Главная » Стратегии успеха » Торг уместен

Торг уместен

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА — ЛОББИСТЫ

Дмитрий ТРОСТНИКОВ,
Жанна КОСТИНА (Новосибирск);
Владимир АПРЕЛЬ (Омск);
Светлана ЧИСТЯКОВА (Барнаул)

Торг уместен

Губернаторы сибирских территорий меняют своих прежних представителей в Совете Федерации (СФ) на профессиональных лоббистов. В первой половине 2004 года процесс замены сенаторов принял едва ли не массовый характер. Сибирские руководители видят в смене сенаторов дополнительный ресурс лоббирования интересов своих территорий в Москве. И готовы использовать любую возможность для активизации торга с федеральной властью.

Сражаться за финансовые ресурсы для регионов приходится на уровне правительства РФ

Сказать, что сибирские губернаторы сделали выбор в пользу «московских лоббистов», будет не совсем точно. В большинстве своем новые сенаторы — не коренные москвичи, а выходцы из регионов. И статус их весьма различен — от представителей ФПГ до советника спикера СФ. Объединяет их одно — все эти люди прекрасно знакомы с технологией принятия решений, необходимых регионам: как, где и кем они принимаются и какие коридоры проходят.

Своих сенаторов предпочли заменить все до одного губернаторы, недавно переизбравшиеся на очередной срок, а глава Красноярского края Александр Хлопонин сделал это «на ровном месте». И назначенный им Игорь Каменской — одна из самых колоритных фигур в ряду новых назначенцев: красноярский сенатор мечтает спеть со сцены арию Квазимодо.

Кстати, и некоторые парламенты сибирских регионов не отстают от губернаторов. Так, депутаты Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 9 апреля назначили своим представителем в СФ Валерия Гладилина — профессионального футболиста, в свое время блиставшего в составе московского «Спартака». Впрочем, по нынешним временам для успешного «решения вопросов» в Москве не столь важно, законник сенатор или спортсмен. Куда важнее то, с кем он играет в футбол. А Гладилин весь прошлый год играл с руководством «Единой России»: Борисом Грызловым и Сергеем Шойгу.

Танкист

Чтобы «решать вопросы» регионов, недостаточно только статуса члена Совета Федерации. Необходимо обладать личными связями в высших эшелонах власти

Беспроблемное назначение на пост сенатора от краевой администрации московского бизнесмена Тимура Тимербулатова считается одной из первых политических побед губернатора Михаила Евдокимова. Провести неизвестного в крае политика на высокий пост — довольно сложная задача. Но за Тимербулатова при утверждении его кандидатуры на сессии краевого Совета 27 мая отдали свои голоса 43 депутата при 13 голосах против.

Успех был достигнут благодаря договоренности администрации с фракцией «Единая Россия». В результате сенатор от прежней администрации края — «единоросс» Владимир Германенко — сохранил место в Совете Федерации, пересев в кресло представителя от алтайского краевого Совета. Оказался «третьим лишним» и потерял свой пост прежний сенатор от крайсовета Сергей Опенышев.

Тимур Тимербулатов родился 3 октября 1954 года в городе Термез. Окончил Казанское высшее военное танковое командное училище. Служил в Витебской области Белорусской ССР. После окончания Военной академии бронетанковых войск им. Малиновского работал старшим научным сотрудником кафедры, защитил кандидатскую диссертацию. В начале 90-х годов создал ЗАО «Финансово-строительная компания «Конти», которое в настоящее время представляет собой мощный многопрофильный холдинг, работающий в области проектирования, строительства и реконструкции зданий. Тимербулатов — инициатор создания Ассоциации инвесторов Москвы, ее вице-президент, член президиума Союза строителей России.

Несмотря на то что Тимур Тимербулатов — новая фигура на политическом олимпе Алтая, многие оценивают выбор губернатора положительно. Например, депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков сообщил в интервью «СУ»: «Я навел справки о Тимербулатове. Его характеризуют положительно и как бизнесмена, и как строителя, а также как современного, хорошо образованного и порядочного человека. Он не связан ни с криминальными, ни с сомнительными сделками». Тенденцию замены представителей СФ на профессиональных лоббистов Рыжков объясняет тем, что «в таком случае есть надежда, что сенатор-москвич за счет своих связей в политической и бизнес-элите страны сможет замолвить словечко за регион». В то же время никому не известный в столице земляк менее эффективен.

Председатель комитета крайсовета по законности, правопорядку и защите прав граждан Сергей Землюков заявил «СУ», что Тимербулатов продемонстрировал не только заинтересованность в решении конкретных проблем, но и значительную осведомленность о болевых точках края еще во время обсуждения его кандидатуры на комитете. «Оказывается, что часть вопросов, которые мы поставили перед ним, он активно решает в столице, в том числе и финансовые», — сообщил Землюков. Уже после утверждения в Москве, по словам Землюкова, новый сенатор прилетел в Барнаул и встретился со всеми председателями комитетов крайсовета, чтобы собрать полный пакет вопросов и законопроектов, над решением и продвижением которых ему необходимо будет сосредоточиться в своем новом качестве. «Чувствуются деловая хватка и опыт организатора-управленца, — говорит Землюков. — Уже на этих первых встречах были рассмотрены конкретные варианты решения некоторых проблем, например, вопросы жилья на селе. Он оставил нам все координаты в расчете на постоянное сотрудничество, хотя ведь, по сути, он представитель в СФ от исполнительной власти и плотная работа с депутатским корпусом не входит в его обязанности». В целом, по словам Землюкова, «неважно, наш он или москвич, в центре должен быть человек, чьи способности и возможности могут пригодиться для решения поставленных задач, тем более что традиционно в России все вопросы решаются в Москве».

Резюмируя надежды парламентариев, наверное, можно сказать, что власти Алтая рассчитывают: новый сенатор ринется в «танковую атаку» на Москву за интересы края.

Парень из хорошей компании

Указом губернатора Омской области Леонида Полежаева от 16 марта 2004 года представителем областной администрации в Совете Федерации назначен вице-президент, член совета директоров НК «Сибнефть» Валерий Ойф.

В НК «Сибнефть» Валерий Ойф занимал должность вице-президента по коммерческим вопросам. Курировал процессы переработки и сбыта нефтепродуктов. От компании «Сибнефть» имел полномочия вести переговоры на уровне лидеров регионов и правительства РФ. Родился в Одессе. На момент назначения ему исполнилось 40 лет. По разным данным, состояние Валерия Ойфа оценивается в $1-1,1 млрд.

Появление слухов о назначении от Омской области нового представителя в Совете Федерации совпало с началом проверки Счетной палатой НК «Сибнефть». В феврале 2004-го слухи подтвердились неожиданной отставкой сенатора Валерия Тихомирова — по личному заявлению, без объяснения причин. Поэтому назначение Валерия Ойфа не стало неожиданностью для политического бомонда Омской области, а губернатор Леонид Полежаев, отвечая на вопросы журналистов по поводу причин смены сенатора, прямо ответил, что наличие в СФ одного из топ-менеджеров бюджетообразующего предприятия региона для Омской области несоизмеримо полезнее, чем десятков «теоретиков».

«В 2003 году отчисления в бюджет Омской области от компании «Сибнефть» составили порядка 4 млрд руб., — говорит депутат Законодательного собрания Омской области, председатель комитета финансовой и бюджетной политики Олег Шишов, — это более 40 процентов всех поступлений регионального бюджета. Эти платежи как раз курировал Валерий Ойф. Несмотря ни на что, он обеспечивал стабильность их поступлений. НК «Сибнефть» постоянно наращивала объемы своих выплат в бюджет, и каждый год давала большие, чем ожидалось, суммы. Я считаю, это сыграло немалую роль в том, что губернатор представил данную кандидатуру, и в том, что депутатский корпус практически единогласно за нее проголосовал».

По мнению Олега Шишова, возможно, еще большее значение в предпочтении Валерия Ойфа имели его связи в Москве. «Люди уровня Валерия Ойфа понимают, кто есть кто во власти России, куда нужно заходить и что делать, чтобы реально отстаивать интересы Омского региона, — сказал Олег Шишов. — Ведь на самом деле судьбоносные решения принимаются не в момент голосования в СФ, а значительно раньше — на подготовительном этапе. Тот представитель, кто просто голосует в СФ или Госдуме, ничего в принципе для нашего региона не значит. Нам нужны сенаторы и депутаты работающие, пишущие законы, принимающие конкретные решения в пользу нашего региона. В частности, способные добиваться включения Омской области в федеральные программы, за которые мы тут боремся. Именно способность решать вопросы в рабочем порядке, в кабинетах чиновников, а возможно, и в кулуарах, — благодаря чему мы получаем целевые средства, — и стала одной из главных причин назначения Валерия Ойфа. Нет никакого секрета в том, что все без исключения субъекты Федерации лоббируют свои интересы в федеральном центре, используя для этого любые средства», — говорит Олег Шишов.

По мнению депутата Законодательного собрания Омской области Андрея Алехина, курирующего социальные вопросы, образование, науку, культуру и молодежную политику, тот факт, что Валерий Ойф является представителем бюджетообразующего предприятия региона и способен лоббировать интересы Омской области на правительственном уровне, не является гарантией того, что он будет этим заниматься. «Почему априори считается, что Валерий Ойф будет отстаивать интересы региона? — сказал Андрей Алехин в интервью «СУ». — Он ставленник «Сибнефти» и губернатора, и в первую очередь будет отстаивать интересы «Сибнефти». Именно их выгоду я вижу в этом назначении. В Омской области есть люди, которые гораздо лучше Валерия Ойфа знают региональные проблемы и пути их решения».

Тем не менее сторонники первой и второй версий сошлись во мнении, что губернатор Омской области Леонид Полежаев с назначением Валерия Ойфа значительно улучшил свои позиции в Совете Федерации. Правда, один считает, что эти позиции адекватны позициям области, другой — «Сибнефти».

Оригинал

Красноярский сенатор Игорь Каменской (слева) обсуждает проблемы с зампредседателя комитета РФ по промышленной политике Владимиром Слуцкером

9 июня на очередном пленарном заседании Совет Федерации подтвердил начало полномочий семи новых сенаторов, среди которых — представитель Красноярской краевой администрации Игорь Каменской. По официальной версии, его назначение произошло после того как прежний сенатор, 72-летний Павел Федирко (1972-1987 гг. — первый секретарь красноярского крайкома КПСС), подал в отставку.

Игорь Каменской не был инкогнито для администрации Красноярского края. Последние несколько месяцев до назначения сенатором он работал советником Александра Хлопонина по вопросам региональной политики и взаимодействию с органами исполнительной власти. До этого господин Каменской представлял в Совете Федерации парламент Ингушетии и содействовал списанию миллиардного долга республике. Деловые качества нового сенатора оказались востребованы губернатором Хлопониным, заявившим: «При формировании бюджета края на 2005 год администрации пригодятся лоббистские способности и широкие связи Каменского в правительстве».

Сенатор от Законодательного собрания Красноярского края Вячеслав Новиков в интервью «СУ» заметил, что «Игорь Каменской обладает ценными качествами профессионального лоббиста. Сегодня, когда строятся межбюджетные отношения, нужно уметь качественно донести до правительства позицию региона, имеющего специфику сложносоставного субъекта Федерации. Каменской это умеет. Поэтому я считаю это ценным для края приобретением». Депутат Госдумы Раиса Кармазина отметила: «Каменской имеет большой опыт работы в обеих палатах парламента, у него налажены контакты в правительстве. Это то, что нужно для представителя администрации края».

Игорь Каменской родился в 1968 году. Входил в состав правления ОНЭКСИМ-банка, занимал пост вице-президента РОСБАНКа. В 1999 году избран депутатом Госдумы. Был советником спикера Госдумы Геннадия Селезнева по финансово-экономическим проблемам. В верхней палате Федерального Собрания Игорь Каменской занимал пост заместителя председателя комитета по социальной политике.

Игоря Каменского отличают не только деловые качества. Он известен в московском бомонде пристрастием к музыке. Написал несколько песен для Кристины Орбакайте, Алены Свиридовой и Валерия Сюткина. По сообщениям СМИ, Игорь Каменской готов был заплатить $100 тысяч организаторам мюзикла «Собор Парижской богоматери», чтобы лишь раз выступить в роли Квазимодо. Вячеслав Новиков не знаком с Каменским в амплуа певца, но отмечает, что это «можно только приветствовать, потому что чем более разносторонен человек, чем у него больше умений, тем он может быть более полезен краю».

Советник спикера

Анатолий Салтыков до недавнего времени был советником спикера Совета Федерации Сергея Миронова

Новый сенатор от Новосибирской областной администрации Анатолий Салтыков был назначен губернатором Виктором Толоконским 12 февраля. Бывший мэр Ижевска Салтыков и бывший мэр Новосибирска Толоконский знакомы с начала 90-х годов. Вместе работали в Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и Союзе российских городов, а затем — в комиссии первого замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака по федеративным отношениям и местному самоуправлению и в совете по местному самоуправлению при президенте РФ.

В интервью «СУ» Виктор Толоконский отметил, что Анатолий Салтыков «хорошо знает руководителей администрации президента РФ, министерств и ведомств». «Мне важно, чтобы сенатор был эффективен в Москве, — подчеркнул губернатор. — Салтыков — деловой человек, который будет работать, а не красоваться перед телекамерами в расчете на некие дивиденды (намек на экс-сенатора, новосибирца Виктора Игнатова, отозванного из СФ после повторного избрания Толоконского губернатором. — «СУ»)».

В отличие от губернатора новосибирская элита с Анатолием Салтыковым не была знакома. Более того, несмотря на то что до назначения представителем в Совет Федерации от Новосибирской области Салтыков работал советником спикера верхней палаты Сергея Миронова, с ним не был знаком, например, сенатор от Новосибирского облсовета Юрий Алаферовский. В комментарии для «СУ» Алаферовский отметил, что лицо нового сенатора ему знакомо, но более ничего он о нем сказать не может.

Анатолий Салтыков имеет два высших образования. В 1976-1983 гг. занимался научной работой. С 1984 года — в органах исполнительной власти Ижевска. В 1994 году избран мэром Ижевска. 1995 год — депутат Госсовета Удмуртии. С апреля 2001-го по май 2003 года — представитель Госсовета Удмуртии в Совете Федерации ФС РФ, затем — советник спикера.

Безусловно, опыт Анатолия Салтыкова как одного из разработчиков закона о местном самоуправлении в РФ будет востребован в ближайшее время. Руководство Новосибирской области берет на себя «повышенные обязательства» полностью соответствовать нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже к 1 января 2005-го, а не годом позже, как все остальные регионы России. Однако сам Анатолий Салтыков в интервью «СУ» заметил, что в своей работе не собирается замыкаться лишь на одном направлении. Он назвал и другое приоритетное направление — оказание помощи в финансировании ремонта Новосибирского оперного театра.

Кого просили

Интересен тот факт, что по времени «эпидемия» смены сенаторов совпала с процессом разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением, то есть с попыткой прописать законодательно четкие и единые для всех официальные правила игры при распределении финансовых ресурсов. На таком фоне усиление внимания губернаторов к индивидуальному лоббизму выглядит если не приговором, то как минимум грустным диагнозом проводимой в стране реформе. Начавшееся несколько лет назад построение «вертикали власти» уже привело к тому, что обе палаты парламента фактически выключены из процесса принятия масштабных государственных решений. Власть все сильнее концентрируется в пределах Кремля. А в компетенции депутатов остается разве что возможность «решать вопросы» технического характера, например, отстаивать конкретную цифру в бюджете.

Что же касается причины массовой смены сибирских сенаторов, то в вопросе политических реалий современной России корреспондента «СУ» в неофициальной беседе просветил один из известнейших в стране политологов. По его мнению, кандидатуры сенаторов предлагает администрация президента, а губернаторов никто особо и не спрашивает. И якобы со стороны губернаторов возможен материальный интерес — место в СФ стоит $2-3 млн, и ФПГ, направляющие своего представителя в сенат, готовы делиться частью этой суммы с главой региона. Есть и интерес политический. Когда у губернатора возникнет необходимость «решать вопросы», в торге с администрацией президента возникает дополнительный аргумент — глава региона может сослаться, что назначил сенатором «кого попросили».

Столь уничижительная по отношению к губернаторам версия вряд ли в полной мере соответствует действительности. Губернаторы не стали бы так массово менять своих представителей в СФ на более успешных лоббистов, если бы не рассчитывали в ближайшие годы пользоваться их лоббистскими услугами.


КОММЕНТАРИИ

МИХАИЛ ЕВДОКИМОВ,
глава администрации Алтайского края

— Решение о назначении Тимура Рафкатовича Тимербулатова представителем в Совете Федерации от администрации края считаю своевременным. Пришло время, когда власть должна сделать реальный и ощутимый шаг по улучшению жизни населения.

Я давно знаю Тимура Рафкатовича как умного, честного и порядочного человека. Для меня показательно, что этот человек, будучи боевым офицером — танкистом, — сумел с нуля создать крупную компанию. Тимербулатов обладает качествами не только сильного и успешного предпринимателя, но и человека, чуткого к людям. Он неоднократно бывал на Алтае, мы с ним вместе обсуждали острые проблемы края, он искренне хочет помочь. Он экономист с большим практическим опытом, поэтому его предложения по развитию края носят конструктивный характер. У него есть необходимый опыт, более того — связи в деловой и политической элите. Есть такое понятие — доверие. Вот я доверяю Тимуру Рафкатовичу отстаивать интересы жителей края в Совете Федерации.

Одно из направлений нашей работы — строительство массового жилья. В настоящее время, когда внедряется программа правительства России по активизации жилищного строительства, мы в Алтайском крае должны активно в нее включиться. Это реальный шанс помочь врачам, учителям, молодежи, всем, кто не может купить квартиру на рынке. Для нас очень важно, что у Тимура Рафкатовича есть реальный опыт привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, опыт применения механизмов ипотеки. Сегодня много говорится об ипотеке, но что обманывать себя: не каждая семья сможет взять кредит под такой процент. Мы ставим своей задачей сформировать рынок доступного жилья.

Задача нового алтайского сенатора — реализовать все возможности Алтайского края в рамках федеральных программ. Тимур Рафкатович умеет отстаивать свою точку зрения, поэтому я уверен, что его голос, а значит, голос Алтайского края будет услышан. Параллельно предстоит создать условия для привлечения в край инвестиций. Инвестора можно только заинтересовать, его нельзя заставить просто так потратить средства. Мы сейчас разрабатываем инвестиционные программы по развитию четырех основных комплексов: агропромышленного, промышленно-производственного, строительного и туристического. Учитывая богатый экономический опыт Тимура Рафкатовича, я думаю, мы определим наиболее эффективные рычаги управления Алтайским краем.

ВЛАДИМИР РЫЖКОВ,
депутат Государственной думы ФС РФ

— Совет Федерации как институт, как политический орган фактически погиб. Сегодня он ни на что не влияет, ничего не решает, и обсуждения, которые там идут, уже давно не привлекают ничьего внимания. Авторитет верхней палаты парламента несопоставим с авторитетом президента, правительства, ни даже с Госдумой в ее сегодняшнем виде, когда одна партия имеет конституционное большинство. Несмотря на это, нижняя палата парламента — Госдума — имеет в три раза больший авторитет, чем Совет Федерации. Все знают, что СФ проголосует так, как ему скажут в администрации президента. Таким образом, СФ не выполняет своей главной функции — не является рупором регионов, не обеспечивает обратную связь с ними.

Ранее, когда в верхнюю палату входили губернаторы и руководители региональных парламентов, сенаторы ставили серьезные вопросы, они отклоняли законы, вызывали к себе министров и требовали. Сегодня верхняя палата парламента лишилась этой роли, поэтому там и сидят в основном москвичи, а не представители регионов. Но такой подход, на мой взгляд, — огромная ошибка. В настоящее время идут очень сложные реформы, которые затрагивают две трети населения страны, и в это время голоса регионов никто не слышит. Создается ситуация, при которой можно наделать очень много больших ошибок. Я твердо убежден, что Федеральное Собрание должно быть двухпалатным и Совет Федерации необходимо усиливать.

Для этого есть два пути. Либо вернуться к тому, что было ранее, и возвратить в него губернаторов и спикеров, либо принять решение о прямом избрании сенаторов населением. Был бы на Алтае сегодня сенатор, избранный половиной населения края, то есть примерно миллионом человек, насколько бы вырос авторитет Совета Федерации с такими членами. Это сделало бы верхнюю палату авторитетной, обеспечило независимость этого органа от всех, кроме избирателей, поэтому я — за выборность сенаторов. Кроме того, это автоматически привело бы к появлению влиятельных фигур в регионах, что сделало бы невозможным безальтернативность при выборе губернаторов.

Насколько мне известно, из 178 членов Совета Федерации реально живут в тех регионах, которые они представляют, всего 16 человек. То есть девять из десяти сенаторов — люди иногородние, в основном же это москвичи. Так что это общероссийская особенность.

ВИТАЛИЙ МУХА,
экс-губернатор Новосибирской области

— По прошествии двух лет, после того как внесли изменения в Конституцию и Совет Федерации стал формироваться из представителей от исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, в Москве поняли, что создали непонятно какой орган. Руководители регионов решили, что им проще пригласить тех людей, кто в Москве уже крутится, кто работал или в Госдуме, или в СФ, или в правительстве, знает все входы и выходы. Это другое дело, нежели направлять сенатора из провинции, который будет жить в гостинице, как Юрий Алаферовский, например (сенатор от Новосибирского облсовета. — «СУ»), которому придется нарабатывать связи, завоевывать авторитет. Это проблемы, сложности. Москвич не требует никаких забот, ему не нужно ни квартиры, ни зарплаты.

Другой вопрос, кого они там представляют? Сегодня даже в правительстве поняли, что Совет Федерации — это опасное сборище людей, опасное в криминальном плане. Не секрет, что есть практика продажи мест сенаторов. Некоторые «сбегают в сенаторы», чтобы уйти на какое-то время от ответственности перед прокуратурой, там много людей, которые раньше были под следствием, и так далее. Думаю, в ближайший год, максимум два, можно ждать очередного роспуска верхней палаты.

ИГОРЬ БУНИН,
генеральный директор фонда «Центр политических технологий»

— Необходимо понимать, что из себя представляет сегодня Совет Федерации. Часть сенаторов — это люди, которые покупают кресло в СФ у губернаторов. Обеспечивая себе некое место, которое можно будет использовать, чтобы получить административно-политический статус. Еще часть представителей в сенате — прямые агенты администрации президента, которых назначают по согласованию с губернаторами. Часть представителей — люди из регионов, которых надо было вознаградить за финансовую поддержку на выборах, или попросту «сплавить» в Москву. Для четвертой категории это просто синекуры. Есть люди, которые когда-то были губернаторами, — например, бывший тюменский губернатор, — которым надо было найти место в СФ, чтобы они после поражения на выборах не совсем горевали. Поэтому не стоит надеяться, что таким образом набранный СФ будет эффективно отстаивать интересы регионов. Однако если человек, помимо статуса сенатора, обладает еще какой-то системой связей, — он может что-то пролоббировать. Обладая только статусом представителя в СФ, он не сможет этого сделать.

Дмитрий ТРОСТНИКОВ, |Жанна КОСТИНА (Новосибирск)| |Владимир АПРЕЛЬ (Омск)| |Светлана ЧИСТЯКОВА (Барнаул)


Comments are closed.

Так же в номере