Главная » Менеджмент » Как получить престижный диплом

Как получить престижный диплом

Специфика современного образования — максимальное приближение теории к практике, знаний — к реальным потребностям того или иного рынка. Специфика хорошего вуза — не только соответствие запросам рынка, но и предвосхищение его потребностей. Об особенностях Сибирской академии государственной службы — кузницы кадров для управленческих структур, — а также о качестве высшего образования в Новосибирске рассказывает проректор по учебной работе СибАГС, кандидат педагогических наук ЕВГЕНИЯ МУЗЫЧЕНКО.

— СибАГС — один из лидеров среди вузов Новосибирска. Каким образом академии удалось этого достичь?

— Думаю, лидерство в этом вопросе определять не совсем корректно. Я бы сказала иначе: СибАГС — один из вузов, чей диплом считается престижным. И это связано прежде всего со спецификой обучения, с особенностями приема. Каждый год федеральный бюджет выделяет нам всего 170 мест для приема абитуриентов. Это немного. Для сравнения: средние новосибирские вузы имеют по 700 мест, а крупные — больше тысячи. Особенность же СибАГСа в том, что это окружной вуз. СибАГС входит в структуру Российской академии государственной службы при президенте РФ. В этой системе работают девять региональных академий и три института повышения квалификации. У нас очень велика доля целевого приема — 14 субъектов Федерации посылают нам своих абитуриентов. В результате ежегодно 100–110 мест из 170 мы отдаем «целевикам». Кстати, для них мы тоже стараемся держать конкурс — как минимум два человека на место. А на оставшиеся для «свободного» поступления 50–60 мест конкурс получается очень высоким. Так что без преувеличения можно сказать, что нам действительно удается отобрать лучших претендентов. Вторая особенность СибАГС — мы стараемся четко соблюдать наш профиль. Академия готовит прежде всего будущих специалистов государственного и муниципального управления. И все программы составлены так, чтобы качественно готовить именно таких специалистов. Например, студенты, выбравшие специальность «Финансы и кредит», углубленно изучают вопросы, связанные с бюджетом, чтобы в будущем иметь возможность работать в финансовых управлениях администраций, казначействах, налоговых инспекциях. Специальность «Управление персоналом» ориентирована прежде всего на подготовку кадров для государственных и муниципальных кадровых служб. Ведь организация кадровой работы в этих службах имеет достаточно много отличий от кадровой работы в обычной организации. Новая специальность «Национальная экономика» предполагает подготовку специалистов-аналитиков для работы в органах государственного управления субъектов Федерации — там, где делаются программы экономического развития и различные сводные анализы по региону, а также есть необходимость в проведении сравнительного анализа с программами других субъектов Федерации. В прошлом году была открыта специальность «Психология» для подготовки будущих работников служб социальной защиты — это очень востребованное направление.

— Планируется ли открытие новых специальностей?

— Сейчас к открытию готовится специальность «Связи с общественностью». Будем готовить специалистов по связям с общественностью, PR-технологиям для администраций субъектов Федерации, для избирательных комиссий, для муниципальных организаций.

— Насколько велика потребность в подобных специалистах? И как вообще трудоустраиваются ваши выпускники?

— Потребность в качественно подготовленных специалистах очень высока. Что же касается трудоустройства, скажу одно: рекламаций на наших выпускников пока не поступало. Кстати, еще одна особенность нашего вуза — в большой доле взрослых среди обучающихся. Таких «взрослых студентов» у нас более семи тысяч человек — это и работники органов государственной власти и местного самоуправления, и люди из других сфер бизнеса и производства, желающие получить соответствующее образование. Выпускники работают в самых разных сферах и везде чувствуют себя уверенно. Некоторые уезжают за границу — у нас очень сильный курс иностранного языка, и многие получают дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В общем, проблем с трудоустройством наши выпускники не испытывают, они достаточно конкурентоспособны и на рынке труда чувствуют себя уверенно.

— Многие ли связывают свое будущее с государственными и муниципальными структурами?

— Могу сказать, что на госслужбу не так просто попасть, даже имея диплом соответствующего вуза. Прежде всего потому, что есть ограничения на определенные должности. И если наш выпускник, имеющий возможность занять лишь самую младшую должность, допустим, в муниципальной структуре, получает более интересное предложение от какой-либо другой организации, он часто делает выбор в пользу последней. Но сейчас условия в государственных и муниципальных структурах становятся более благоприятными для начинающих — это касается прежде всего заработной платы. И среди наших выпускников есть люди, которые сделали неплохую карьеру именно в сфере государственной и муниципальной службы. Многие занимают должности главных и ведущих специалистов в правительствах и администрациях, работают руководителями подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления. Ну а что касается «целевиков», то в тех субъектах Федерации, где целевой набор поставлен хорошо, практически все выпускники по возвращении получают хорошую работу и достойную оплату в самых разных сферах государственной службы.

— А в каких именно субъектах Федерации эта работа хорошо налажена?

— Трудно выделить тот или иной регион. Поскольку связь с субъектами Федерации — специфика нашего вуза, у нас есть проректор, занимающийся непосредственно вопросами межрегиональных связей. Работа по вопросам целевого приема, укрепления межрегиональных связей и оптимизации совместной деятельности ведется постоянно. Но хочу подчеркнуть, что и в этом вопросе многое зависит от самих студентов.

— Что вы можете сказать о конкуренции в сфере высшего образования и, в частности, о негосударственных вузах?

— В течение семи лет я была начальником отдела высшего образования в областной администрации, можно сказать, что все негосударственные вузы рождались на моих глазах. Так что вполне ответственно заявляю, что в сфере негосударственного образования в Новосибирске все обстоит благополучно. Новосибирские вузы с самого начала ориентированы на государственные требования, там вполне нормально идет учебный процесс. Если у нас и бывают проблемы, то, как правило, с филиалами иногородних негосударственных вузов. К сожалению, эти проблемы будут возникать постоянно, прежде всего из-за отсутствия необходимого контроля со стороны головного вуза. А местные негосударственные учебные заведения работают вполне качественно. Они заняли свою нишу и составляют небольшую конкуренцию государственным вузам.

— Почему все же небольшую? Престиж диплома государственного вуза выше?

— Смотря какого вуза. Однако в негосударственный вуз поступить несколько проще и учиться комфортнее. Сравните сами: у нас на все специальности четыре экзамена — в большинстве государственных вузов их меньше. Поступить к нам трудно, да и учиться непросто. Например, у нас сильная математическая подготовка, обязательная для всех специальностей. Но в результате именно такая «жесткая», максимально насыщенная подготовка создает конкурентоспособного специалиста и в конечном счете определяет престиж диплома. А в негосударственных вузах более комфортные условия обучения, более «персонифицированный» подход к студентам. Да и вступительные испытания помягче, отбор менее строгий.

— Кстати, что касается вступительных испытаний. Как вы относитесь к внедрению системы ЕГЭ?

— Положительно. Система тестирования вовсе не так плоха, как это иногда пытаются представить. Правда, некоторые сомнения у меня есть по поводу качества самих тестов. Но они год от года улучшаются. К тому же каждый вуз вправе самостоятельно устанавливать, какое количество баллов необходимо для поступления на ту или иную специальность. СибАГС не перешел на систему ЕГЭ по единственной причине — среди 14 субъектов Федерации, с которыми мы работаем по целевому приему абитуриентов, пока не все включены в этот эксперимент. Мы не хотим создавать неравные условия для будущих абитуриентов. Но оценки ЕГЭ мы учитываем при приеме — абитуриент, у которого более высокий балл, при прочих равных условиях пользуется преимуществом при зачислении. Так что, думаю, ЕГЭ для нас — дело будущего. Гораздо больше меня волнует внедрение ГИФО. Ведь если за границей будущий студент несет свою субсидию в то учебное заведение, где он планирует качественное образование, то у нас не исключена ситуация, что эти деньги пойдут вузу, куда просто легче поступить. И тогда начнется борьба за ГИФО. А значит, борьба за бюджетные деньги, а борьба за деньги всегда непростая.

— Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов?

— Неоднозначно. Если взять уровень подготовки по школьным предметам, то, на мой взгляд, он снизился. Ошибки, которые допускают ученики, имеющие в аттестате отличные оценки, удручают. Но общее развитие выпускников достаточно высокое — современные источники информации дают такие возможности для личностного роста, которых раньше просто не было. Абитуриенты владеют компьютером, часто хорошо знают иностранные языки, они более мобильны во всех отношениях. Мне наши абитуриенты нравятся.

— Как сегодняшние выпускники чувствуют себя при переходе в высшую школу?

— Они достаточно быстро адаптируются, они активны, самостоятельны, достаточно независимы — для вуза такие качества очень важны. Главное — не ошибиться с выбором.

Сибирская академия государственной службы (СибАГС) образована в 1991 году, входит в систему Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Имеет филиалы в Барнауле, Томске, Усть-Илимске, Новокузнецке, Иркутске, а также представительства в Горно-Алтайске, Кемерове, Омске, Красноярске и других городах. Готовит специалистов для работы в органах государственного и муниципального управления субъектов РФ. Ведется профессиональная переподготовка руководителей и специалистов по профилю специальностей СибАГС. В СибАГС проводятся курсы повышения квалификации и семинары по проблемам государственной и муниципальной службы, административных реформ, кадровой и социальной политики и другим актуальным вопросам. Академия формирует программы обучения в соответствии с квалификационными требованиями к государственным служащим, способствуя их профессиональному росту и успешной аттестации.

СибАГС сотрудничает с международными организациями, вузами, центрами подготовки кадров, специалистами государственных и муниципальных органов власти, организует проведение конференций и семинаров по различным вопросам.

Лицензия серии А N 169005 от 24.05.2005 г. федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Елена ЛУНЕВА


Comments are closed.

Так же в номере