Главная » Спецвыпуск » Кузбасское машиностроение идет в рост

Кузбасское машиностроение идет в рост

Одно из самых примечательных явлений последних двух-трех лет в кузбасской экономике — возрождение машиностроительного комплекса, который много лет находился в кризисном состоянии. Столь быстрый подъем обусловлен как восстановлением связей с традиционными заказчиками продукции, так и развитием направлений, новых для отдельных производств и для Кемеровской области в целом. Об итогах развития и перспективах машиностроения Кузбасса корреспонденту «КС» АННЕ ВАСИЛЬЕВОЙ рассказывает начальник отдела машиностроения администрации Кемеровской области ВЛАДИМИР АГАФОНОВ.

Лидеры отрасли

— Владимир Геннадьевич, насколько значителен вклад машиностроительных предприятий в экономику Кемеровской области?

— Если оценивать значение основных отраслей промышленности Кузбасса, то машиностроение окажется на третьем месте по объему производства, выплаты налогов в бюджеты всех уровней (в 2004 году налоговые поступления должны составить 720-750 тыс. руб.), по количеству занятых (54 тыс. человек), в то время как первое и второе места принадлежат соответственно угольной и химической промышленности. Одна из составляющих машиностроительной отрасли — это прежде всего угольное машиностроение, обеспечивающее 30% общего объема производства. Угольное машиностроение Кемеровской области представляют Юргинский машиностроительный завод, Анжеро-Судженский машиностроительный завод, «Сибтензоприбор» (Топки), ОАО «Кузбассэлемент» (Ленинск-Кузнецкий), НПО «Развитие» (Прокопьевск). Следующее по значимости — химическое машиностроение, основным представителем которого является ООО «Кемеровохиммаш». Но это предприятие производит также строительно-дорожные машины, оборудование для металлургических заводов, котлы, предназначенные для транспортировки и хранения светлых нефтепродуктов, подвижной состав и многие другие виды продукции, словом, удовлетворяет потребности самых различных отраслей народного хозяйства. Далее следует сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное, дорожное, производство средств защиты, которым занимаются Кемеровский завод средств безопасности, прокопьевское ОАО «Электромашина», названные выше «Кузбассэлемент» (производство огнетушителей) и «Сибтензоприбор». И, наконец, предприятия, выпускающие товары народного потребления, инструменты для металлообработки.

— Какие предприятия занимают лидирующее положение в машиностроении?

— Если определять значение предприятий по объему производства, то первые три места занимают «Юрмаш», «Анжеромаш», «Кемеровохиммаш». Все эти предприятия внедряют инновационные проекты: «Юрмаш» и «Анжеромаш» работают над производством проходческих комбайнов, «Кемеровохиммаш» выпускает упомянутые выше цистерны, холодильные машины, которые работают без использования пагубно воздействующего на окружающую среду фреона, осваивает производство газовых контейнеров. Кроме того, предприятия-лидеры развивают внутриобластную кооперацию, что идет на пользу другим представителям машиностроительного комплекса. Пример — «Анжеромаш», который размещает часть заказов по производству конвейеров на заводе «Дормаш» (Юрга), кемеровском заводе КАРЗ-1.

Но если лидерами отрасли по объему выпускаемой продукции являются «Юрмаш» и «Анжеромаш», то по объему продукции, произведенной одним рабочим, по созданию новых рабочих мест лидирует «Кемеровохиммаш». Начиная с 2001 года это предприятие показывает самые высокие в машиностроительном комплексе области темпы развития. Оно же отличается и самым динамичным среди машиностроительных предприятий ростом зарплаты. Сегодня в среднем она составляет больше 7,5 тыс. рублей, в то время как средний размер зарплаты в машиностроительном комплексе Кемеровской области составляет 5 тыс. рублей, и есть предприятия, на которых средняя зарплата равна всего лишь 3-4 тыс. рублей.

Работа на Кузбасс

— Что подготовило сегодняшний подъем машиностроительного комплекса? И какую роль играло в этом руководство области?

— Первое, чем занялся четыре года назад отдел машиностроения для восстановления машиностроения в Кузбассе, — организация конференции под председательством первого заместителя губернатора Валентина Мазикина, в ходе которой были названы возможности наших предприятий, направления, развитие которых должно было возродить кузбасское машиностроение, признана необходимость восстановления утраченных связей с потенциальными заказчиками. В то время 80% приобретавшегося предприятиями Кузбасса оборудования ввозилось из-за его пределов. В результате наша область лишалась и налогов, и рабочих мест, потому что половину этого оборудования мы могли бы производить сами. В результате конференции был создан Клуб директоров машиностроительных предприятий — неформальное объединение, в состав которого входят руководители 10 ведущих предприятий области. И на первом заседании Клуба, вице-президентом которого я являюсь, машиностроители обратились к руководителям угольных предприятий, добывающих уголь открытым способом. В результате этой встречи были открыты новые производства, в которых нуждались горняки. Кроме того, наш департамент организовывал встречи машиностроителей с руководителями предприятий, которые являются потенциальными потребителями их продукции: представителями химической промышленности, связи с которыми были разорваны в послеперестроечные годы, специалистами объединения «Азот» и других химических производств, железнодорожниками, даже с частными предпринимателями, а также с учеными Кузбасса.

Кроме того, именно по инициативе Клуба машиностроителей начиная с 2003 года ведущие предприятия области, и не только машиностроительные, заключают с администрацией области договоры о социальном партнерстве. Суть социального партнерства заключается в том, что область принимает решения, направленные на поддержку промышленности Кузбасса, обеспечивает нормальное функционирование инфраструктуры бизнеса, а предприятия помогают в решении социальных проблем, с которыми не может пока справиться бюджет.

Социальное партнерство подразумевает достаточно высокую зарплату, организацию отдыха, помощь больницам, детям-сиротам, ветеранам и другим малообеспеченным группам населения, помощь в решении жилищных проблем своих работников путем предоставления жилищных кредитов или строительства жилья за собственный счет. Самая первая задача — это достойный уровень зарплаты, которая должна быть не ниже прожиточного минимума — 2,5 тыс. рублей — для любого работника предприятия. И зарплата, и решение жилищного вопроса — это самые верные способы привлечь квалифицированные кадры, в особенности молодых специалистов. В 2004 году «Юрмаш» завершил строительство многоквартирного дома для своих работников за собственный счет, в 2005 году он планирует сдать еще один 34-квартирный дом. Другие предприятия машиностроительного комплекса выбирают альтернативные пути, участвуют в долевом строительстве или дают беспроцентные ссуды на приобретение жилья.

Но социальная политика предприятий — это еще и поддержка системы профессионального образования, вложение средств в подготовку молодых специалистов. И в этом направлении отличается «Кемеровохиммаш», руководство которого придает также большое значение поощрению рационализаторства, проводит конкурсы мастеров. Ведь если предприятия не станут инвестировать в подготовку кадров, они не смогут быть конкурентоспособными, а рост заказов позволяет, в свою очередь, разрабатывать техническую документацию для производства новых видов продукции, обучать персонал.

Возвращаясь к политике Клуба машиностроителей, я отмечу, что Клуб не формирует заказы. Он организует контакты заказчика и исполнителя, хотя одной из составляющей концепции развития машиностроения было размещение как можно большего числа заказов на предприятиях Кемеровской области.

— А что выигрывает от этого заказчик?

— Наше оборудование не так производительно, как импортное, но работать на нем выгоднее, потому что оно дешевле, дешевле обходятся и запчасти, и ремонт. Возьмем, к примеру, две шахты: шахта имени Кирова, которая работает на польской технике, и «Полосухинская», которая работает на отечественной. Себестоимость добычи угля на «Полосухинской» шахте в четыре раза ниже. Объясняется это тем, что наша техника дешевле импортной в 1,5-2 раза, в то время как ее производительность ниже всего на 10-15%.

При этом производство той или иной продукции определяется не только потребностями области, но прежде всего экономической целесообразностью. К примеру, недавно возникло предложение производить на базе «Юрмаша» пожарные вышки. Теоретически «Юрмаш» может освоить это производство, но для того чтобы производство стало рентабельным, надо чтобы эти вышки заказывало пол-России. Другое дело — шахтовые крепи, проходческие комбайны, их заказывают достаточно, и не только предприятия Кузбасса.

— Значит ли это, что кузбасское машиностроение работает преимущественно на внутренний рынок?

— Преимущественно — да, именно в обеспечении внутренних нужд и заключался смысл концепции по развитию машиностроения. Но продукция наших предприятий пользуется спросом и за пределами Кузбасса. Это заводы «Электромашина», «Электромотор», «Сибтензоприбор», выпускающее современные светодиодные светильники НПО «Развитие», Прокопьевский подшипниковый завод, станкостроители Кузбасса. Наши буровые станки работают в Якутии, Красноярском крае. Тот же «Юрмаш» делает автокраны и погрузчики для нужд не только Кузбасса, но и других регионов России. То же можно сказать о забойных и ленточных конвейерах «Анжеромаша», которые востребованы в горнодобывающих регионах нашей страны и в Казахстане. Обратите внимание, что практически все машиностроительные предприятия делают ставку на производство не 1-2 смежных видов продукции, а на развитие комплекса производств, чтобы не зависеть от ситуации на одном рынке.

Помоги себе сам

— Как вы считаете, с чем связаны перспективы наших машиностроительных предприятий, возможности для роста?

— Прежде всего с угольной промышленностью. Если Кузбасс готовится добывать в ближайшем будущем 160-170 млн тонн угля, угольщикам необходимо горно-шахтное оборудование. Задача в том, чтобы не везти его из Польши, Германии, США, а производить у нас. Следующее перспективное направление — переработка угля, тем более что в ближайшем будущем добыча угля должна остановиться именно на отметке в 170 млн тонн, и дальнейший рост угольной отрасли будет связан именно с обогащением и переработкой. Третье направление — металлургия. В 2003 году стоимость произведенной металлургами продукции составила 13 млрд рублей — в два раза больше, чем в 2002 году, в ближайшие несколько лет затраты на техническое перевооружение должны составить 15-16 млрд рублей. Если хотя бы 10% этих средств, или 170 млн рублей, будут вложены в кузбасское машиностроение, это уже неплохой показатель. Потребность химических предприятий области в продукции машиностроения оценивается в 700 млн рублей, ее можно предугадать, что большая часть этих средств пойдет на «Кемеровохиммаш». Сегодня он производит продукции примерно на 450 млн рублей в год, заказы химической промышленности составляют в этом объеме 66%.

— А как обстоят дела у машиностроителей с инвестициями?

— Проблема инвестиций действительно серьезна, тем более что банки пока что не проявляют интереса к долгосрочным проектам. Единственные источники инвестирования — собственные средства предприятий или инвестиции их собственников. Сочетание этих двух вариантов характерно, в частности, для «Кемеровхиммаша» и «Анжеромаша». По нашим оценкам, ориентировочный объем инвестиций в 2004 году должен составить 600-650 млн рублей, в то время как в 2002 году они составляли 400-420 млн рублей. Например, «Анжеромаш» вкладывает средства в строительства сварочного цеха, в минувшем году инвестиции были направлены в металлургическое, сталелитейное производство. Именно собственные инвестиции помогли создать производство конвейеров, которые не уступают по многим параметрам импортным аналогам, возможно, в чем-то и превосходят их. О новых направлениях, которые развивает «Кемеровохиммаш», я уже упоминал, при этом объем инвестиций, которые должны произвести в 2005 году эти предприятия, примерно одинаков. Юргинский машзавод сейчас находится в стадии реорганизации, но он освоил совместное с украинскими машиностроителями производство проходческих комбайнов, выпускает новые типы кранов на базе КАМАЗа, МАЗов. Таким образом, кузбасские машиностроители умеют не только зарабатывать средства, необходимые для развития производства, но и вкладывать эти инвестиции с наибольшей пользой.

Анна ВАСИЛЬЕВА


Comments are closed.

Так же в номере