Главная » Спецвыпуск » Альберт Кошкин: "В Кемеровской области нам ничто не угрожает"

Альберт Кошкин: «В Кемеровской области нам ничто не угрожает»

Подъем транспортного строительства в Кемеровской области обязан не только экономической специфике региона (металлургическая и угольная промышленность требует развитой инфраструктуры), но и вниманию, которое уделяет этому вопросу местная власть. О тенденциях, проблемах и перспективах строительного рынка Кузбасса корреспонденту «КС» ВЛАДИМИРУ КОМАРОВУ рассказал генеральный директор крупнейшей сибирской мостостроительной компании ОАО «Сибмост», доктор технических наук АЛЬБЕРТ КОШКИН.

ОАО «Сибмост» создано в 1993 году на базе треста «Мостострой N 2». Компания занимается строительством мостов и других искусственных сооружений. Имеет 10 филиалов в 9 регионах Сибирского федерального округа (среди них — Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский и Красноярский края, Хакасия). Численность сотрудников — 3600 человек, из них 700 инженерно-технических работников. Объем производства в 2002 году — 1,2 млрд руб. В Кузбассе работают два филиала ОАО «Сибмост» — Мостоотряд-85 в Новокузнецке и Мостоотряд-89 в Кемерове.

Мостоотряд N 85 выполняет строительство и ремонт мостов и путепроводов на юге Кемеровской области. Его основными заказчиками на протяжении многих лет являются Дирекция дорожного фонда Кемеровской области, Управление капитального строительства Новокузнецка, Западно-Сибирская железная дорога, холдинг «Кузбассразрезуголь».

«Сибмост» планирует принять активное участие в программе губернатора Кемеровской области Амана Тулеева по дальнейшему развитию угольной промышленности Кузбасса. Ведется перспективное строительство железнодорожного моста к новой шахте «Карачиякская», в планах — строительство подъездных путей на участке «ст. Терентьевская — ст. Ерунаково» (2004-2005 гг.) для увеличения грузооборота подвижного состава под угледобычу, а также участие в строительстве ЦОФ «Распадская» (Междуреченск) — возведение двух мостов (2003-2005 гг.), строительство мостов и путепроводов для новой железнодорожной станции Южная ОАО «Талдинский разрез» (2003-2005 гг.)

— Альберт Александрович, какие крупные объекты построил «Сибмост» в последние годы в Кемеровской области?

— Кемеровская область — это прежде всего развитый угольный бассейн. Здесь наиболее востребованы железнодорожные подъездные пути к шахтам, автодороги и мосты. Поэтому у «Сибмоста» всегда были большие объемы работ в Кузбассе. Неслучайно здесь у нас работает два мостоотряда, а в остальных регионах — по одному. За последние три года в Кузбассе «Сибмост» построил и капитально отремонтировал 35 мостов и путепроводов общей длиной около четырех километров, на сумму 920 млн рублей.

Было много интересных объектов, крупнейшие из них — замена пролетных строений железнодорожного моста через реку Томь в Юрге, мост через реку Кия на автодороге Усть-Серта-Дмитриевка, железнодорожные подъездные пути на участке Красулино-Терентьевская — там мы возвели четыре моста. Несколько лет назад была сдана дорога из Алтайского края в Кемеровскую область — на город Белово. Это был грандиозный проект, долгострой еще с советских времен. Первоначально планировалось строительство железной дороги, но в середине 90-х финансирование прекратилось. Позже губернаторы Аман Тулеев и Александр Суриков поступили очень мудро и решили использовать сохранившуюся насыпь под строительство автомобильной дороги, которая в итоге соединила Алтай и Кузбасс. Заказчиком были Дорожный фонд Кемеровской области и «Алтайавтодор». Для этого проекта мы построили 46 мостов и путепроводов.

— Сложно ли совмещать федеральное и местное финансирование в таких крупных проектах?

— Все зависит от того, как договорятся губернаторы с руководством Дорожной службы России. Существует определенное условие: на 100 рублей федеральных денег идет 50 рублей местных. Но реальное распределение денег иное: где-то больше дает федерация, где-то — местная власть. Например, в Красноярском крае обычное соотношение — 50 на 50. Имея мощное производство алюминия, никеля, угля, этот регион может позволить себе такое финансирование. Естественно, федеральная власть охотнее выделяет краю средства на строительство. Все регионы, в том числе Новосибирская область, стараются, чтобы федеральных денег было побольше, но в последнее время на 200-250 млн федеральных рублей на строительстве обхода г. Новосибирска приходится около 100 млн из областного бюджета.

— А как обстоит дело с финансированием в Кемеровской области?

— Сегодня здесь есть несколько объектов, которые требуют завершения строительства и как бы конкурируют между собой за финансирование. Это мост через реку Томь в Кемерове, объездная дорога вокруг Юрги, капитальный ремонт мостов на федеральных дорогах. В 2003 году область получила 70 млн рублей из федерального бюджета на мост через Томь — это заслуга губернатора. Мост через Томь в Кемерове — уникальный проект. Этот самый широкий в Сибири цельносварной мост строится по технологии «надвижки»: шестнадцать мощных продольных домкратов постепенно выдвигают уже собранные секции моста на другой берег. Проект поддерживается и местным бюджетом: 40 млн рублей дает область, 10 млн — город. Вместе с федеральными средствами получается 120 млн рублей — сумма, которая позволит нам продолжить строительство моста в этом году. Если бы власти нашли еще 30-50 млн рублей, то уже в этом году мы сделали бы заказ заводу мостовых конструкций в Улан-Удэ на оставшийся металл пролетных строений. Но, видимо, заказ будет перенесен на следующий год. Строительство моста и транспортной эстакады ведет Мостоотряд-89.

— Как скоро будет завершено это строительство?

— С такими темпами финансирования строить можно еще десять лет. Хотя я думаю, что этот проект можно и необходимо профинансировать за два-три года, учитывая, что действующий мост в Кемерове находится в аварийном состоянии. Его уже давно нужно закрывать. Для городской администрации это серьезное и непопулярное решение, и, вероятно, никто не желает брать на себя такую ответственность. Периодически мост немного ремонтируют, подкрашивают, и власти успокаиваются, но долго так продолжаться не может.

— Кто ваши главные конкуренты в регионе?

— Небольшие частные фирмы пытались с нами конкурировать, забирать наши заказы на мелкие мосты. Но у этих фирм нет ни необходимой техники, ни технологии, ни традиций. Поэтому заказчики вскоре поняли, что сильно рискуют, обращаясь к непроверенным компаниям. Ведь мелкие фирмы могут в любой момент ликвидироваться или разориться, и потом не с кого будет спросить за качество работ. Если же объект построил «Сибмост» — это значит, что он будет стоять долго. Мы можем давать такие гарантии.

— То есть на тендерах у вас конкурентов нет?

— Среди организаций Кемеровской области, действительно, нет. Но сейчас для строителей территориальных границ не существует. Поэтому в тендерах по крупным проектам могут выступать и другие мостостроительные фирмы, как российские, так и зарубежные, что уже имело место в Новосибирске. Раньше мы выпускали на тендер свои мостоотряды, и они конкурировали между собой. Сейчас мы так не делаем, проводим тендеры внутри компании и распределяем заказы по своим филиалам. Предпочтение, конечно, отдаем тем из них, которые зарегистрированы в регионе, где выполняется заказ. Таким образом сохраняется местная налогооблагаемая база.

Последние три года мы уделяем серьезное внимание обновлению техники и технологии, вкладывая по 50-70 млн рублей в год в это направление. Без этого мы не сможем конкурировать с европейскими фирмами, которые получают колоссальные заказы, например, на строительстве Московской кольцевой автодороги. За аналогичную нашей работу в столице им платят гораздо больше (благодаря коэффициенту пересчета цен). За счет таких прибыльных заказов они могут себе позволить самую современную технику и технологии.

— Эти фирмы уже выходят на сибирский рынок?

— В тендере по строительству объездной дороги вокруг Новосибирска уже участвовали фирмы из Москвы и Санкт-Петербурга. Наверное, проверяли почву.

— Если московские строители — ваши возможные будущие конкуренты, то московские хозяева угольных шахт и разрезов — ваши партнеры?

— Сейчас угольная отрасль привлекает большие частные инвестиции, и многие столичные группы компаний приобретают угольные разрезы и шахты. Это наши потенциальные заказчики, так как угольщикам необходимы подъездные пути к шахтам и разрезам, а значит, и мосты. Пожалуй, лишь нефтяники так же активно инвестируют в подъездные дороги.

— Вы не опасаетесь, что московские «угольные короли» приведут с собой московских строителей?

— Нет, ведь главный фактор в строительстве — это соотношение цены и качества. Качество у нас высокое, к тому наша база уже здесь — значит, наши цены заведомо ниже. Эти люди очень хорошо умеют считать деньги, так что пока нам ничто не угрожает.

— А как складываются отношения с руководством области? Они ведь тоже умеют считать деньги, хотя и бюджетные.

— Губернатор Аман Тулеев уделяет большое внимание дорогам и мостам, и я знаю, что мы всегда можем обратиться к нему за помощью и получить ее. Очень важно, что он присутствует при сдаче в эксплуатацию всех крупных мостов. Часто Аман Гумирович благодарит коллективы мостоотрядов за то, что «Сибмост» строит фактически в долг, на свои оборотные средства.

— То есть «Сибмост» играет заметную роль в стратегии развития региона?

— Стратегия развития региона определяется администрацией области совместно с федеральным центром и министерствами. Мы лишь участники этого процесса, но от нашей работы зависит выполнение этих планов.

— Что бы вы хотели сказать кемеровским властям?

— Наше пожелание не будет оригинальным или неожиданным. Хотелось бы, что бы нам делали больше заказов и своевременно рассчитывались с нами за выполненные работы — это для нас очень важно. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы претензий заказчиков к нам не было.

На правах рекламы

Федеральная автомобильная дорога М-53 «Москва — Новосибирск — Иркутск» проходит через Кемерово. Одним из элементов этой дороги является мост через Томь, построенный военнопленными в начале 1950-х годов. Согласно независимой экспертизе, выполненной Томской архитектурно-строительной академией в 1998-2002 гг., «существующий мост находится в аварийном состоянии, металл пролетных строений работает за пределами упругости, в зоне малых упруго-пластичных деформаций, в опорах моста обнаружены существенные нарушения, особенно в ригеле опоры N 4 — трещина с раскрытием до 40 мм», в результате эти нарушения «могут привести к разрушению и обвалу мостовых конструкций». В связи с отсутствием объездной дороги вокруг Кемерова закрытие моста приведет к прекращению движения автотранспорта по федеральной дороге. Особенно негативно это отразится на экономических связях с соседями: Омской, Томской, Новосибирской областями, Красноярским и Алтайским краями, грузоперевозки между которыми осуществляются в основном автомобильным транспортом. Строительство мостового перехода через реку Томь по Кузнецкому проспекту начато в октябре 1990 года. Общий остаток сметной стоимости по видам работ в действующих ценах (на 01.01.03) составляет 1230,5 млн рублей.

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере