Главная » Макроэкономика » Месяц убытков

Месяц убытков

Нововведения в законодательстве, регулирующем производство и оборот алкогольной продукции, негативно отразились на игроках сибирского алкогольного рынка. С 1 января (когда новый закон вступил в силу) свою работу остановило большинство местных производителей крепкого алкоголя. Убытки сибирских компаний исчисляются десятками миллионов рублей. По мнению экспертов рынка, если эта ситуация не разрешится в ближайшие дни, убытки начнут нести розничные операторы, которым просто нечего будет ставить на полки.

Новый закон, вступивший в действие 1 января 2006 года, ввел в обращение на территории РФ взамен региональных федеральные акцизные марки на крепкий алкоголь и вина. Одновременно утратили силу действовавшие ранее акцизные марки. Продукция, выпущенная до начала 2006 года со старыми марками, должна реализоваться до 1 июля 2006 года.

Внесение изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» коснулось прежде всего производителей крепкого алкоголя. Практически все предприятия, занимающиеся его выпуском, 1 января столкнулись с отсутствием новых акцизных марок. «Производство останавливается, и сроки предоставления марок неясны, — рассказывает «КС» руководитель отдела региональных продаж компании «Союз Виктан« Сергей Хмельниченко. — Наша компания не исключение. Сегодня наш завод в Подмосковье не выпускает продукцию, но мы были готовы к подобной ситуации, поэтому еще в ноябре сосредоточили основные объемы производства на нашем заводе в Украине. Изменения в законодательстве, касающиеся импорта алкоголя, вступят в силу только 1 апреля 2006 года. К этому моменту, я надеюсь, все проблемы с акцизными марками будут решены».

В Сибирском регионе сегодня временно не работают практически все производители крепкого алкоголя. «Наше водочное производство простаивает с начала месяца, у нас нет новых акцизных марок, — рассказывает заместитель директора по финансам компании «Томь-Экстра« Эльвира Беспалько. — На этой неделе обещают их привезти. Но возникает следующий вопрос — в измененном законе написано, что производители должны провести 30-процентную предоплату марок, при этом не написано, куда платить. Такие шероховатости могут опять отложить начало нашей работы на неопределенный срок». По словам Эльвиры Беспалько, в итоге убытки компании за январь составят порядка 20–25 млн руб. «Кроме того, если все проблемы с выдачей акцизов не решатся в ближайшее время, мы можем просто потерять рынок. Запасов, которые мы сделали в конце 2005 года, хватит максимум на неделю. А потом наша продукция просто исчезнет с магазинных полок», — резюмирует госпожа Беспалько.

Подобная ситуация наблюдается и в компании «Омсквинпром». По словам генерального директора ООО «Омсквинпром» Андрея Стрельца, компания остановила производство водки своего главного брэнда еще 1 января. «На сегодняшний день акцизные марки так и не выданы из-за отсутствия в налоговых органах документов, регламентирующих новые правила, — рассказывает Андрей Стрелец. — Сейчас у нас уже прекращена отгрузка водки в регионы. Убытки, которые мы несем, составляют уже около 70 млн руб.».

С начала месяца приостановили работу новосибирские (ВИНАП, «Сибирский бальзам») и красноярские («Шушенская марка», «Ярич», КЛВЗ, «Минал») предприятия алкогольной отрасли. По словам руководителя службы по контролю в области промышленности администрации Красноярского края Александра Климина, «месяц простоя может принести местным производителям убытки в несколько десятков миллионов рублей».

Уже вторую неделю дефицит крепкого алкоголя испытывает барнаульский рынок. Сегодня здесь простаивают Иткульский спиртзавод, ЛВЗ СТС, ОАО «БЛВЗ». «Конечно же, отсутствие акцизов негативно отразилось на нас. С начала месяца мы не работали. Наши потери за январь могут составить до 40% от обычного объема производства», — говорят в ОАО «БЛВЗ».

Еще сложнее сибирским производителям вина. Если «водочники» ожидают частичного решения проблемы к началу февраля (уже сейчас в регионах начинают появляться акцизные марки на алкогольную продукцию объемом 0,5 литра и крепостью свыше 25%), то вопрос о том, когда новые акцизные марки получат предприятия, специализирующиеся на производстве вин, остается открытым. «Мы остановили производство в середине января, — говорит генеральный директор ОАО »Совхоз-завод «Подгорный« (Горно-Алтайск) Сергей Бухарин. — Нет акцизных марок нового образца. И сроков их получения, хотя бы примерных, мы не знаем до сих пор».

По мнению участников рынка, если ситуация с новыми акцизами не разрешится в ближайшие одну-две недели, вслед за производителями проблемы начнет испытывать региональная розница. «Сегодня в наших сетях нет дефицита алкоголя, мы заранее сделали запасы. И если вопрос с выдачей новых акцизов решится до начала февраля, этих запасов хватит, — считает исполнительный директор сети магазинов «Квартал», «Крепость« (Новосибирск) Александр Рожавский. — Но если решение вопроса с акцизами затянется, например, до марта, проблема дефицита алкоголя станет для нас актуальной. Поэтому я надеюсь, что ее решат в ближайшее время». «Уже сегодня на полочном пространстве магазинов стоит вся имеющаяся в наличии водка, в том числе и та, которая раньше не пользовалась спросом, — говорит директор сети «Сибирская копеечка« (Томск) Наталья Ибрагимова. — Если в феврале производители не возобновят работу, у нас будут большие проблемы с тем, что нам продавать. Но даже при условии, что производства заработают, мы столкнемся с новой проблемой. Издержки, связанные с простоем, скорее всего приведут к удорожанию алкоголя. В итоге его стоимость может увеличиться на 10–30%».

Сибирские дистрибьюторы пока не испытывают больших проблем, связанных с нововведениями в законодательстве. «Оптовики предвидели подобную ситуацию и сделали большие запасы. И хотя существует мнение, что как только появится продукция с новыми акцизными марками, алкоголь со старыми акцизами не будет востребован розницей, я с этим не согласен — до 1 июля все будет реализовано, — отмечает директор новосибирского филиала омской компании «ФЭТ« Алексей Камаев. — Эта проблема действительно актуальна для компаний, реализующих дорогое вино (стоимостью более 30 тыс. руб. за бутылку). Срок его оборачиваемости составляет до полугода или года. Поэтому они вполне могут не успеть продать все запасы. Но я надеюсь, что какое-то решение будет найдено».

Юлия ПОЛУНИНА


Comments are closed.

Так же в номере