Главная » Стратегии успеха » Евгений Студеникин: "Главное - всегда иметь свое лицо"

Евгений Студеникин: «Главное — всегда иметь свое лицо»

ВЫСШИЙ КЛАСС — КАРЬЕРА

Евгений Студеникин:
«Главное — всегда иметь свое лицо»

Российский психолог Александр Смелков на одной из своих лекций сказал: «Советские директора, успешно пережившие переход в российский капитализм, могут смело читать авторский курс в МВА». Один из таких — генеральный директор ООО «СП ТЦ «Омский», заслуженный работник торговли России ЕВГЕНИЙ СТУДЕНИКИН.

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «ОМСКИЙ» БЫЛ ОТКРЫТ 23 АПРЕЛЯ 1984 ГОДА. Сначала его торговая площадь составляла более 16 тыс. кв. м. Сейчас — 32 тыс. кв. м. Из них около 2000 кв. м отдано под продовольственные товары, а на 1000 кв. м разместился современный супермаркет, который был в 2002 году переоборудован из бывшего универсама.

В этом году освоен еще один крупный лизинговый проект — создание ресторана быстрого обслуживания и кофейни «Сытная площадь», включающих в себя два подразделения на 200 посадочных мест. Ежедневно только супермаркет посещают около 5000 человек, здесь представлено более 20 тыс. наименований товаров.

Среди партнеров ТЦ «Омский» — крупнейшие российские и зарубежные товаропроизводители и коммерческие фирмы. Сегодня в ТЦ трудятся 1250 специалистов, из них каждый второй — в возрасте до 30 лет.

ТЦ «Омский» неоднократно был признан победителем различных конкурсов, выставок и ярмарок. Удостоен многих наград и званий.

— Евгений Аркадьевич, вы очень обаятельный, открытый человек, но быть руководителем огромного торгового предприятия на протяжении 20 лет, наверное, непросто. Часто приходится быть строгим, суровым, резким?

— Я считаю, что руководитель не должен оцениваться категориями «хороший — плохой», «добрый — недобрый». Он в первую очередь должен быть профессионалом, человеком, болеющим за свое дело, коллектив. В любом случае в работе есть отрицательные моменты, когда приходится использовать методы «кнута и пряника». Но сегодня этого мало, должна быть мотивировка труда, то есть важно получать не только деньги за труд, но и признание. Ведь оценка трудовой деятельности может быть разной, и не только в денежном исчислении. Одному достаточно и одобрительного слова, другого необходимо подтолкнуть к действию, третьего — пожурить. К каждому работнику нужен свой индивидуальный подход. Сегодня я точно могу сказать, что у нас есть коллектив единомышленников, которые четко понимают общие задачи, и люди, которые просто выполняют работу и получают за определенный объем заработную плату. И потому руководитель, на мой взгляд, должен тонко улавливать эти моменты, уметь гибко реагировать на ситуацию и направлять усилия работников в единое, выгодное для дела русло. Тогда будет и отдача. И еще: хороший руководитель должен четко видеть перспективу и определять первоочередные задачи. Он обязан сегодня свободно ориентироваться как в экономике, так и в социологии. Если этого нет, то это временщик какой-то. Тот классический, известный всем лозунг «Кадры решают все!» не утратил актуальности и сейчас. Те задачи, которые ты ставишь перед коллективом, — это идея развития предприятия, концептуальные разработки, поиски новых путей, контроль за исполнением, стратегия и тактика — все это делают люди, которые постоянно должны совершенствовать свои профессиональные качества.

— Вы сами весьма требовательны к себе. Это тоже, по-вашему, одно из неотъемлемых качеств руководителя?

— Да, я до сих пор не упускаю подходящего момента для учебы. И считаю, мне в какой-то степени повезло, что я начал свою работу с прилавка. Я горжусь тем (многие, наверное, могут и улыбнуться, но для меня это очень важно), что я не пропустил ни одной ступеньки своей карьерной лестницы: ученик продавца, младший продавец, продавец, старший, заведующий секцией, администратор, товаровед, заместитель директора магазина, заместитель директора торга, заместитель начальника городского управления торговли, директор строящегося торгового центра (я сюда пришел за три года до его открытия) и одновременно — директор ЦУМа, так что я был дважды директором.

— И с чего вы начали?

— Как только пришел на эту огромную стройку, я впервые растерялся, так как не было того опыта, масштаба явно не хватало, дух захватывало. Скажу честно, по-настоящему испугался. Но было большое желание открыть этот дом и работать. И первое, что я сделал, — съездил в разные города, где были подобные крупные торговые центры. И везде что-то брал себе на вооружение. Так, в Челябинске я «подсмотрел» организацию труда, комплексную систему управления качеством труда. Из Красноярска привез идею механизации. В то время на слуху был владивостокский ГУМ. Побывал там и понял, что у нас все намного новее.

— Какой проект вы считаете наиболее удачным?

— Сегодня самое главное для покупателя — сделать покупку быстро и в комфортных условиях. Ведь доказано, что любая покупка — это прежде всего положительная эмоция. Например, мы приметили, что многие покупатели, особенно зимой, носят в руках свою верхнюю одежду, вещи, сумки — неудобно и утомительно. И мы решили открыть в торговом центре гардероб. Так появилось новое направление — времяпрепровождение в магазине, которое должно быть приятным и полезным, чтобы можно было не только приобрести нужный товар, но и перекусить, посидеть за чашечкой кофе с приятелями, просто погулять по торговым залам, отдохнуть и, возможно, вернуться сюда позже — уже за покупками. Исходя из желания угодить покупателям мы пошли дальше, и недавно у нас открылись совершенно новый для омичей ресторан быстрого обслуживания и кофейня «Сытная площадь». Такой формат услуг появился в Омске впервые.

— В своем стремлении быть во всем первым, вести любое дело до конца часто приходилось рисковать?

— Конечно. Иначе нельзя. Это тоже, по-моему, одна из основных черт руководителя — быстрое и правильное принятие управленческого решения и ответственности на себя. Помню волнующий момент торжественного открытия нашего торгового центра. Кругом народ собрался, играет музыка, все готово. Но к назначенному часу никто из руководства города не приехал. И я сам рискнул перерезать красную ленточку, впустили покупателей, а уж потом появилось и начальство, и все пошло своим чередом. А ведь по тем временам мои «смелость и находчивость» могли обернуться и строгим выговором по партийной линии.

— А вам как директору когда интереснее было работать: в советский период, когда был дефицит, но и большой покупательский спрос? Или сейчас, когда все наоборот?

— Я полагаю, что работать руководителем сложно и интересно во все времена, каждое из которых предъявляет свои жесткие требования. Сегодня мы боремся не за план, как раньше, а за покупателей с самыми разными доходами, и на первое место выходит грамотная ассортиментная и ценовая политика на основе современных маркетинговых исследований рынка и положения торгового предприятия на нем. Неслучайно мы постоянно внедряем новые программы по совершенствованию обслуживания.

— А вы, Евгений Аркадьевич, не устали от постоянного решения задач, поиска новых идей? Вы как относитесь к отдыху? Бываете в отпуске?

— Обязательно.

— Чувствуете ли вы себя состоятельным человеком?

— Все относительно. По сравнению с врачами и учителями — да. А по сравнению с Ходорковским — нет.

— Остается ли время для хобби? Чем увлекаетесь?

— Времени практически не остается, и, как это ни банально звучит, мое основное хобби — это работа. Но каждый год я стараюсь делать передышку. Люблю уезжать на север, путешествовать по реке на корабле. Занимаюсь чисто мужским делами — охочусь, рыбачу. Ну и, конечно, с удовольствием готовлю уху, копчу стерлядь — пальчики оближешь. Из таких поездок я возвращаюсь обновленным. Убежден, что каждому человеку необходима смена обстановки, ритма жизни, тогда лучше думается и появляются новые планы.

Ольга ПЛЮСНИНА


Comments are closed.

Так же в номере