Главная » Стиль жизни » Айнарс Рубикис: новая жизнь на новом посту

Айнарс Рубикис: новая жизнь на новом посту

В понедельник, 19 декабря, директор НГАТОиБ Борис Мездрич собрал представителей СМИ в хоровом классе театра, чтобы на глазах у них подписать трехгодичный контракт с Айнарсом Рубикисом, молодым талантливым дирижером из Латвии, и вручить ему постоянный пропуск в театр. На следующий вечер, 20 декабря, новый главный дирижер дебютировал в опере — ему было доверено исполнение спектакля «Кармен», приуроченное к десятилетию сценической жизни этой постановки.

Начиная с прошлой весны вопрос о том, кто станет главным дирижером новосибирского оперного театра, не давал покоя поклонникам оперного искусства. Зияющая вакансия, возникшая после того, как Теодор Курентзис покинул Сибирь ради руководства Пермским оперным театром, вызывала вполне обоснованный интерес, так как фигура главного дирижера во многом определяет не только траекторию развития театра, но и вектор музыкальной жизни города.

По словам Бориса Мездрича, подбор кандидатур на ответственный пост начался с мая, когда директор театра и его коллеги, заместитель по творческим вопросам Татьяна Гиневич и главный хормейстер Вячеслав Подъельский сформировали модель или, как любят говорить кадровики, профиль компетенций. Было решено, что театру нужен молодой, энергичный, профессиональный дирижер в расцвете сил, обладающий опытом концертного и оперного дирижирования, желательно русскоговорящий.

«После окончания университета я восемь лет занимался наукой: научился обращать внимание на детали и понял, что настоящий результат возможен только при высокой степени концентрации на проблеме. Поэтому когда мы получили приглашение на фестиваль оперных спектаклей в Риге и изучили программу, то обратили внимание на фамилию Рубикиса: почему он, единственный из участников, будет дирижировать двумя спектаклями, в том числе на закрытии? Мы приняли приглашение и были захвачены тем, как Айнарс дирижировал «Дон Жуаном», как он был сосредоточен на музыке, как звучал оркестр. Вскоре я ему позвонил, предложил встретиться. Так что в основе выбора лежали видение результата, внимание к деталям и интуиция», — вспоминает Борис Мездрич.

Айнарс Рубикис рассказал о том, что его сразу заинтересовало предложение руководить оркестром новосибирского оперного театра, однако он не хотел «купить кота в мешке». Именно поэтому сближение происходило постепенно, без лишней спешки: ознакомительный визит в Новосибирск состоялся летом, в октябре Рубикис блестяще дирижировал оркестром театра на симфоническом концерте, а сейчас показал, на что способен в опере. Важен был и момент принятия дирижера коллективом, так как искушенный и профессиональный оркестр оперного театра согласен ценить в дирижере в первую очередь высокий профессионализм.

«В театре очень хорошая атмосфера, отсюда не хочется уходить, и один раз мы уже работали до утра. Возможно, мне проще было бы поставить новую оперу, но в «Кармен» я работаю с прекрасными музыкантами, солистами и хором. Всегда надо помнить, что дирижер без оркестра — это человек, который в полной тишине водит руками по воздуху. Мне нравится оркестр новосибирской оперы, его звук, стиль работы и то, что мы нашли общий язык, можем доверять друг другу», — поделился первыми впечатлениями новоиспеченный главный дирижер.

Сегодня Айнарс Рубикис, который однажды впал в депрессию от осознания того, как велик и необъятен мир музыки, полон творческих планов, но пока не готов их раскрыть. И лишь отметил с истинно европейской деликатностью, что, по его мнению, в репертуаре театра, кроме большого количества «огромных опер, герои которых гибнут на сцене», должно появиться что-то принципиально иное.

Вместе с Айнарсом Рубикисом в театральную культуру города вошел и западный театральный менеджмент в лице Роны Иствуд, заместителя директора Asconas Holt, одного из ведущих в мире артистических агентств. Она ответственна за профессиональную карьеру Рубикиса и пока сопровождает каждый его в каждом визите в Новосибирск. «Мы постоянно находимся в поиске новых талантов, и Айнарс Рубикис привлек наше внимание после блестящей победы в конкурсе молодых дирижеров имени Густава Малера в Бамберге. С того момента, как он стал клиентом нашего агентства, мне посчастливилось наблюдать, как эффективно он работает, наполняя жизнь прекрасной музыкой», — рассказала Рона Иствуд.

За последний год дирижер приобрел значительную международную известность и большой опыт, сотрудничая с такими великолепными коллективами, как лиссабонский оркестр фонда Гульбенкяна, британский камерный оркестр «Северная симфония», зальцбургский Густав-Малер-Югендоркестр, оркестр филармонии Гонконга. Важными моментами можно считать его дирижерский дебют в Вене и участие в Эдинбургском фестивале.

Репетировать «Кармен» Бизе Айнарс Рубикис начал 9 декабря. На спектакле любимая публикой опера в трактовке Рубикиса звучала обворожительно красиво и поначалу чуть отстраненно: казалось, волшебные звуки музыки имеют небольшое отношение к страстям и перебранкам табачниц и солдат. Но постепенно эта дистанция сокращалась, и к третьему действию родилось истинное эмоциональное единение артистов, зала и оркестра. Агунда Кулаева в заглавной партии звучала глубоко и чувственно, а Видеман в партии Хозе, по мнению меломанов, превзошел самого себя. В финале случилось все, чего обычно ждут от «Кармен»: и кровь, и слезы, и любовь. Зал был полон и рукоплескал от души.

В следующем сезоне Айнарс Рубикис, по словам Роны Иствуд, будет совмещать руководство оркестром нашего оперного театра с развитием международной карьеры, в том числе встанет за дирижерский пульт Художественного национального оркестра в Канаде и симфонического оркестра Мельбурна, одного из лучших коллективов Австралии. По информации руководителя пресс-службы НГАТОиБ Елены Медведской, еще до конца сезона Рубикис представит публике новую симфоническую программу с оркестром театра, в которой прозвучат произведения Грига, Бартока и Брамса, а также будет дирижировать спектаклями «Кармен», продолжит знакомство с репертуаром театра и с труппой. В апреле 2012 года завершится работа над возобновлением оперы «Богема», будет исполнен на сцене театра «Реквием» Верди с последующим гастрольным выступлением в Барнауле. На июнь запланировано исполнение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Во второй половине сезона будут объявлены планы новых постановок.

Вопрос о том, будет ли дирижер жить в Новосибирске постоянно, пока остался без ответа. «Нам важен в первую очередь художественный результат, а не время, за которое он достигнут. Ритм сотрудничества будет зависеть от ряда факторов: гастрольных планов и настроения Айнарса, планов театра по выпуску спектаклей, наших финансовых условий. График работы будет согласован с Asconas Holt, и для нас это важный опыт сотрудничества в современном международном формате музыкального менеджмента», — считает Борис Мездрич.

«Карьера, которая ожидает Айнарса Рубикиса, — это настоящий вызов, бесценный опыт для него и большое счастье для слушателей. Для меня большая радость наблюдать, как Айнарс и театр будут вместе проходить путь развития, уверена, что это будет незабываемое музыкальное приключение», — подвела итог госпожа Иствуд. Сам дирижер говорит о том, что планирует принимать участие в повседневной работе театра и музыкальной жизни Новосибирска — зрителям уже был обещан open-air ко Дню города.



Comments are closed.

Так же в номере