Главная » Спецвыпуск » Три века на томской земле

Три века на томской земле

Накануне празднования своего 400-летия Томск может по праву гордиться многими событиями: экономика растет, промышленность встает на ноги. Правда, некоторые предприятия встают не совсем на те «ноги», на которых они начинали свою работу: производства перепрофилируются, род деятельности меняется. Самусьский судостроительно-судоремонтный завод — одно из немногих производств в области (если не сказать единственное), которое в течение длительного времени — 125 лет — сохраняло и профиль деятельности, и название. Как признание вклада в экономику страны можно расценить решение президента РФ внести завод в перечень стратегических предприятий, участие государства в управлении которыми «обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации».

Начало славной истории

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод — единственное во всем Обь-Иртышском бассейне судостроительное предприятие, которое вошло в перечень стратегически важных объектов. Удивляться нечему: это действительно практически единственный завод на территории Сибирского федерального округа до Енисея, а также на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, который сохранился, работает по заказам и получает прибыль от основного производства. География заказов завода очень обширна: Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут, Новосибирск, Омск, Томск, Республика Казахстан.

Будучи созданным в 1879 году, завод начинал свою работу как судоремонтное предприятие. С тех пор утекло много воды, а по ней прошли тысячи судов, отремонтированных здесь. В 1912 году на воду было спущено первое новое судно — буксирный пароход. С тех пор на Самусьском заводе построено 310 новых судов различных типов и классов.

В 1988 году предприятие обрело второе дыхание: в эксплуатацию был сдан новый финский судостроительный комплекс в составе двух цехов — судостроительного и механосборочного. Таких полномасштабных комплексов в свое время в СССР было привезено только два. Первый — в Ульяновскую область, где предприятие в данный момент не работает и идет поиск стратегического инвестора. Второй — в поселок Самусь Томской области, где предприятие функционирует и в последние три-четыре года постепенно набирает обороты.

В 1988 году, когда цеха Самусьского завода были запущены, они вышли на 60-65% проектных мощностей. Изначально комплекс предназначался для выпуска 40 единиц сухогрузных барж грузоподъемностью 1300 тонн в год. Сегодня можно открыто говорить, что благодаря мощной палубе и грузоподъемности баржа могла служить и военным целям: на ней можно было перевозить тяжелую технику, использовать для наведения мостов в качестве переправ.

С началом работы финского комплекса завод стал значимым не только для российских, но и для зарубежных заказчиков. В 1993 году по заказу голландской фирмы здесь была построена сухогрузная трюмная баржа грузоподъемностью 2800 тонн. По Оби Северным морским путем баржу доставили в Санкт-Петербург и сдали заказчику. Баржа, которая называется «Самусь», и сейчас плавает по Рейну и Дунаю. В конце 90-х перегон по Северному морскому пути действовать перестал, но сегодня вновь появилась возможность доставлять суда в европейскую часть России или в Европу.

Выход из кризиса

Несмотря на тяготы постперестроечных лет, когда все российские предприятия оказались на грани выживания, Самусьскому заводу удалось сохранить свой производственный потенциал. Мощности загружались небольшими заказами машиностроителей и нефтяников. Несмотря на это в 2000 году предприятие почти стояло. Из 800 сотрудников на момент акционирования (в 1993 году) в 2000 году осталось 126. Средняя зарплата составляла 900 руб., задержки по ее выплате доходили до девяти месяцев. Имущественный комплекс был раздроблен на ряд ООО, по требованию одного из кредиторов была введена первая стадия банкротства — наблюдение. Именно тогда на предприятии произошла смена акционеров и руководства. А из Новосибирска была приглашена антикризисная компания управленцев, имеющая опыт вывода из кризиса предприятия «Сибгормаш», которая и разработала план выхода Самусьского завода из практически коматозного состояния.

К тому времени предприятие накопило огромные долги в бюджеты и внебюджетные фонды — в общей сложности около 20 млн руб. Объем реализации в 2000 году составил всего лишь 6 млн 300 тыс. руб., налоговые начисления — 1 млн 200 тыс. Ничто не мешало антикризисным управляющим пойти самым легким путем — вывести основные активы и обанкротить завод. Но этого не случилось. Напротив, необходимые для работы активы дочерних предприятий были собраны воедино, достигнуты договоренности с кредиторами — предприятие постепенно начало работать. В 2001 году объем реализации уже составил 37 млн руб., налоги — 4 млн руб. В 2002 году соответственно — 55 млн и 18 млн руб. (из которых 16 было выплачено). В 2003 году ситуация стабилизировалась: 53,5 млн реализации, 13 млн руб. начисленных налогов (выплачено 17 млн руб.). Уже в 2002 году появились новые заказы судостроения.

Новые заказы — новые перспективы

Директор Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Александр Комарчев

В ноябре 2003 года в должность директора вступил Александр Комарчев, возглавляющий предприятие и сегодня.

«В текущем году мы уже сработали с хорошей валовой прибылью — около 3,5 млн руб., — говорит он. — Мы уже имеем возможность направлять ее на развитие предприятия, на расчеты по старым обязательствам. За три года мы почти в 10 раз увеличили объем производимой продукции, более чем в 10 раз возросли налоговые отчисления, и это показатель того, что предприятие живет и развивается».

На данный момент в производстве находится пять объектов. Два судна уже сданы заказчикам в этом году, два будет сдано до конца года, три — до начала следующей навигации. Причем сегодня завод начинает работать в новых условиях, продиктованных рынком. Большинство судов строится по индивидуальным проектам. Если во времена плановой экономики проект осваивался раз в два-три года, то теперь практически каждое судно — новый проект. Уже 30 лет завод сотрудничает с новосибирской проектной организацией «Инженерный центр проектирования судов». Зачастую заводским инженерам приходится вести работу буквально «с листа».

«Практика показывает, что наши заказчики, объехав весь регион, едут именно к нам, — говорит Александр Комарчев. — А это лучшее доказательство того, что предприятие хорошо зарекомендовало себя».

К примеру, частный судовладелец из Нового Уренгоя одну за другой заказал на Самусьском заводе две сухогрузные баржи. Обе уже работают в Тазовской губе.

Заказчики у завода есть по любому из трех направлений деятельности: и на судостроение, и на судоремонт, и на машиностроение, в том числе и нестандартное. Что касается судового машиностроения, то Самусьский завод уже два года получает заказы на изготовление валов для судов скоростного флота — «Метеоров», «Восходов», «Ракет» — не только от судовладельцев Обь-Иртышского бассейна, но, к примеру, и от Амурского пароходства.

У предприятия помимо текущих заказов в этом году уже был заказчик на строительство пяти барж, но экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, вновь сыграли с заводом злую шутку. За первые четыре месяца 2004 года руководство предприятия зафиксировало рост цен на листовой металл (а это основной материал, с которыми работает завод) на 73%. Экономическими причинами такой резкий рост цен объяснить трудно, но ситуация от этого не меняется. Впрочем, несмотря на это, завод работает стабильно: за первое полугодие он уже выплатил 8900 тыс. руб. налоговых платежей из 9100 тыс. руб. начисленных.

На пути обновления

Малейшие колебания рынка сказываются на состоянии отечественной промышленности. Это касается не только судостроения, но и машиностроения в целом, и других отраслей. Вместе с тем, по прогнозам специалистов, в ближайшее время рынок судостроения ожидает если не бум, то значительный рост.

В 90-х годах объемы речных и морских перевозок падали, флот становился ненужным, а конкуренция судовладельцев за объемы грузоперевозок была такова, что приводила к практически демпинговым ценам на перевозки. Появился избыток флота, сформировались низкие цены. Это не позволяло судовладельцам думать о такой прибыльности, чтобы обновлять флот, строить новые суда. Сегодня картина меняется. Происходит естественное старение флота. Флот, который эксплуатируется в Западно-Сибирском регионе, имеет средний возраст 27 лет при сроках эксплуатации по различным типам судов от 25 до 30 лет. Соответственно, ожидается существенное повышение спроса. С учетом того, что Самусьский завод становится мобильнее и готов работать по новым проектам, очевидно, что заказчики будут отдавать предпочтение именно такому современному производству.

«В ближайшее время мы планируем освоить строительство судов, которые будут находиться в ценовой категории до 4 млн руб., — говорит Александр Комарчев. — Это будут своего рода яхты, которые в последнее время начинают пользоваться повышенным спросом у россиян. Сегодня мы строим суда самых различных характеристик: самоходные и несамоходные, пассажирские и грузовые, нефтеналивной флот, суда технического флота — завод может строить практически все, что ходит по реке и морю. За исключением судов скоростного флота, которые делаются по другой технологии — на основе алюминиево-магниевых сплавов».

Пожалуй, именно невозможность незамедлительной оплаты становится причиной, по которой судовладельцы или люди, намеревающиеся ими стать, не приобретают новые суда. Сами судовладельцы не имеют свободных средств для нового строительства, банки «длинные» деньги (окупаемость несамоходной сухогрузной баржи составляет 8-12 лет) выделять пока не хотят, государство никаких дотаций не осуществляет (субсидируя лишь половину процентной ставки по кредитам). В этой ситуации руководство Самусьского судостроительно-судоремонтного завода нашло оптимальное решение. Уже имеется предварительная договоренность с тремя лизинговыми компаниями (из Новосибирска и Москвы), которые готовы помочь и заводу, и судовладельцам.

Согласно прогнозам, в ближайшие три-пять лет именно механизм финансового лизинга позволит наладить конструктивное сотрудничество заказчиков и завода. Сегодня судостроение уже превалирует и в технологической загрузке, и в экономике предприятия. И ресурсы завода позволяют делать гораздо больше — сейчас предприятие загружено на 25-27% своей мощности.

«Мы готовы предложить весь производственный потенциал нашим заказчикам, — говорит директор завода. — Уже три века — XIX, XX и XXI — мы работаем на томской земле. 125 лет — это серьезные традиции и неоспоримое качество, которое ценят и за которым к нам приходят клиенты».

На правах рекламы

Екатерина МИРЕЦКАЯ, Томск


Comments are closed.

Так же в номере