Главная » Стратегии успеха » Не все компании делают это

Не все компании делают это

ТЕНДЕНЦИИ — ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Не все компании делают это

Альтернативные международные биржи позволяют привлечь средств в рамках IPO больше, чем российские, а лидерами по количеству проведенных IPO станут машиностроение, «пищевка» и розница — таковы итоги опроса руководителей департаментов, ведущих специалистов предприятий и банков Москвы, Новосибирска, Томска, Омска, Кемерова, Тюмени и Екатеринбурга, проведенного компанией «Брокеркредитсервис» (Новосибирск).

По мнению аналитиков, эти утверждения респондентов не всегда справедливы. Кроме того, не нужно ставить знак равенства между успешностью компании и ее готовностью к IPO, считают они. В то же время у будущих эмитентов уже не возникает сомнений в том, что IPO — не только источник привлечения денег, но и шаг к публичной финансовой истории, дающей много дополнительных возможностей.

IPO (Initial public offering первоначальная публичная эмиссия) — первое публичное размещение акций компании. Обычно ценные бумаги, предлагаемые при первоначальной публичной эмиссии, являются акциями молодых компаний, привлекающих акционерный капитал. Инвесторы, покупающие такие акции, должны быть готовы к большим рискам за возможность получить большую прибыль.

В конце апреля в Новосибирске состоялась конференция «Инвестиционное будущее Сибирского региона: тенденции и перспективы». Конференция собрала около ста руководителей, начальников департаментов, ведущих специалистов предприятий и банков Москвы, Новосибирска, Томска, Омска, Кемерова, Тюмени, Екатеринбурга. В мероприятии приняли участие фонды прямых инвестиций, инвестиционные банки, страховые компании. С докладами, посвященными разным аспектам финансирования (проектному финансированию, банковскому и ипотечному кредитованию), выступили специалисты предприятий и кредитных организаций.

В числе разнообразных тем инвестиционного развития Сибирского региона впервые была освещена тема IPO как нового для российских предприятий способа привлечения инвестиций. По окончании докладов было проведено анкетирование участников конференции. «СУ» представляет материалы по его результатам.

Кто «созрел»

Не каждая, пусть даже крупная и прибыльная компания, может рассчитывать на успешное проведение IPO. Компания должна обладать значительным потенциалом будущего роста, очевидными конкурентными преимуществами, а также иметь четкую и прозрачную корпоративную структуру, понятные инвесторам и достижимые цели бизнеса — таково обобщенное мнение участников опроса.

«Не нужно связывать успешность крупной компании с проведением IPO, — предостерегает начальник отдела по связям с общественностью УК «Мономах» (Новосибирск) Андрей Поздняков. — Есть огромное количество примеров успешно и динамично развивающегося бизнеса, который остается частным, не публичным». По мнению Позднякова, если внутренняя логика развития бизнеса показывает, что с привлечением дополнительного капитала и уменьшением доли владельцев эффективность бизнеса в целом возрастет, а стоимость их доли увеличится, то в IPO есть смысл. Это один из инструментов для максимизации выгоды.

Большинство опрошенных потенциальных эмитентов связывают IPO в основном с привлечением денежных средств. Всем памятен пример «Вымпелкома», который в 1996 году продал около 30% акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) за $115 млн. Есть примеры успеха российских компаний и на российских биржах: например, Корпорация «РосБизнесКонсалтинг» в результате IPO на двух российских биржах (ММВБ и РТС) привлекла более $13 млн.

Опрошенные аналитики и бизнесмены не пришли к однозначному мнению по поводу размера выручки компании, которой «по карману» IPO, однако в ответах единодушно не упомянули «средний» бизнес с выручкой до 1 млрд рублей. Большинство инвесторов и компаний считают, что IPO доступно крупным компаниям с оборотом более 2 млрд рублей, а пакет акций компании, который будет ликвидным в биржевых торгах, должен превышать 500 млн рублей. «Отмечаемый нижний предел рентабельности сделки IPO — это 300 млн рублей, — говорит директор по корпоративным финансам ВЭБ-инвест Банка Эльнур Курбанов. — Меньшая сумма будет слишком дорогой для эмитента по затратам, несмотря на то что инвесторы, возможно, и будут заинтересованы в приобретении бумаг». По его мнению, в перспективе объемы IPO будут возрастать.

Где и почем размещаться

65% респондентов считают, что альтернативные международные биржи (в частности, AIM) привлекательнее российских тем, что позволяют привлечь большую сумму средств. Между тем в компании «Атон» (Москва) считают симпатии респондентов к международным рынкам преувеличенными. «На мой взгляд, это один из стереотипов мышления, — говорит директор департамента корпоративных финансов ИГ «Атон» Александр Григорьев. — Российские инвесторы в некоторых случаях лучше понимают потенциал бизнеса российских компаний, и это отражается на цене, которую они готовы платить. Немаловажно и то, что они более толерантны к присущим России рискам и менее подвержены панике в периоды резких падений фондового рынка». В пример Григорьев приводит размещение акций корпорации «Иркут», продемонстрировавшей, что российский фондовый рынок уже достаточно «зрелый» и объем размещения на нем может измеряться сотнями миллионов долларов.

В целом же аналитики подчеркивают, что выбор оптимальной площадки для размещения акций (с точки зрения как будущих акционеров компании, так и затрат по размещению акций) требует индивидуального подхода. Площадку выбирают исходя из объема размещения. Принимается во внимание и наличие сильного раскрученного брэнда: компаниям, которые могут похвастаться его наличием, размещаться на российском рынке может быть выгоднее. Кроме того, идеальным может быть вариант, когда компания-эмитент создает баланс между российскими и иностранными инвесторами, отмечают в «Атоне».

Согласно данным проведенного опроса, наиболее популярный размер комиссии за организацию IPO андеррайтеру и финансовым консультантам составляет 2-3% от суммы привлеченных средств. «Практика же несколько иная — размер комиссии организаторов и финансовых консультантов IPO, как правило, превышает 5%, — говорит руководитель департамента финансового контроллинга ООО «БКС Консалтинг» (Новосибирск) Михаил Шмелев. — Так, по официальной информации, компания «Атон» заработала на размещении акций «РБК» около $1 млн (6% от суммы привлеченных средств)». Впрочем, он признает, что размер комиссии, несомненно, зависит от суммы размещения.

Кого ждет рынок

Пессимистичным назвали опрошенные «СУ» аналитики мнение респондентов о неготовности российского фондового рынка принять «новые бумаги». Особенно это касается компаний в секторах, которые еще очень мало представлены на российском фондовом рынке: пищевая промышленность, розничная торговля, отрасли «high-tech». «У большинства инвесторов в портфеле уже есть акции сырьевых компаний, доминирующих на рынке по объему капитализации, — говорит Александр Григорьев. — У них есть стремление к диверсификации своих вложений, и все ждут новых «инвестиционных идей», но их на рынке, к сожалению, пока немного».

Согласно результатам опроса, потенциальные эмитенты IPO — компании возрождающегося российского машиностроения и бурно развивающиеся компании пищевого сектора и розничной торговли. Впрочем, по мнению Эльнура Курбанова (ВЭБ-инвест Банк), недостаточно оценена роль другого важного сектора — телекоммуникаций. «В частности, IPO планируют МГТС и оператор «КОМСТАР Объединенные Телесистемы». Также IPO — в планах межрегиональных компаний связи, например, «МегаФона», — отмечает он.

Задуманного три года ждут

Согласно результатам опроса, большинство компаний осознает, что подготовка к IPO — длительный и системный процесс, который может занять более трех лет. «На мой взгляд, непосредственно подготовка может занять и меньшее время: 8-9 месяцев, — отмечает Эльнур Курбанов. — Однако ряд мероприятий действительно нужно начинать заранее: это еще не является непосредственной подготовкой к IPO, но представляет собой действия, направленные на улучшение прозрачности структуры, перевод отчетности на международные стандарты и т. п.».

Мероприятия по повышению уровня корпоративного управления и прозрачности структуры — например, регламентирование и контроль работы совета директоров, консолидация капитала, проведение регулярных встреч с инвесторами — участники опроса назвали обязательными при организации IPO. «Если структура и условия работы компании непонятны инвесторам, то она вряд ли может рассчитывать на IPO и другие формы привлечения средств», — отмечает Михаил Шмелев.

«С IPO мы связываем надежды на развитие венчурного инвестирования в нашей стране, — говорит Андрей Поздняков (УК «Мономах»). — Влияние развития венчурного рынка и IPO взаимное. В последнее время интерес инвесторов к венчурным проектам растет, что также подталкивает рынок IPO к развитию»


КОММЕНТАРИИ
Важно не потерять контроль над бизнесом
КОНСТАНТИН ЗЛОБИН,
руководитель департамента корпоративных финансов
ЗАО «ИФК Алемар»

— На современном этапе развития фондового рынка России тема открытых первичных размещений акций (IPO) является одной из самых актуальных. Проведение данного исследования и тот интерес, который проявили к нему участники конференции, лишний раз это подчеркивают.

В целом позиция большинства отвечавших на вопросы говорит об их хорошей информированности о возможностях, которые появляются после выхода компании на открытый рынок капиталов. При этом хочется отметить, что проведение IPO — высокозатратное мероприятие, и всегда следует рассматривать альтернативные источники финансирования бизнеса для получения сопоставимых результатов — как по объемам привлечения, так и по PR-эффекту.

Жаль, что в этом опросе обошли стороной одно из серьезных, на мой взгляд, препятствий, стоящее на пути формирования рынка массовых IPO, — это вопрос о контроле над бизнесом после выпуска акций. Ведь в отличие, скажем, от привлечения финансовых ресурсов через эмиссию долговых ценных бумаг (векселя, облигации) при IPO доля собственника уменьшается. Следовательно, одним из непременных условий для успешного размещения акций, кроме указанных респондентами, является сбалансированная позиция собственников компании относительно возможности уменьшения контроля над бизнесом.

Однозначно сказать, предприятия каких отраслей будут более активно заниматься первичным размещением своих акций, достаточно сложно. Потребность в финансовых ресурсах существует сегодня практически во всех отраслях народного хозяйства, другое дело, что готовность компаний различных секторов экономики к такому серьезному шагу разная. Полагаю, что лучшими перспективами на сегодня обладают компании перерабатывающего сектора и пищевой промышленности.



Comments are closed.

Так же в номере