Главная » Стиль жизни » Оперный театр открыл сезон «Спартаком», «Иолантой» и «Кармен»

Оперный театр открыл сезон «Спартаком», «Иолантой» и «Кармен»

Очередной, 67-й театральный сезон Новосибирского театра оперы и балета открылся с блеском. 16, 17 и 18 сентября зрители с энтузиазмом встречали премьеры минувшего года: «Спартак», «Иоланту» и «Кармен». Хочется верить, что этот многообещающий аккорд знаменует не только открытие удачного сезона, но и начало нового этапа в развитии театра.

Несмотря на то что премьера возобновленного в канонической версии «Спартака» состоялась еще весной, достать билеты на открытие сезона было практически невозможно. Зал не вместил всех желающих насладиться мощной музыкой Хачатуряна, энергичной хореографией Григоровича и мастерством любимых артистов. Зрители отметили дуэт хрупкой Анны Одинцовой (Фригия) и мужественного Романа Полковникова (Спартак), исполнивших свои партии одухотворенно и технически точно. Наталья Ершова станцевала Эгину изящно и чуть отстраненно.

Но, пожалуй, наиболее ожидаемым было первое в сезоне появление на сцене Игоря Зеленского. Несмотря на то что с недавнего времени руководитель балета НГАТОиБ параллельно выполняет аналогичную работу в труппе московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, он по-прежнему намерен уделять достаточное внимание развитию балета в Новосибирске. Что и доказал делом, выйдя на сцену дважды, в партии Красса в «Спартаке» и в образе Хозе в «Кармен». Красс в исполнении Зелинского был зрелым, блистательным и бескомпромиссным.

Попасть на «Кармен» в хореографии Ролана Пети было не проще, тем более что в программе, кроме премьеры, значились такие жемчужины хореографии Михаила Фокина, как «Шопениана» и «Половецкие пляски». В нежнейшей, похожей на сон об идеальном балете «Шопениане» солировали Вера Сабанцева и Иван Оскорбин. «Половецкие пляски» были эффектны и убедительны. Вслед за Фокиным, писавшим, что «если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так», зрители безоговорочно поверили в предложенное артистами нашей балетной труппы прочтение.

Исполнение балета «Кармен» было посвящено памяти Ролана Пети, ушедшего из жизни этим летом. Эта последняя прижизненная постановка шедевра великого хореографа осуществлена на нашей сцене под личным руководством его ученика и коллеги Луиджи Бонино. В удивительно цельном спектакле слились воедино полная драматизма музыка Бизе, смелая, раскованная и ироничная хореография Ролана Пети и блистательное исполнение — заглавную партию станцевала Анна Жарова в дуэте с Игорем Зеленским. Кордебалет танцевал на редкость увлеченно и артистично, видимо, наслаждаясь спектаклем. Оба балетных вечера прошли при полном аншлаге и восторге публики.

К сожалению, чуть меньше зрителей собрала «Иоланта», и совершенно напрасно. Музыка последней оперы Чайковского и сегодня звучит свежо и современно, а в заглавной партии выступила Вероника Джиоева, каждое появление которой на сцене — истинный праздник. Ее Иоланта, искренно наивная и восторженно набожная, была одинаково убедительна в грусти, в любви и в страдании. Партию влюбленного Водемона, пробудившего героиню от слепоты к полноценной жизни, проникновенно исполнил Владимир Чеберяк. Павел Янковский в роли Роберта вызвал аплодисменты зала зажигательным исполнением арии «Кто может сравниться с Матильдой моей».

Режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе предложил оригинальную трактовку сюжета: «Мы представили себе, что действие происходит в наши дни. Интересно, как бы повела себя Иоланта, если бы она прозрела и оказалась в современном мире, на улице современного мегаполиса? А как вести себя нам?» Визуальное решение спектакля принадлежит Игорю Гриневичу, в сценографии которого старинный замок превращается в дорогой санаторий, а картины внутреннего мира слепой Иоланты воплощаются в безмолвных видеопроекциях распускающихся цветов и грозовых перевалов. Отдельного упоминания заслуживает звучание оркестра, в равной степени яркое и выразительное в каждом спектакле. За дирижерским пультом успели постоять соответственно Петр Белякин, Евгений Волынский и Андрей Данилов.

На спектаклях присутствовали члены экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска». Именитые театральные критики Виолетта Майниеце, Вадим Журавлев и Дмитрий Абаулин внимательно просмотрели все три премьерных спектакля. Это уже второй этап творческого отбора, в который работы нашего оперного успешно прошли после заочного просмотра в видеозаписи. Согласно конкурсным правилам, эксперты сохранили свои впечатления в тайне — узнать, войдут ли спектакли в фестивальную афишу «Золотой маски», мы сможем лишь в ноябре, а вручение заветных трофеев победителям состоится в апреле.

«Сегодня в театре существует и развивается солидный репертуар. Первые спектакли сезона прошли качественно, публика отлично нас принимала, труппа и оркестр стартовали в хорошей форме. В этом сезоне нас ждет несколько важных событий, в том числе появление нового главного дирижера — надеюсь, что уже в конце октября мы объявим публике имя человека, художественная позиция которого будет влиять на процесс формирования репертуара. Продолжится наше сотрудничество с Игорем Зеленским. Зрители увидят две большие премьеры — оперу «Фауст» и балет «Корсар»», — подвел итоги и поделился планами директор НГАТОиБ Борис Мездрич.

Кроме того, в наступившем сезоне театр проведет очередной, пятый по счету, Сибирский фестиваль балета, в программе которого ожидаются новые интересные имена и названия. Театр повезет «Лебединое озеро» на гастроли в Монреаль и Сеул. Продолжится традиционное сотрудничество с Хореографическим колледжем. Получат новое развитие проекты, успешно начатые в прошлом сезоне совместно с Новосибирской консерваторией: кроме выпускного концерта Gaudeamus-Gala, будет осуществлена совместная постановка двух комических опер на концертной сцене оперного. Планируется, что в будущем спектакли останутся в репертуаре.

По словам Бориса Мездрича, театр будет продолжать открытую информационную политику: сегодня оперный совершенствует функционал своего сайта, организует продажу билетов через Интернет, активно входит в социальные сети, приглашает в гости ведущих блогеров. Откровенный разговор со зрителями будет организован в формате «Встречи в опере».

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Наталья Толоконская, заслуженный врач, заведующий кафедрой НГМУ:

— В этот раз опера «Иоланта» произвела на меня даже большее впечатление, чем на первой премьере. Все в этой постановке радовало душу, особенно восхитительный голос Вероники Джиоевой. Я сторонник классики, но в данном случае современное прочтение «Иоланты» гармонично объединило режиссуру, декорации, костюмы, освещение. Кроме того, на спектакле присутствовали эксперты фестиваля «Золотая маска», поэтому я смотрела на сцену глазами горожанина-патриота. Каждый раз, приходя в оперный театр, я испытываю огромную радость, не устаю восхищаться сценой, залом, оркестром. Надеюсь, что со временем наша публика отбросит излишнюю сдержанность и станет более откровенно выражать свою любовь к опере.

Александр Василевский, директор Новосибирского государственного хореографического колледжа:

— Театр продолжает традиции крупного стационарного репертуарного театра, поддерживает своей афишей академический оперный и балетный репертуар. Это не только традиция, но и большое достоинство художественной программы театра. Восстановление выдающегося балета «Спартак», безусловно, стоит в этом ряду и полностью отвечает статусу, творческому уровню и политике театра. «Спартак», впервые перенесенный в Новосибирск со сцены Большого театра самим Григоровичем, исполняло несколько поколений артистов. Мы хорошо помним выдающуюся плеяду исполнителей: Александр Балабанов танцевал партию Спартака, Анатолий Бердышев — Красса, Любовь Гершунова — Фригию, Татьяна Капустина — Эгину. Современный состав привнес в исполнение балета новые краски. Игорь Зеленский, Роман Полковников, Наталья Ершова и Анна Одинцова танцевали интересно, мастерски, создавая новые впечатления от прочтения известных образов и характеров. Такое открытие сезона не только радует меня как зрителя, но и показывает, что театр поддерживает традиции, демонстрирует художественный рост и высоко держит планку.

Екатерина Майдибор, директор ООО «СибФитнес»:

— Как поклонник искусства оперы я выбрала «Иоланту», которая раньше уже ставилась на сцене нашего оперного театра. Сюжет оперы выходит за рамки неоромантизма и психологически очень актуален. Мне показалась интересной авторская интерпретация режиссера Михаил Панджавидзе — ставить оперу в точности так, как это было в XIX веке, в нашем постмодернистском обществе уже нельзя. Современная трактовка делает оперу ближе к сегодняшнему зрителю. К тому же я вслед за Бертольдом Брехтом уверена, что театр в большей степени предназначен побуждать к размышлениям, чем к сопереживанию. Так почему бы не последовать за размышлениями постановщиков? Я все еще пребываю в восторженном настроении — Вероника Джиоева была великолепна. В целом хочется, чтобы опера заняла в нашем репертуаре то почетное место, которое отводится ей на европейских сценах.



Comments are closed.

Так же в номере