Главная » Спецвыпуск » Потенциал еще есть

Потенциал еще есть

2003 год оказался неоднозначным для реального сектора экономики Алтайского края: несмотря на увеличение предприятиями объемов производства, их финансовое состояние продолжало ухудшаться. О проблемах развития промышленности корреспонденту «КС» ВЯЧЕСЛАВУ САЛАНИНУ рассказал вице-губернатор края СЕМЕН БАЙКАЛОВ.

— Семен Петрович, как вы оцениваете результаты работы промышленности в 2003 году?

— В целом как положительные. Индекс промышленного производства в 2003 году по отношению к 2002 году составил 108,4%, что выше темпов роста в среднем по России. Отрадно и то, что за 11 месяцев прошедшего года по объемам производства Алтайский край впервые обогнал Омскую область с ее внушительным промышленным потенциалом. Однако приходится признать, что до 1990 года, когда местная промышленность достигла высшей точки своего развития, еще далеко. По сравнению с этим периодом индекс промышленного производства составляет всего 42-45%.

В то же время обнадеживает увеличение доли промышленного производства в валовом региональном продукте. Особенно положительно для бюджета то, что в нашем аграрном регионе уже в течение двух лет быстрыми темпами растет доля сельхозпереработки за счет развития пищевой и мукомольно-крупяной отраслей. Сегодня в эту сферу привлекаются самые значительные по сравнению с другими отраслями объемы инвестиций. Строятся новые молочные комбинаты, продолжают развиваться макаронные фабрики, восстановлены Овчинниковский и Каменский мясоперерабатывающие заводы. Тревогу вызывает ситуация лишь в двух отраслях — в химии и нефтехимии и в легкой промышленности, которые сократили производство в 2003 году на 9,6% и 20,2% соответственно.

— Каковы перспективы лидеров промышленности региона?

— «Алтай-кокс» превысил в 2003 году объемы производства по сравнению с 2002 годом на 12,8%. По итогам текущего года менеджмент предприятия прогнозирует рост на уровне 9-10%. Сейчас «Алтай-кокс» ведет интенсивное строительство 5-й коксовой батареи, что позволит ему увеличить свою долю на рынке, повысив качество продукции.

Более чем в два раза нарастил производство «Алтайвагон». Рубцовский завод запчастей, вошедший в 2003 году в структуру «Алтайвагона» и возобновивший производство стального литья, уже имеет портфель заказов на этот год на сумму 270 млн рублей и планирует увеличить объемы производства на 8%. С учетом прогнозируемого увеличения объемов грузоперевозок на железной дороге, «Алтайвагон» имеет все шансы для выхода на ведущие роли в производстве вагонов в России.

Завершилось падение объемов производства на «Алтайдизеле», который также имеет предпосылки для дальнейшего развития. Испытания нового дизеля прошли успешно. Это открывает перед заводом возможности для оснащения комбайновой техники. Благополучно складывалась в 2003 году ситуация на ОАО «Барнаульский станкостроительный завод» (рост 129,3%), ОАО «Сибэнергомаш» (123,7%), ОАО «Алтайский завод прецизионных изделий» (131,6%).

Однако пока предприятия базовых отраслей не полностью используют свой потенциал. У них есть еще резервы для расширения своих рынков. Так, у ОАО «Бийский котельный завод», практически не имеющего конкурентов в России, есть неплохие перспективы для укрепления своих позиций в свете реформы ЖКХ. Рубцовское ОАО «Алттрак», увеличив энергонасыщенность своих сельхозтракторов, может занять достойное место на рынках Средней Азии.

— Насколько успешно идут переговоры краевых властей с казахстанской компанией «Азия-Авто» об организации в Барнауле сборки автомобилей Skoda?

— Мы не афишируем эти переговоры, так как понимаем трудности реализации этого проекта. Представители «Азии-Авто» сами вышли на меня, когда я был с визитом в Усть-Каменогорске, и мы это предложение с удовольствием приняли. Отказываться от него было бы безрассудно.

Казахстанский автомобильный рынок ограничен, и компании требуется выход в Россию. Самый ближайший регион — Алтайский край, есть возможность сэкономить на транспортных расходах. Мы уже подыскали производственные площади в Барнауле, и они казахскую сторону устроили. Создадим ей наибольший режим благоприятствования по местным налогам. Нас устроит любой вариант сотрудничества — в форме 100% участия «Азии-Авто» в капитале вновь созданной компании или совместного предприятия. Но прежде «Азия-Авто» нужно найти источник финансирования проекта. Средства у компании есть, но на полный проект их не хватает. Пока я оцениваю шансы на осуществление этого проекта как 30% -«за» и 70% — «против».

— Если сборка автомобилей Skoda на Алтае все же начнется, возможно ли их оснащение двигателями «Барнаултрансмаша»?

— Сегодня «Барнаултрансмаш» выпускает дизели объемом 1,5 литра и работает над запуском в серию дизелей объемом 1,8 литра. Но пока они максимум соответствуют требованиям «ЕВРО-2». Полагаю, что этот двигатель будет дорогой и неконкурентоспособный. Повысить его конкурентоспособность можно было бы при реализации проектов по выпуску 100 тыс. дизелей в год или 30 тыс. в год. Стоимость проектов соответственно $80 млн и $26 млн. Но не думаю, что эта тема получит дальнейшее развитие.

— Уже не один год краевые власти выступают за укрупнение производств. Однако за исключением присоединения РЗЗ к «Алтайвагону» других примеров слияний в региональной промышленности нет.

— Проблема заключается в том, что краевые власти при решении задачи такого рода могут действовать только методом убеждения. При краевой администрации, например, была создана творческая группа, которая разработала план развития в крае сельхозмашиностроения и доказала, что при слиянии ряда предприятий отрасли себестоимость трактора (только за счет оптимизации налогообложения) снижается на 14%. А ведь ценовой фактор сегодня имеет нередко решающее значение при продвижении продукции на рынок. Так у нас появилась возможность, сознательно не занижая цены, получить рентабельное производство. К сожалению, мы столкнулись с непониманием этой проблемы со стороны собственников предприятий. Не все из них работают в направлении создания эффективного производства.

Лично для меня это непонятно. Потому что в промышленности сегодня фактически идет растрата капиталов. Предприятия не обновляют основные фонды, даже не восстанавливают их, амортизационные отчисления направляются не по назначению. По этой и другим причинам половина предприятий убыточны. Я не понимаю, как в условиях рынка может работать нерентабельное производство.

Но думаю, что мы не оставим свои попытки повысить эффективность отдельных отраслей путем создания холдингов. Вся мировая практика подтверждает нашу правоту. К тому же, помимо горизонтальной, есть еще и вертикальная диверсификация. Промышленные предприятия вполне могли бы захватывать смежные отрасли, организовывать на своих производственных мощностях выпуск непрофильной продукции, если для этого есть технологические возможности.

— Как вы оцениваете перспективы кооперации между крупными предприятиями и средним и малым бизнесом?

— Следует отдать малому бизнесу должное за его роль в обеспечении занятости, за способность быстро адаптироваться к рынку. Но технический прогресс, большие вложения в науку может осуществлять только крупный капитал. Производство винтиков и шурупов необязательно организовывать на гигантах промышленности, на старом оборудовании. Давайте делать это на малом предприятии, где затраты значительно ниже. Но пока экономические условия для промышленного малого и среднего бизнеса не созданы. Мешают колоссальные налоги. Требуются значительные средства для приобретения основного оборудования, пополнения оборотного капитала. Если оборачиваемость средств в торговле составляет 15 дней, то в промышленности — несколько месяцев. Тем не менее я уверен, что присутствие малого бизнеса в промышленном секторе необходимо, и его обязательно нужно привлекать в эту сферу.

Впрочем, положительные примеры взаимодействия между промышленностью и предпринимательством в крае уже есть. В свое время в «Алтайэнерго» было создано подразделение по ремонту оборудования, которое вскоре стало нерентабельным. Сегодня энергетики размещают заказы на ремонт, изготовление запчастей среди сторонних организаций, из малого бизнеса. Эта тенденция — веление времени.

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере