Главная » Финансы » «Наши клиенты не перешли в сберегательную позицию, а продолжают активно развивать бизнес»

«Наши клиенты не перешли в сберегательную позицию, а продолжают активно развивать бизнес»

«Наши клиенты не перешли в сберегательную позицию, а продолжают активно развивать бизнес»

Завершение 2013 года ознаменовалось серьезными изменениями на финансовом рынке страны. Ряд средних и мелких банков ушли с рынка. Крупные банки, в частности, Промсвязьбанк, усиливают свои позиции.
Что происходит в крупных федеральных банках, какие позиции они намерены занять в 2014 году, КС рассказал управляющий Сибирским филиалом Промсвязьбанка КОНСТАНТИН КАМЕНЩИКОВ.

ОАО «Промсвязьбанк» (год основания — 1995-й) — один из ведущих российских частных банков с активами 738 млрд руб. и собственными средствами (капиталом) по Базель I 101 млрд руб. по состоянию на 01.10.2013, согласно данным по МСФО. Компании «Промсвязь Б. В. Капитал» принадлежит 88,25% в уставном капитале банка, 11,75% — Европейскому банку реконструкции и развития. Банк имеет следующие долгосрочные рейтинги международных рейтинговых агентств: «ВВ» Standard & Poor’s (прогноз стабильный), «Ba3» Moody’s Investors Service (прогноз стабильный), «BB-» Fitch Ratings (прогноз стабильный), а также индивидуальный рейтинг кредитоспособности «АА+» Национального Рейтингового Агентства. Сеть банка в России насчитывает более 300 точек продаж, а также филиал банка на Кипре и представительства на Украине, в Китае, Казахстане и Индии.

— Константин Владимирович, окончание 2013 года стало довольно нервным для участников банковского рынка обеих сторон — и банков, и их клиентов. Как оно затронуло Промсвязьбанк?

— Работы в конце года у нас стало значительно больше. (Смеется.)

По поручению Госкорпорации «Агентство страхования вкладов» (АСВ) мы являемся банком, осуществляющим выплаты пострадавшим вкладчикам. Это и почетно, и ответственно одновременно. Начиная с 25 декабря Промсвязьбанк выплачивает клиентам Инвестбанка, в том числе в Новосибирске.

На сегодня мы уже выплатили более 20 миллионов, и это только начало. Так что новогодние каникулы у нас будут очень короткими. Изменения в предпочтениях вкладчиков также видны, и сегодня мы открываем счетов и вкладов гораздо больше, чем в аналогичные дни прошлого года.

— Растет ли у вас просрочка в розничном сегменте?

— Свою кредитную политику мы скорректировали уже в июле. Есть отрасли, где мы с осторожностью берем клиентов. И это дает свои плюсы — на данный момент банк находится по уровню просрочки ниже рынка. Хотя объемы просроченной задолженности растут сегодня в целом по всему сектору. Сейчас пока нет готовых цифр по итогам года, но мы эти тенденции видим. При этом некоторых зон риска у нас меньше. К примеру, мы не работали на рынке автокредитования. А там, к сожалению, еще с 2007–2008 годов нередки ситуации, когда через автосалоны выдают займы и считают их обеспеченными, а они таковыми не являются.

К тому же у нас отлично развит анализ кредитных рисков, мы постоянно его совершенствуем. И риск, что ссуда будет проблемной, тут минимальный. Если раньше рискованным клиентам мы предлагали более высокую ставку, то сейчас мы не обманываем себя и говорим клиентам, что им лучше воздержаться от кредита.

— А как обстоят дела у юридических лиц?

— Корпоративный бизнес чувствует себя на высоте. Мы не видим особенных сигналов. Хорошими темпами продолжает развиваться такая форма беззалогового финансирования, как факторинг.

Мы предлагаем своим клиентам специальные акции на особых условиях, потому что видим: у них нормальный устойчивый рост.

Хорошо идет привлечение средств, мы вводим новые транзакционные продукты. Развиваем каналы, которые позволяют зарабатывать не только на кредитах, но и на операциях; проводим гарантийные сделки. Есть интересные проекты по международному финансированию. Динамика наших клиентов не подтверждает, что наступила стагнация в экономике или замедление темпов роста. Если бы не Интернет, газеты и телевизор, мы бы не знали, что в корпоративном бизнесе есть какое-то замедление. У нас его нет.

— Константин Владимирович, другие банкиры говорят, что клиенты замораживают инвестиционные проекты. У вас такого нет вообще?

— В чистом виде инвестиционные проекты не всегда могут финансироваться банками. Если же говорить о новых проектах там, где уже есть действующий бизнес, то мы не видим, чтобы люди переходили в сберегательную позицию. Может быть, у нас такой сегмент клиентов. Есть буквально несколько бизнесменов, которые принесли деньги в банк и сказали, что «переждут трудные времена», правда, сами не знают, какие именно. Но мне кажется это больше новогодняя «парковка денег». Однако мы активно общаемся с клиентами, которые затевают новые проекты, продолжают вкладываться и собираются брать у нас деньги. Людям, которые увлечены своим бизнесом, никакие «трудные времена» не страшны.

— А вы этим клиентам что-то предлагаете?

— Недавно мы запустили акцию. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — клиентам этих банков мы предлагаем срочное бесплатное открытие расчетного счета.

— Почему вы запустили такую акцию?

— У нас есть успешный опыт по санации банков — в 2008 году мы участвовали в таких проектах в Ярославле, Нижнем Новгороде, Волгограде, и мы понимаем, что сейчас клиентам банков с отозванной лицензией необходимо в первую очередь восстановить свои счета. Как социально ответственный банк мы помогаем сделать это максимально быстро и бесплатно. Чтобы воспользоваться предложением, клиентам нужно предоставить выписку или любую справку, связанную со счетом или вкладом.

Очень удобно, что клиенты, которым реквизиты нового расчетного счета нужны уже сегодня, могут забронировать счет в режиме онлайн на сайте банка. Промсвязьбанк бронирует расчетный счет и отправляет его номер на электронную почту клиента. Реквизиты счета сразу можно использовать при планировании финансовых операций с партнерами.

— Факторинг традиционно является вашим преимуществом на рынке. Как в этом году развивается факторинг в Промсвязьбанке?

— Факторинг в банке растет активными темпами. По итогам 9 месяцев объем уступленных банку денежных требований превысил 226 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33%. Объем выплаченного финансирования вырос на 21% и составил почти 162 млрд рублей. Портфель региональных факторинговых операций банка составил 44% от общего портфеля, доля сети в объеме уступленных требований — почти 50%, в объеме выплаченного финансирования — 53%. По данным МСФО, на 1 октября 2013 года порфель факторинга по всему банку составил 45,6 млрд рублей.

Важным событием 2013 года для банка стало открытие в Казахстане факторинговой компании Промсвязьбанк — ТОО «ПромСвязьФактор». Компания уже успела провести первую сделку по финансированию поставок электроники в крупные торговые сети страны.

— То есть темпами вы довольны?

— Да, в целом результаты текущего года демонстрируют рост основных показателей факторингового бизнеса Промсвязьбанка: мы растем вместе с рынком. Наши преимущества — взаимовыгодные отношения с клиентами, широкая линейка и индивидуальные решения бизнес-задач. Уверен, наши результаты и впредь будут демонстрировать положительную динамику — как на федеральном уровне, так и на уровне Сибирского региона.

— Какие банковские продукты в розничном блоке в этом году развивались активно?

— Еще одним активно развивающимся сегментом стал карточный бизнес. Количество действующих банковских карт в банке превысило на начало декабря 2 млн штук. С января по ноябрь 2013 года было эмитировано более 600 тысяч международных банковских карт, благодаря чему общее количество «пластика» выросло на 40%.

Половина карт приходится на розничных клиентов, другая половина — это зарплатные клиенты. Последние могут подключить к карте лимит овердрафта. Популярностью, кстати, пользуются и кобрендовые карты — «Промсвязьбанк– Трансаэро».

Спрос у клиентов есть и на карточные продукты с повышенным начислением процентов и бесплатным годовым обслуживанием. Недавно банк запустил акцию «В десятку». По условиям программы до 31 декабря 2013 года все клиенты могут бесплатно оформить классическую рублевую «Доходную карту» и в течение следующих трех месяцев получать повышенные 10% годовых на остаток по ней.

Хотел бы отметить, что в дальнейшем Промсвязьбанк планирует не только сохранить, но и увеличить темпы прироста эмиссии международных карт, предлагая клиентам высокий уровень безопасности и комфорта при проведении безналичных операций.

— Что банк намерен предложить в наступающем году VIP-клиентам?

— Для особо важных клиентов у нас две прекрасных новости.

С марта 2014 года заработает новый формат работы — VIP-офис на территории головного офиса филиала. Обслуживание станет еще комфортнее.

А с декабря текущего года в Швейцарии начала работу компания по управлению активами нашего банка. Будет еще спокойнее и надежнее работать с валютными активами в Европе.

Кстати, управляющий данным офисом — новосибирец, пока не буду раскрывать его имени, но для многих VIP-клиентов это привычное лицо и огромная профессиональная репутация.

— Какие важные события произошли именно в Сибирском филиале в 2013 году?

— В 2013 году мы улучшили качество обслуживания физических лиц, осуществив переезд двух дополнительных офисов на первую линию улицы Блюхера и Вокзальной магистрали. Создали новый офис на Бориса Богаткова.
В корпоративном бизнесе запущен новый перспективный продукт для предприятий — международное финансирование.

Важнейшее событие для малого и среднего бизнеса — старт Венчурного фонда Промсвязьбанка в Новосибирске. На форуме Федерального агентства по делам молодежи мы отработали десятки проектов, отобрали лучшие и продолжаем прием заявок на финансирование стартапов от молодых предпринимателей.

— Каковы результаты работы филиала в 2013 году в динамике? Какие у вас планы на следующий год?

— Главный показатель филиала — прибыль. И она значительно выросла.

Задача следующего года в рознице — активное развитие продаж банковских карт, интернет-банкинга. Мы планируем занять лидирующие позиции за счет нового локомотивного продукта «Суперкарта» — кредитной карты с 145 днями беспроцентного периода, крупным кредитным лимитом и бесплатным годовым обслуживанием.

В корпорате будем активно развивать беззалоговое кредитование. Здесь у нас мало конкурентов.

Также готовимся поразить рынок новыми транзакционными продуктами. Мы понимаем, что без качественно новых продуктов рынок не завоевать.

В МСБ в апреле 2014 года подведем итоги старта Венчурного фонда, будем расширять сотрудничество с Фондом поддержки МСП Новосибирской области, активно предлагать пакетное РКО.<

— Завершая интервью, традиционно попросим вас сказать от имени Промсвязьбанка добрые предновогодние слова нашим читателям и вашим клиентам — настоящим и потенциальным.

— Мы постарались сделать банк доступным, открытым и дружественным клиентам. Лучшим подарком для Промсвязьбанка является доверие клиентов. Сохранение существующих и приобретение новых клиентов свидетельствует о том, что это доверие есть.

В новом 2014 году всем без исключения хотел бы пожелать реализации задуманных планов и желаний. Пусть ваше финансовое положение только улучшается. А в доме пусть царят благополучие, уют и гармония!



Comments are closed.

Так же в номере