Главная » Стратегии успеха » Две стороны одной карты

Две стороны одной карты

ТЕНДЕНЦИИ — ПЛАСТИК

Две стороны одной карты

В I квартале 2004 года в России резко замедлился наблюдавшийся в прошлом году активный рост количества выпущенных банковских карт. Еще сильнее это «торможение» проявилось в Сибири. В целом значительное снижение темпов можно объяснить тем, что во многом уже исчерпан потенциал экстенсивного развития рынка, связанный с реализацией «зарплатных» проектов. И если в столицах дальнейшее продвижение «карточного» бизнеса уверенно пошло по интенсивному пути — за счет расширения спектра услуг, развития эквайринга и инфраструктуры по обслуживанию банковских карт, то в Сибири для его интенсификации пока банально не хватает денег. У большинства банков — для быстрого развития инфраструктуры, а у населения — просто для появления массового осмысленного спроса на «пластиковые» деньги.

Эквайринг как путь

Если чуть отстраниться от общих показателей роста рынка банковских карт и обратить внимание на географический и содержательный аспекты развития «карточного» бизнеса, бросается в глаза, что банковские карты самому потребителю становятся нужны, начиная с определенного уровня доходов, как правило, превышающего средний уровень. Именно поэтому из почти 24 млн (на 01.04.04) выпущенных в России банковских карт примерно 40% приходится на Москву и Санкт-Петербург, где уровень доходов населения в разы превосходит уровень доходов в большинстве российских регионов, в том числе сибирских. Поэтому даже на долю достаточно продвинутого с точки зрения развития банковского сервиса Сибирского федерального округа сегодня приходится чуть более 11% всероссийского выпуска банковских карт. И эта доля продолжает сокращаться, прежде всего в пользу столичных рынков.

В целом, если по итогам 2003 года темпы прироста количества банковских карт в стране достигли 56% и вполне уместно было говорить о «карточном буме», то в I квартале 2004 года они упали до 33% из расчета на год. В Сибири же темпы прироста эмиссии пластиковых карт снизились с 53% до 19% в год, что и повлекло сокращение доли СФО на всероссийском рынке. Что же стоит за этим замедлением и выраженными различиями в темпах роста?

В первую очередь мы готовы говорить о том, что сокращение общероссийских темпов прироста выпущенных банковских карт связано не столько с замедлением темпов роста самой банковской системы, сколько с исчерпанием потенциала экстенсивного развития конкретного сегмента рынка. Экстенсивным ростом в данном случае мы называем широкомасштабное внедрение «зарплатных» программ, практически никак не учитывающее ни уровень доходов, ни потребности добровольно-принудительных карт-холдеров. Как показывает опыт крупнейших операторов «пластикового» рынка страны, дальнейшее развитие идет преимущественно по интенсивному пути — не столько роста эмиссии, сколько развития эквайринга, расширения спектра услуг и повышения качества самого сервиса. Именно здесь проявляется принципиальное различие в потенциалах развития пластикового бизнеса в столицах и регионах.

Это различие предопределено даже не огромной разницей в развитии инфраструктуры по обслуживанию пластиковых карт и культуры торговли, но принципиальным отличием в уровне доходов. Очевидно, нищенское положение большинства «зарплатных» карт-холдеров Сибири толкает их на снятие с картсчета почти всей суммы в день получки, не оставляя времени задуматься о других возможностях, которые сегодня предоставляет банковская карта. Этим же объясняется и ничтожная оседаемость средств на картсчетах большинства сибирских банков (средний остаток на картсчете клиента сибирского банка составляет всего $84).

В результате доля СФО едва доходит до 5% общероссийского объема транзакций с использованием банковских карт при оплате товаров и услуг, при том что доля Москвы и Санкт-Петербурга достигает 74-75% оборота расчетных операций по картсчетам по всей России. И если средняя сумма одной расчетной транзакции столичного карт-холдера составляет около $100, то сибирского — ровно впятеро меньше. В силу объективных различий в потенциале роста «карточного» бизнеса доля эквайринга в столицах уже достигла 12,3% общего оборота по картсчетам, в то время как в Сибири она едва дотянула до 3%. При этом в отдельных регионах этот показатель еще ниже: не говоря уже о депрессивных территориях большинства национальных автономий, даже в располагающей наиболее развитой в СФО банковской системой Новосибирской области она немногим превышает 1%.

Все еще на коне

Несмотря на низкие средние темпы прироста количества выпущенных карт, развитие отдельных региональных рынков в Сибирском федеральном округе происходило очень по-разному. В I квартале быстрее всего количество карт (таблица 1) росло в национальных автономиях — республиках Тыва (+76% в год) и Бурятия (+68%). Выше среднероссийских были также темпы прироста эмиссии банковских карт в Томской (+44%) и Новосибирской областях (+37%). И если на начало года последняя занимала по этому показателю лишь третье место среди регионов СФО, то за счет высоких темпов прироста сегодня стала самым «пластиковым» регионом Сибири. «Испортил» же средние показатели роста карточного рынка СФО Алтайский край, где наблюдалось абсолютное сокращение количества действующих карт (-18 тысяч), вероятно, связанное с санацией неработающих картсчетов в Алтайском банке Сбербанка России и сворачиванием отдельных «зарплатных» программ другими банками.

Хотя в СФО количество филиалов федеральных банков втрое превосходит число самостоятельных сибирских кредитных организаций, развитие рынка банковских карт в большинстве сибирских регионов происходит преимущественно за счет усилий именно сибирских банков. Прежде всего к таким регионам относятся национальные автономии, Читинская, Омская, Кемеровская и Новосибирская области и Красноярский край. Однако так происходит не везде. В частности, по данным ГУ ЦБ РФ по Иркутской области, там региональный рынок пластиковых карт почти полностью захватили Байкальский банк Сбербанка России и филиалы Гута Банка, Альфа-банка, а также банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург».

Важнейшее место на «карточном» рынке в большинстве сибирских регионов сегодня занимает располагающий филиалами во всех регионах СФО банк «Сибирское О.В.К.», который безраздельно владеет ситуацией в Республике Тыва, доминирует в Республике Хакасия и Томской области, а также имеет очень сильные позиции на рынках «родной» Бурятии, Читинской области и Красноярского края (таблица 1). Великолепные показатели развития своего «карточного» бизнеса демонстрирует и межрегиональный Сибакадембанк, который стал безусловным фаворитом в Новосибирской области, а также захватил около 1/10 региональных рынков Кузбасса и Алтайского края. В большинстве же сибирских регионов доминируют местные банки. Так, ценой многолетних усилий более половины рынка Омской области завоевал и продолжает расширять на нем свое присутствие Омскпромстройбанк. В Читинской области доминирует входящий в группу ТрансКредитБанка Читапромстройбанк, в Красноярском крае — КБ «Кедр», в Бурятии почти половина рынка принадлежит БайкалБанку, а в Кемеровской области безусловным лидером является Кузбассугольбанк, входящий в группу «УРАЛСИБ». Впрочем, в Южном Кузбассе — другие лидеры: в Новокузнецке ведущим оператором карточного рынка является Кузнецкбизнесбанк, а в Междуреченске — Углеметбанк.

Отметим и важнейшую для ряда сибирских банков роль «пластика» в качестве инструмента привлечения ресурсов. Лидерами по доле остатков на картсчетах в сумме вкладов (вне зависимости от регионального уровня доходов населения и избранной платежной системы) стали самые активные сибирские банки своих регионов: Кузнецкбизнесбанк (91%), омский СибКупБанк (71%), новосибирский «Акцепт» (44%), БайкалБанк (43%) и Углеметбанк (42%). В результате далеко не самый крупный по объему эмиссии карт Кузнецкбизнесбанк привлек на картсчета наибольший в Сибири объем ресурсов, сумев обойти ведущих операторов «пластикового» рынка, таких как Сибакадембанк, Омскпромстройбанк, «Сибирское О.В.К.», «Кедр» и Кузбассугольбанк (таблица 3). В целом, на наш взгляд, именно доля остатков на картсчетах в сумме вкладов, привлеченных банком, наиболее понятно говорит об уровне развития последним своего «пластикового» бизнеса, независимо от его масштабов.

Конкуренция систем

Примечательно, что как филиалы, так и самостоятельные сибирские банки вполне успешно продвигают карты совершенно различных российских и международных платежных систем. С учетом того, что в любом регионе работают подразделения Сбербанка России, из числа российских в Сибири распространены «Золотая корона», АС «Сберкарт», STB Card, Accord, Union Card, Universal Card и даже NPS Card. Однако самым популярным на сегодня все же является продукт новосибирского Центра финансовых технологий «Золотая корона». Его использует более половины местных операторов «пластикового» рынка СФО.

Кроме карт российских платежных систем, многие сибирские банки одновременно предлагают клиентам международные карты VISA Int. и MasterCard Int., мотивируя это не столько спросом на обслуживание картсчетов в иностранной валюте (объем транзакций в иностранной валюте сегодня не превышает 2%), сколько развитой инфраструктурой их обслуживания. Всего среди ведущих сибирских банков примерно 45% работает с картами этих международных платежных систем, хотя в отдельных случаях вас могут обслужить даже в системах Dinner’s Club и American Express. Впрочем, сегодня уже есть и иное решение проблемы. В частности, новосибирский Центр финансовых технологий — разработчик платежной системы «Золотая корона» — предложил банкам новый продукт — кобрэндинговую карту, обеспечивающую доступ к картсчету с использованием терминалов и банкоматов как системы «Золотая корона», так и MasterCard Int. Первыми же к выпуску этих карт приступили Кузнецкбизнесбанк и Новосибирсквнешторгбанк.


КОММЕНТАРИИ
ВАДИМ ГРИЦАНЕНКО,
директор Западно-Сибирского процессингового центра

— Востребованность платежной системы и, соответственно, карты по-прежнему во многом зависит от цели, которую перед собой ставит владелец «пластика», и интересующих его функций. Сегодня клиенты стали более разборчивыми при выборе продукта, они хотят иметь оптимум по стоимости обслуживания карты и ее функциональности. Именно поэтому большой популярностью пользуются пакетные предложения, когда банк предлагает не просто получение «пластика», а набор услуг, например, интернет-банкинг, оплата коммунальных платежей, бонусные программы и др.

Карта является некоторым связующим звеном, которое позволяет все это удобно и надежно реализовать. Безусловно, такие пакеты услуг будут увеличиваться, и дальнейшая борьба продолжится не на уровне вида карт по принадлежности к платежной системе, а на уровне функциональности.

Инфраструктура для работы с «пластиком» растет, и она видна любому держателю карт, эта тенденция будет продолжаться еще в течение нескольких лет, ведь в данном вопросе мы значительно отстаем от высокоразвитых стран. Но уже сегодня могу отметить как простой держатель карты некоторый эффект «критической массы», в последние 1,5-2 года присутствие банков в торговле становится более ощутимым.

ВИКТОР ЛОИК,
исполнительный директор платежной системы
«Золотая корона»

— Наиболее актуальными тенденциями на российском рынке пластиковых карт являются развитие кредитных функций банковских карт и реализация социальных программ поддержки населения на основе банковских карт. Владельцы карт «Золотая корона» уже сегодня имеют возможность пользоваться кредитами, предоставляемыми банками по карте. Это могут быть как овердрафтный кредит (разрешенное превышение лимита денежных средств на карточном счете), так и различные виды потребительского кредитования, выдача и погашение которых также может и должно происходить по карте. Технологии микропроцессорных карт «Золотая корона» позволяют разрабатывать социальные проекты с учетом потребностей региональных рынков и могут с успехом использоваться для реализации федеральных и муниципальных программ субсидирования населения. Использование пластиковых карт позволяет государственным службам организовать полноценный и прозрачный процесс распределения социальных льгот. Социальные карты могут использоваться в качестве единого проездного билета в городском общественном транспорте, для получения социальных пособий, покупки льготных лекарств, товаров и т.д.

МАРИНА КОКОУЛИНА,
руководитель по управлению розничным бизнесом
Новосибирского филиала Альфа-банка

— Сегодня на региональный рынок выходит все больше филиалов федеральных банков, которые предпочитают работать с международными платежными системами, и эта тенденция будет усиливаться, потому что у международных карт более развитая инфраструктура обслуживания. Даже сегодня, несмотря на то что в регионах СФО эмитируется больше карт платежной системы «Золотая корона», по международным пластиковым картам проходят более крупные суммы.

Что касается возможностей, то на сегодняшний день в части оказания потребительских услуг в Сибири преимущество, конечно, за системой «Золотая корона». Однако у системы VISA шире география обслуживания. Прогнозируя ситуацию, можно отметить, что развитие инфраструктуры обслуживания пластиковых карт, а также рост количества эмитированных карт продолжатся.

Таблица 1. Сибирские регионы — лидеры по развитию платежных систем

N Регион Количество выпущенных карт на 01.04.04, тыс. шт. Прирост, тыс. шт. Темпы прироста, % годовых Доля в СФО, % Лидеры-операторы среди сибирских банков и их доля на региональном рынке на 01.04.04, %
1. Новосибирская область 503 43 37 17,2 Сибакадембанк (30%), Новосибирский муниципальный (7%), «Левобережный» (6%)»
2. Красноярский край 495 15 13 17,0 «Кедр» (28%), «Сибирское О.В.К.» (26%)
3. Кемеровская область 484 15 13 16,6 Кузбассугольбанк (26%), Кузнецкбизнесбанк (16%), Сибакадембанк (10%)
4. Омская область 405 17 18 13,9 Омскпромстройбанк (54%), «Сибирское О.В.К.» (10%), Омск-банк (5%)
5. Иркутская область 343 4 5 11,7 «Сибирское О.В.К.» (6%), ВСТКБ (н/д)
6. Томская область 253 25 44 8,7 «Сибирское О.В.К.» (22%), Томскпромстройбанк (10%)
7. Алтайский край 185 -18 -36 6,3 Алтайкапиталбанк (15%), Сибакадембанк (9%), «Сибирское О.В.К.» (7%)
8. Республика Бурятия 144 21 68 4,9 БайкалБанк (48%), «Сибирское О.В.К.» (42%)
9. Республика Хакасия 50 3 29 1,7 «Сибирское О.В.К.» (30%), Банк Хакасии (7%)
10. Читинская область 45 4 36 1,5 Читапромстройбанк (36%)*, «Сибирское О.В.К.» (31%)
11. Республика Тыва 7 1 76 0,3 «Сибирское О.В.К.» (около 100%)
12. Республика Алтай 4 0 46 0,1 н/д
Итого по СФО 2 917 131 19 11,3**

*) по данным ГУ ЦБ РФ по Читинской области, **) доля в РФ

Таблица 2. Сибирские банки — лидеры по количеству открытых картсчетов

Наименование Количество карт
на 01.04.04, тыс. шт.
Прирост
за I квартал, тыс. шт.
Платежная система
1. «Сибирское О.В.К.» 382 48 STB Card, Union Card,
VISA Int., MasterCard Int.,
American Express
2. Сибакадембанк 228 30 «Золотая корона», MasterCard Int.,
American Express»
3. Омскпромстройбанк 220 27 «Золотая корона»
4. «Кедр» 138 36 Union Card, VISA Int.
5. Кузбассугольбанк 124 9 Accord, VISA Int.,
MasterCard Int.
6. Кузнецкбизнесбанк 77 2 «Золотая корона»
7. БайкалБанк 70 6 «Золотая корона»
8. Углеметбанк 49 22 Accord, MasterCard Int.
9. Читапромстройбанк 38 1 MasterCard Int., VISA Int.
10. Новосибирский
муниципальный
36 6 «Золотая корона»,
MasterCard Int.»
11. «Левобережный» 32 6 «Золотая корона»
12. Алтайкапиталбанк 28 17 FUniversal Card, VISA Int.,
MasterCard Int.
13. Томскпромстройбанк 25 2 «Золотая корона»
14. Омск-банк 20 12 Union Card, VISA Int.,
MasterCard Int.
Таблица 3. Сибирские банки — лидеры по объему средств,
привлеченных на картсчета

Наименование Сумма остатков
на 01.04.04, млн руб.
Прирост остатков
за I кв., млн руб.
Доля остатков
на картсчетах
в сумме вкладов, %
Платежная система
1. Кузнецкбизнесбанк 536 63 91 «Золотая корона»
2. Сибакадембанк 490 19 12 «Золотая корона»,
MasterCard Int.,
American Express»
3. Омскпромстройбанк 456 -29 14 «Золотая корона»
4. «Сибирское О.В.К.» 425 102 11 STB Card, Union Card,
VISA Int.,
MasterCard Int.,
American Express
5. «Кедр» 375 51 16 Union Card,
VISA Int.
6. Кузбассугольбанк 261 55 19 Accord, VISA Int.,
MasterCard Int.
7. БайкалБанк 207 35 43 «Золотая корона»
8. Углеметбанк 145 80 42 Accord,
MasterCard Int.
9. «Акцепт» 136 50 44 «Золотая корона»
10. «Левобережный» 92 6 15 «Золотая корона»
11. Новосибирский
муниципальный
87 22 21 «Золотая корона»,
MasterCard Int.»
12. Читапромстройбанк 89 22 22 MasterCard Int.,
VISA Int.
13. Новосибирсквнешторгбанк 76 -4 6 «Золотая корона»
14. Томскпромстройбанк 75 7 6 «Золотая корона»
15. СибКупБанк 61 3 71 «Union Card,
«Золотая Корона»

Редакция благодарит все банки, предоставившие информацию по количеству выпущенных карт и сумме остатков на картсчетах.

Сергей НИКИФОРОВ


Comments are closed.

Так же в номере