Главная » Стиль жизни » Оперный пошел по пути СО РАН

Оперный пошел по пути СО РАН

Премьера двух одноактных опер, поставленных Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета совместно с Новосибирской государственной консерваторией, состоялась 15 февраля на малой сцене театра. Студенты вокального отделения консерватории впервые стали участниками полноценных спектаклей со всеми атрибутами: профессиональная режиссура, дирижер и оркестр, декорации и полный зрительный зал.

«Этот проект был новым и полезным для всех участников. Исполнители впервые окунулись в театральную стихию, причем режиссеры Игорь Селин и Дмитрий Суслов не делали скидок на возраст и студенческий статус. Дирижеру и художественному руководителю проекта Петру Белякину тоже пришлось поволноваться, но молодежь в итоге справилась с музыкальным материалом. Театр присматривается к исполнителям, некоторых из них в будущем, вероятно, мы пригласим в свою труппу», — отметил директор НГАТОиБ Борис Мездрич.

По его мнению, совместная постановка позволила реализовать принцип максимальной ориентации обучения на практику — студенты прошли весь цикл театральной постановки полностью, с нуля. Подобный стиль обучения всегда был свойственен Новосибирскому университету, студенты которого учились у сотрудников институтов СО РАН, и в этих же институтах проходили практику, решая реальные научные задачи.

На суд зрителей были представлены две одноактные комические оперы, «Сначала музыка, потом слова» Антонио Сальери и «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини, принадлежащие одному жанру, но различные по характеру. «Для исполнения Сальери я взял небольшой состав оркестра, в основном музыкантов, имеющих опыт работы в камерном коллективе, а сам сел за клавесин, как это было принято в XVIII веке, чтобы аккомпанировать речитативу. Пуччини — это большой, так называемый тройной состав оркестра, которого боятся даже маститые исполнители, однако нам удалось найти баланс звучности, не заглушить певцов и сохранить характер музыки», — рассказал музыкальный руководитель проекта Петр Белякин.

Опера Сальери «Сначала музыка, потом слова» в шутливой форме рассказывает о том, как рождаются музыкальные шедевры — молодые Либреттист и Композитор в исполнении молодых певцов справились с задачей написания оперы за четыре дня с легкостью и задором, присущими юности во все времена. Режиссером спектакля о спектакле стал Дмитрий Суслов, в свое время также окончивший новосибирскую консерваторию по классу вокала. «Опера Сальери — большое испытание для студентов, так как манера исполнения, свойственная музыке XVIII века, отличается от современной. За время подготовки к премьере испуг прошел и уступил место энтузиазму, вместе мы проделали большой путь, исполнители росли буквально на глазах. Думаю, что театры, куда придут работать наши артисты, скажут нам спасибо», — говорит Дмитрий Суслов.

Автор любимых публикой опер «Богема» и «Тоска» Джакомо Пуччини написал всего одну комическую оперу. Ее заглавный герой, плут и хитрец, увековечен на страницах «Божественной комедии» Данте, и место его в Аду. Сюжет оперы, построенный на теме поддельного завещания, остается актуальным и сегодня. «Нам стало интересно, как спустя несколько веков этот вечный сюжет преобразовывается, преломляется сквозь эстетику неореализма», — размышляет режиссер спектакля Игорь Селин. По его мнению, в процессе работы над оперой студенты получили уникальный опыт, при этом их романтические иллюзии столкнулись с суровой правдой театральных будней, полной тяжелой работы и жестких профессиональных требований. Будучи в первую очередь драматическим режиссером, Игорь Селин сумел добиться от солистов художественной достоверности благодаря активному использованию пластики и тщательной проработке сценических образов.

Автором сценографии студенческой премьеры стал Игорь Гриневич, главный художник НГАТОиБ. С присущим ему профессионализмом и блеском он создал на ограниченном пространстве малой сцены лаконичные и одновременно выразительные декорации. Универсальное визуальное решение позволило с комфортом разместить в одних и тех же декорациях оба спектакля, обозначив главную идею каждого из них яркими акцентами.

Зрители благосклонно встретили обе премьеры, тем более что среди публики было много родных и знакомых дебютантов. Подводя итоги, ректор консерватории Константин Курленя поблагодарил всех участников и отметил: «Идея о взаимодействии театра и консерватории кажется простой на первый взгляд, но требует значительных усилий. Мы с удовольствием поддержали театр, который сделал первый шаг, и планируем развивать сотрудничество. Надеюсь, что эта премьера станет импульсом к развитию вокального факультета консерватории». После спектакля, как и после любой взрослой премьеры, руководство театра организовало фуршет для артистов, и это была лишь малая часть всех материальных затрат на постановку спектаклей, которые, по словам Бориса Мездрича, полностью взял на себя театр.

«После успешной премьеры мы с Константином Михайловичем Курленей приняли решение направить видеозапись спектаклей на рассмотрение экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». Впоследствии мы, несомненно, будем практиковать подобные постановки и закреплять их в репертуаре. Это уже второй удачный проект, реализованный совместно с консерваторией. Сотрудничество началось в прошлом году с выпускного концерта консерватории Gaudeamus-Gala на сцене нашего театра, в этом году Gaudeamus-Gala-2 намечен на 19 июня», — поделился планами Борис Мездрич.

На этом планы не заканчиваются — на 2013 год намечена реализация идеи Фестиваля оперных спектаклей консерваторий России. Первый фестиваль должен привлечь не меньше трех-четырех участников. Оперы будут поставлены в сопровождении оркестра новосибирского театра оперы и балета, а дирижеры и исполнители будут представлять свои консерватории. Ожидается, что на фестиваль приедут директора театров, дирижеры, ректоры консерваторий, будут проводиться мастер-классы — по идее организаторов, фестиваль должен стать ярмаркой талантов и выполнять функцию биржи труда для талантливых оперных исполнителей.



Comments are closed.

Так же в номере