. Это двадцатый по счету конкурс, и у нашего театра уже 18 «Золотых масок». Это говорит о том, что оперный театр в Новосибирске способен успешно проходить этот жестокий субъективный отбор, регулярно представляя художественные работы заметного уровня. Мы держим высокую планку и это главное», — уверен Борис Мездрич.

Кроме того, он обратил внимание на то, что в ходе фестиваля главный дирижер театра Айнарс Рубикис впервые и очень успешно дирижировал в Москве, и теперь его имя вошло в российскую музыкальную жизнь. Что касается двух новосибирских балетов, создателям и исполнителям которых придется довольствоваться званиями дипломантов конкурса, то здесь нам остается лишь сожалеть, а театру — анализировать причины. Напомним, что сезоном раньше театр делал ставку на новую постановку «Лебединого озера», тогда как жюри предпочло отметить в основном современные балетные спектакли. «Весна священная» Патрика де Бана и «Пульчинелла» Кирилла Симонова стали заметными и весьма удачными решениями в области современной хореографии, но призов театру не принесли. Остается надеяться, что в будущем году жюри обратит внимание на нашего «Щелкунчика» — по крайней мере, публика его уже полюбила.

«Мировое театральное сообщество меньше всего подвержено разным политическим колебаниям. Мы занимаемся одним и тем же делом и понимаем друг друга без перевода, у людей театра особая психофизика. Именно искусство может стать тем фактором, которое в наше непростое время поможет жителям разных стран сохранять единство и взаимопонимание», — подвел итог Борис Мездрич.



Comments are closed.

Так же в номере