Главная » Экономика » «Экран» могут потеснить

«Экран» могут потеснить

«Экран» могут потеснить

На последнем заседании совета по инвестициям Новосибирской области был рассмотрен и одобрен проект по строительству стекольного завода. Как стало известно, проект принадлежит ООО «Объединенные стекольные заводы — Новосибирск», входящему в группу компаний ООО «Чагодощенский стеклозавод и К». Несмотря на складывающуюся острую конкуренцию в отрасли и наличие в Новосибирске стекольного завода «Экран», разработчики проекта настроены оптимистично и намерены заполнить сибирский рынок по производству облегченной стеклянной тары, предназначенной для пива и безалкогольных напитков.

Как сообщил на инвестиционном совете генеральный директор ООО «ЧСЗиК» Давид Джалагония, общая стоимость проекта составит 5595 млн рублей. Строительство планируется начать в этом году, выход завода на проектную мощность должен осуществиться в 2015 году, она составит 664 млн штук бутылок в год, или 700 тонн стекломассы в сутки. Общая площадь завода составит 25 га, при этом производственные помещения займут 5 га, а на остальных площадях разместятся склады для хранения стеклянной тары. ООО «ОСЗ-Н» уже заключило договоры на проектные работы по строительству завода, а сейчас ведет переговоры с поставщиками оборудования и сырья. По словам господина Джалагония, в 2007–2008 гг. подобный проект уже реализован на территории Липецкой области: «Мы уже отработали всю технологию, поэтому нужно только адаптировать проекта для Новосибирской области».

У участников инвестиционного совета возник ряд вопросов к проекту, в частности, насколько уместно будет строительство в Новосибирской области завода по производству стеклотары при условии наличия на территории региона такого завода как «Экран», а также, к примеру, стекольных заводов в ближайших регионах — Омский стекольный завод, Северский стекольный завод. Министр промышленности торговли и предпринимательства Сергей Семка высказал опасение по поводу успешности проекта и по причине того, что наблюдается значительное падение объемов производства на пивном рынке. Однако позже, в беседе с корреспондентом «КС», министр добавил, что, несмотря на этот фактор, продукция нового завода, скорее всего, будет востребована, и «ОСЗ-Н» и заводу «Экран» не будет тесно на рынке, так как каналы сбыта стеклотары освоены в СФО и в близлежащих регионах не в полной мере.

По окончании инвестиционного совета Василий Юрченко отметил, что проект важен для экономики области, потому что «все наши заводы слабые по мощности, а надежным мировым брендам нужны надежные поставщики на долгие годы», и поручил взять под особый контроль реализацию проекта.

Сразу же после заседания инвестиционного совета было подписано соглашение о реализации проекта между инвестором, Агентством инвестиционного развития Новосибирской области и Управляющей компаний «Промышленно-логистический парк».

Генеральный директор АИР Новосибирской области Виктор Балала в свою очередь отметил, что «на сегодняшний день УК «ПЛП» готова полностью предоставить всю инженерно-транспортную инфраструктуру, необходимую для реализации проекта на территории Промышленно-логистического парка, что позволит создать все необходимые условия для реализации проекта в сроки, запланированные инвестором».

Особенности конкуренции

Напомним, что помимо перечисленных игроков рынка, должен был появиться еще один. В середине февраля 2013 года тогда еще министр экономического развития региона Алексей Струков сообщал, что на территории Новосибирской области может быть построен стекольный завод, реализацией которого должна была заняться башкирская компания «Салаватстекло». Как уже писал «КС», запуск салаватского завода, который заявлял себя как крупнейший в Сибири поставщик стекольной продукции для строительной, мебельной отрасли и автопромышленности, планировался в конце 2015 года. Мощность завода должна была составить 700 т в сутки. Планы компании «Салаватстекло» озвучивались еще в июле 2011 года, в том числе губернатором Новосибирской области Василий Юрченко на Петербургском Экономическом форуме-2011. Однако к строительству завода так и не приступили. Сергей Семка в беседе с «КС» подтвердил, что реализация проекта, принадлежащего компании «Салаватстекло», так и не началась.

Тем не менее представителей ООО «ОСЗ-Н» не смутило такое положение на рынке стекольной промышленности. На все опасения, которые были высказаны в рамках инвестиционного совещания, господин Джалагония ответил, что основным конкурентным преимуществом нового завода в Новосибирске станет то, что производство будет оснащено самым современным оборудованием по производству облегченной бутылки, которое позволит минимизировать количество брака в процессе производства. Сейчас норма брака — 10%, это около 2 млн бутылок в сутки, что примерно составляет по 2 бутылки в секунду. Контрольное оборудование, которым будет оснащено предприятие, будет отслеживать до 80 видов разного брака, которые могут возникнуть в производстве стеклотары. Также, по заявлению Давида Джалагонии, уже определены сотрудники компании, ими станут в том числе такие пивные компании, как ОАО «ПК «Балтика», ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен», которые, к слову, являлись потребителями бутылки на заводе «Экран». «В зависимости от того, какого типа бутылка необходима для нашего производства, мы выбираем наиболее качественную продукцию своих партнеров. Мы работаем с сибирскими поставщиками сырья с момента открытия завода «Балтика-Новосибирск». В различные сезоны объем закупки у различных поставщиков, в зависимости от потребности производства и предлагаемой цены», — ранее пояснял «КС» директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас. Также господин Бражинскас отмечал, что поставки продукции с завода «Экран» в настоящее время не производятся в связи с низким сезоном, потребности в стеклобутылке закрываются поставками других производителей. Восстановлено ли сотрудничество на текущий момент, в компании «Балтика» на момент публикации материала ответить «КС» не смогли. Тем не менее на самом заводе «Экран» сообщили, что ранее действующие договоры с пивоваренными компаниями, такими как Heineken, Efes, и в том числе с ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», продлены. А также завод начинает работу с российским производителем алкоголя — ОАО «Синергия», известным своим брендом водки Beluga, и ликеро-водочным предприятием ОАО «Иткульский спиртзавод».

Напомним, что в ноябре 2013 года стало известно, что Новосибирский завод «Экран» вложит около 40 млн евро в строительство двух печей по производству, в том числе облегченной стеклотары. В пресс-службе «РАТМ-холдинга», в состав которого входит завод «Экран», комментировать договоренности о сотрудничестве ООО «ОСЗ-Н» с компаниями ОАО «ПК «Балтика» и ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» посчитали некорректным, обосновав это тем, что не предоставлено документального подтверждения о намерениях.

Ранее генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Павел Бобошик отмечал, что после ввода печи № 6 на «Экране» и строительства второй очереди на Омском стекольном заводе сибирский рынок будет полностью обеспечен собственной облегченной бутылкой и банкой. Сейчас дефицит в регионе в основном покрывают за счет импортной облегченной бутылки.

Тем не менее в компании Heineken корреспонденту «КС» сказали, что в случае если в Новосибирске будет построен завод по производству стеклотары, компания будет рассматривать возможность сотрудничества на условиях общей конкуренции. В данный момент в Новосибирске Heineken работает с компанией «Экран».

Мнение аналитиков

Мнения экспертов в оценке рынка по производству стеклотары на территории СФО и распределения его долей с учетом появления нового завода разошлись. К примеру, аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов считает, что «Объединенные стекольные заводы-Новосибирск» смогут занять 30–35% рынка Сибирского федерального округа. Но при этом добавляет, что российские производители стеклотары работают в условиях, когда стоимость тонны продукции близка к затратам на выпуск, а рентабельность составляет 3–5%, поэтому только в случае высокого спроса на продукцию нового стекольного завода он сможет занять обозначенную долю рынка. Однако в связи с сокращением потребления пива и крепкого алкоголя, вызванного увеличением акцизов, российский рынок стеклотары перенасыщен, а существующие предприятия загружены в среднем только на 40%, поэтому продукция нового завода вряд ли будет востребована в полной мере. Возможно, что при данных условиях будет запущена только первая производственная очередь.

В свою очередь ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напротив, считает, что стеклянная тара является одним из самых распространенных видов упаковки, поэтому ее потребление в последние несколько лет только возрастет. Причем не только из-за увеличения объемов продукции, которая в нее упаковывается, но и потому, что ведутся разработки новых образцов стеклянной тары, в связи со стремлением производителя продуктов питания и напитков защититься от подделок, и в первую очередь, за счет уникальной упаковки. Кроме того, аналитик добавляет, что в России практически отсутствует рынок оборотной тары, и производители продуктов и напитков вынуждены заказывать новую тару у ее производителей. Помимо этого, дополнительный спрос на стеклянную бутылку и банку может возникнуть в том числе из-за открывающихся новых производств напитков и продуктов питания в СФО.

Опрошенные «КС» эксперты не отрицают, что новому стекольному заводу придётся вступить в конкуренцию с другими производителями, в том числе и с теми, кто работает в соседних регионах. Один из аналитиков считает, что у ООО «ОСЗ-Н» хорошие шансы занять существенную долю рынка, но это вряд ли заставить уйти с рынка остальных игроков. Вероятно, их доли немного сократятся, но в целом они сохранят свои позиции.

«Учитывая, что компания, в которую входит ООО «ОСЗ-Н», уже владеет несколькими аналогичными заводами в стране, и у нее есть клиенты, с которыми она работает в масштабах страны, логично предположить, что сбыт части продукции завода в Новосибирске будет осуществляться именно таким клиентам», — уточняет Дмитрий Баранов. Игорь Арнаутов в свою очередь считает, что в случае если проект будет реализован, другие стекольные заводы в СФО, такие как «Экран» и Омский стекольный завод, могут столкнуться с сокращением спроса на свою продукцию из-за роста заказов на новом предприятии.

«КС» будет следить за развитием событий.



Comments are closed.

Так же в номере