Главная » Менеджмент » Как выбрать CRM-систему?

Как выбрать CRM-систему?

Когда говорят о CRM-системах, обычно не учитывают ряд моментов, влияющих и на выбор системы, и на ее совокупную стоимость.

Прежде всего это процедура внедрения — от корректной постановки задачи до конфигурирования системы и обучения пользователей. В некоторых (довольно редких) случаях компания может и готова самостоятельно пройти этот путь, ограничившись только техническими консультациями разработчиков системы.

Тогда стоимость системы и ее внедрения формально сведется только к цене лицензий на программное обеспечение. Хотя фактические затраты в этих случаях обычно даже выше, чем при обращении к внешним консультантам-внедренцам, — если учитывать затраты времени собственного персонала (причем в большей части — высокооплачиваемых топ-менеджеров) и цену простоев и прочих неявных издержек.

Если компания решила самостоятельно осуществить внедрение CRM-системы, то ее выбор должна сделать рабочая группа проекта внедрения — исходя из функциональных возможностей и гибкости настраивания системы, требований к интеграции с другими информационными системами, существующими в компании, а также исходя из финансовых возможностей компании.

В отношении стоимости программного обеспечения можно выделить три основные группы программ. Одна — $150–300 за рабочее место — представлена в основном разработками российских и украинских компаний. Из наиболее интересных в этом ряду можно назвать Terrasoft CRM, WinPeak CRM и «Клиент-Коммуникатор». В другую группу попадают разработки западных компаний при цене уже от $800–900 за рабочее место и выше — до $2–3 тыс. Третья группа — более серьезные решения — Siebel, Sales Logix и ряд других не менее дорогих систем (от $3 тыс.). Все они предоставляют очень широкий комплекс возможностей и технологий, автоматизирующих бизнес-процессы компаний, однако здесь могут быть некоторые проблемы с русификацией и адаптацией.

Как ни странно, в ценовом диапазоне $300–800 CRM-систем практически нет, не считая некоторых сверхоблегченных версий Microsoft CRM. Дешевле $150 интересных и перспективных программ мы тоже не встречали.

Еще можно привести пример бесплатной (в начальной конфигурации) программы SugarCRM. Это система с открытым кодом (так называемый open source), поэтому можно при желании брать ее за основу и подстраивать под специфику любого бизнеса. Правда, затраты на труд программистов при этом будут уже отнюдь не копеечными.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что выбирать есть из чего. И помимо ценового критерия, важно хорошо понимать свои задачи и потребности, чтобы выбрать адекватную CRM-систему. Потому что каждая программа имеет свои особенности, недостатки и преимущества. На этом этапе консультации специалистов, хорошо разбирающихся в нескольких системах, могут оказаться просто необходимыми. В противном случае велика опасность поддаться на рекламные уговоры продавцов той или иной системы, купив в результате неподходящую программу.

Викентий КИТУШИН, старший партнер Axistem Group


Comments are closed.

Так же в номере