Главная » Спецвыпуск » Владимир Нечепуренко: "Каждый новый процент требует теперь все больших усилий"

Владимир Нечепуренко: «Каждый новый процент требует теперь все больших усилий»

Среди предприятий, играющих наиболее заметную роль в экономике Алтайского края, особое место занимает ОАО «Кучуксульфат» (Благовещенский район). Став в начале рыночных преобразований одним из первых предприятий России, перешедших на работу на условиях аренды, сульфатный завод в сжатые сроки провел техническое перевооружение, реформу системы управления и добился установления равноправных партнерских отношений с ведущими мировыми производителями товаров бытовой химии. Сделав приоритетами стратегии развития повышение качества продукции и проведение сбалансированной сбытовой политики, завод вошел в число крупнейших экспортеров Сибири и основных бюджетоформирующих предприятий Алтая. О дальнейших планах компании и факторах, обеспечивших ее динамичное развитие, корреспонденту «КС» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ рассказал генеральный директор ОАО «Кучуксульфат» ВЛАДИМИР НЕЧЕПУРЕНКО.

Деятельность ОАО «Кучуксульфат» и высокое качество его продукции были отмечены такими престижными наградами, как «Алмазная звезда за качество» (1993 год, Мехико), Большая Золотая Звезда «Химия-2000» (1997 год, Германия), «Арка Европы за качество и технологию» (2001 год, Франкфурт, Германия). Всего различными правительственными наградами были отмечены около 200 работников «Кучуксульфата». Так, в 2000 году предприятие получило во Франции золотую медаль Ассоциации содействия национальной промышленности. Владимир Нечепуренко был удостоен персонального нагрудного знака «За сохранение устойчивости, динамики и умение выживать в условиях финансово-экономического кризиса», а затем, на II Всероссийском конгрессе лучших менеджеров, — почетного знака «Лучший менеджер».

— Владимир Яковлевич, в какой мере залогом успешной деятельности предприятия стало то, что в его распоряжении оказались богатые запасы озера Кучукское?

— Это озеро уникально по своему минеральному составу: здесь в растворенном состоянии в летний период находятся хлористый натрий, хлористый магний, сульфат натрия и бром. В зимний период, когда температура рассола падает, сульфат натрия выпадает в осадок. Этот феномен был замечен учеными еще в 1930 году, что позволило создать технологию разработки Кучукского месторождения минеральных солей. Завод строился фактически в голой степи и был введен в эксплуатацию в 1963 году. Его основной задачей стало обеспечение сульфатом натрия ведущих целлюлозно-бумажных комбинатов страны — Братского, Усть-Илимского и других.

Однако озером — подарком природы — еще нужно было умело распорядиться. В 1990 году наш завод одним из первых в России перешел на работу на условиях аренды. Это позволило нам сформировать прочную финансовую базу и за счет собственных инвестиций в основные средства провести реконструкцию и запустить новое производство сульфата натрия. В 1992 году завод изменил форму собственности и был преобразован из народного предприятия в акционерное общество открытого типа, что позволило повысить степень его управляемости. Поэтому в период активных рыночных реформ мы вступили в целом более подготовленными, чем многие другие предприятия.

Важное значение для последующей работы «Кучуксульфата» имели рекомендации, подготовленные консалтинговой компанией, которая в 1995-1996 годах провела комплексное обследование предприятия, оценила его экспортный потенциал, предложила различные сценарии дальнейшего развития.

Очередной шаг вперед был сделан в 1999 году, когда контрольный пакет предприятия приобрел барнаульский холдинг «Скай Лтд». Пришедшая в компанию команда менеджеров сумела вывести на новый уровень маркетинг, сбытовую политику, финансовую дисциплину. У меня как у генерального директора появилась возможность больше внимания уделять стратегическим вопросам. Такое перераспределение ответственности себя оправдало.

— Какую цель преследовали проведенные реформы?

— Прежде всего, обеспечение высокой конкурентоспособности нашей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Уже 40 лет «Кучуксульфат» производит сульфат натрия, который используется как сырье при производстве стиральных порошков и чистящих средств, в целлюлозно-бумажной, стекольной и химической промышленности. Уникальность сульфата натрия, произведенного «Кучуксульфатом», заключается в его природном экологически чистом происхождении. Наш продукт имеет однородный состав, малое содержание железа, в нем отсутствуют органические примеси, тяжелые металлы и радионуклиды. Это те параметры качества, которые гарантируют безопасность применения продукции в качестве сырья. Это — химически чистый продукт, который отличает высокое содержание основного вещества, достигающее 99,8%. По этому показателю мы заметно превосходим продукцию не только российских компаний, но и ведущих американских, канадских и немецких производителей. Большинство наших конкурентов получают сульфат натрия в виде отхода химического производства.

Помимо основной продукции, «Кучуксульфат» производит высококачественный сульфид натрия. В основном он используется в цветной металлургии, поскольку имеет способность аккумулировать молибден, цинк, медь. Сферой его применения является также кожевенная промышленность, где он необходим для снятия волосяного покрова со шкур.

— Как вы оцениваете экспортный потенциал «Кучуксульфата»?

— По итогам 2003 года, предприятие экспортировало сульфата натрия на 100 тыс. тонн больше, чем в самом успешном для нас 1987 году. В настоящее время «Кучуксульфат» экспортирует около 20% произведенной продукции. И резервы для роста этого показателя у нас еще есть. Хотя, конечно, многое будет зависеть от конъюнктуры на внешнем рынке. География экспортных поставок «Кучуксульфата» представлена в основном европейским и ближневосточным рынками — это Венгрия, Румыния, Польша, Турция, Иордания, Египет.

Следует отметить, что успешная реализация нашей экспортной программы стала результатом не стечения каких-то благоприятных внешних обстоятельств, а целенаправленной, методичной работы специалистов «Кучуксульфата» по повышению качества продукции. Когда в 1993 году мы только начинали устанавливать деловые связи с такими всемирно известными компаниями, как Procter & Gamble, Henkel, качество нашего сульфата натрия еще не отличалось стабильностью. Наши зарубежные коллеги изначально заняли довольно жесткую позицию, диктовали нам свои условия, снижали наши цены. Но как только «Кучуксульфат» вывел качество продукта на должный уровень, мы стали равноправными партнерами и с Procter & Gamble, и с Henkel и теперь работаем с ними на взаимовыгодных условиях. При этом стабильно высокое качество продукции нами выдерживается не только при поставках за рубеж, но и на внутренний рынок. Тем более что крупнейшие отечественные производители стиральных порошков и товаров бытовой химии, такие как «АИСТ», «Пемос», «Эра», контролируются иностранным капиталом и, соответственно, предъявляют к нашему сульфату натрия стандартные международные требования. Позитивное значение для укрепления наших позиций на внешнем рынке имело и то, что мы пересмотрели нашу сбытовую политику и, в частности, вложили значительные средства в разработку новой упаковки. Сегодня наша продукция отпускается потребителям в зависимости от их пожеланий: в разовых контейнерах, мешках, насыпью.

— В каком направлении будет развиваться «Кучуксульфат» далее?

— Приоритетной является программа по техническому перевооружению и наращиванию производственных мощностей. В прошлом году мы направили на эти цели 50 млн рублей, заложив тем самым прочную базу для продолжения программы в 2004 году, в котором объем инвестиций, направляемых в основной капитал, составит 100 млн рублей. По итогам 2003 года, рост объемов производства на предприятии — 14%. Мы оцениваем это как очень положительный результат. Учитывая наши масштабы производства, каждый дополнительный процент увеличения объемов требует приложения все больших усилий. Тем не менее предпринимаемые нами меры позволят довести объемы производства сульфата натрия с 360 тыс. тонн в год до 440 тыс. тонн. Фактически мы дополнительно получим месячный объем производства этого продукта.

Производство сульфата натрия останется главным направлением деятельности «Кучуксульфата» и в обозримой перспективе. Ранее мы планировали освоить еще и выпуск такой перспективной продукции, как бесхромные сульфатные удобрения. Однако инвестиционный климат в стране не способствует реализации таких масштабных проектов. К сожалению, пока банки не заинтересованы в развитии реального сектора экономики и предлагают кредиты по ставкам, которые для промышленных предприятий слишком высоки.

— В последнее время стала актуальной тема социальной ответственности бизнеса. Какая форма взаимодействия предприятия и общества вам представляется наиболее оптимальной?

— На протяжении всей своей деятельности «Кучуксульфат» уделял решению социальных вопросов первостепенное значение. Иначе и быть не могло. Роль предприятия в жизни поселка, всего района трудно переоценить: только за прошлый год во все уровни бюджета перечислено 100 млн рублей. Кроме того, здесь довольно непросто найти работу, поэтому к вопросу сокращения численности персонала на предприятии мы всегда старались подходить очень осторожно и взвешенно. К тому же в условиях сельской местности, когда все друг друга знают, принятие решения об увольнении сотрудника всегда дается очень непросто. После дефолта в 1998 году «Кучуксульфат» столкнулся с теми же проблемами, что и другие предприятия. Однако вместе с трудовым коллективом мы сумели найти выход из сложившегося положения. Временно была понижена заработная плата, но персонал удалось сохранить. Мы всегда считали, что заработная плата — это своего рода «священная корова», на которую нельзя покушаться. Поэтому не было случая, чтобы предприятие задержало ее выплату работникам. А, например, производство товаров народного потребления было организовано на комбинате в первую очередь для того, чтобы обеспечить местных жителей рабочими местами. Баснословной прибыли это направление деятельности нам не приносит.

Кроме того, в прошлом году предприятие совместно с краевой администрацией осуществило для жителей поселка проект по очистке питьевой воды, которая постоянно вызывала у них нарекания из-за высокого содержания железа. На приобретение современной мембранной технологии краевой бюджет и «Кучуксульфат» выделили по 2,5 млн рублей, и теперь население может пользоваться чистой питьевой водой. Также предприятие регулярно организует проведение Дня химика в поселке — с оркестром, праздничным фейерверком. Это уже стало доброй традицией, а традиции мы не забываем.

— Вы возглавляете предприятие уже 22 года, еще шесть лет работали здесь в должности главного инженера. Как вам удается сохранять нацеленность на активную творческую работу?

— Никогда не понимал тех руководителей, которые серьезному кропотливому труду по реформированию своих компаний, выведению их на новые рубежи предпочитали пустое критиканство. Мне всегда было интересно работать над собой, получать новые знания.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере