Главная » Макроэкономика » Промышленники продолжат модернизацию

Промышленники продолжат модернизацию

Ольга ГУЛИК, Кемерово

 

Кузбасская промышленность растет медленно, но верно. Областные власти полагают, что в немалой степени стабилизации региональной промышленности способствовал переход большинства предприятий в руки хорошо зарекомендовавших себя в области собственников. Сами промышленники говорят о том, что одним из основных направлений в 2006 году останется ускоренная модернизация и реконструкция основных производств.

Объемы промышленного производства в Кузбассе в 2005 году выросли на 4%, а в целом по объему промпроизводства область занимает второе место в Сибирском федеральном округе. На модернизацию и реконструкцию основных производств в 2005 году было направлено более 28 млрд руб., что в 1,3 раза больше уровня 2004 года. В металлургию поступило более 19,3 млрд руб., в химическую отрасль — 1,2 млрд руб., в машиностроение — 800 млн руб., в транспорт и связь — 7,4 млрд руб.

Большинство российских металлургических предприятий сейчас зависят от конъюнктуры мирового рынка. Фото Вадима ГОЛУБИНА

По мнению и. о. заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и связи Валерия Смолего, именно существенный объем инвестиций на модернизацию и реконструкцию промышленного производства в Кузбассе и позволил сохранить развитие промышленности. «В металлургии в прошедшем году был продолжен курс на техническое перевооружение предприятий, — сообщил корреспонденту «КС« Валерий Смолего. — Было введено и модернизировано 43 крупных металлургических агрегата. Эта отрасль дает более 40% общего объема промышленного производства региона. Расширяется выпуск конкурентоспособных, современных видов металлопродукции: легированных марок стали, рельсов для высокоскоростных магистралей, высококачественной арматуры, новых видов ферросплавов. Именно это помогает удержаться на рынке нашим промышленным предприятиям при общих не слишком благоприятных условиях, сложившихся к началу нынешнего года на мировом рынке металлопродукции».

Металлургическую отрасль Кузбасса составляют предприятия черной и цветной металлургии. Первая группа представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским металлургическим комбинатом (входят в «ЕвразХолдинг»), 92% акций Гурьевского меткомбината принадлежит группе Craft (ITF Group Holding, Москва). Вторая — Новокузнецким алюминиевым заводом («РУСАЛ»), «Кузнецкими ферросплавами» и «Юргинскими ферросплавами» (Урало-Сибирскаягорно-металлургическая компания).

За 9 месяцев 2005 года произошло некоторое падение объемов производства на ЗСМК и НкМК. Однако к концу года предприятия смогли выровняться и выйти на средний уровень роста металлургии по области — 3%. При этом большинство экспертов связывает падение производства в начале года не с ситуацией на мировом рынке (около 50% продукции меткомбинатов «Евраза» идет на экспорт) и не с ростом цен на сырье, а с процессами модернизации производства. Часть агрегатов была остановлена для реконструкции и модернизации, но в дальнейшем, по мнению старшего вице-президента ООО «ЕвразХолдинг» Валерия Хорошковского, это «благоприятно скажется на производственной деятельности предприятий, и позволит сократить производственные издержки».

Наиболее устойчивым в металлургической отрасли Кузбасса эксперты считают Гурьевский метзавод (ГМЗ) — сбыт его продукции в меньшей степени зависит от колебаний мирового рынка. ГМЗ выпускает самый полный в России сортамент продукции для горно-обогатительной и цементной промышленности. При проектной мощности в 190 тыс. тонн производства стали ГМЗ в 2005 году вышел на уровень 191,8 тыс. тонн. «Мы также обновили свой ассортимент на 10%, что позволило привлечь новых заказчиков», — пояснила «КС» пресс-секретарь предприятия Марина Бойко.

Все же большинство российских металлургических предприятий сейчас зависит от конъюнктуры мирового рынка, полагает первый заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков. Поэтому, по мнению кузбасского губернатора Амана Тулеева, нужно приветствовать покупку российскими компаниями меткомбинатов в Европе. «Раз мы не можем «выскочить» на мировой рынок с большим количеством своего металла, нужно принимать другие меры, — сказал Аман Тулеев «КС». — «Евраз« купил в Чехии завод и там производит готовую продукцию, для реализации которой в Европе нет препятствий».

Тем не менее Игорь Простяков полагает, что основным резервом для металлургов в ближайшем будущем станет внутренний рынок. «У кузбасских металлургов есть запас в три-четыре года, пока ситуация на мировом рынке не изменится и не произойдет снижение спроса на российский металл, — полагает он. — За это время металлургам надо успеть переориентировать производство с мирового рынка на внутренний». По мнению Амана Тулеева, этому может способствовать реализация национального проекта жилищного строительства, который расширит сбыт металлургической продукции.

В других отраслях кузбасской промышленности, по мнению Валерия Смолего, существует большая определенность. «В химическом комплексе производство аммиака возросло на 9%, минеральных удобрений — на 7%, волокон и нитей химических — на 6%, — говорит он. — Предприятия обновляли ассортимент, переходили на выпуск конкурентоспособных, современных видов химической продукции, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом».

Представители химической отрасли, как и металлурги, уверены в том, что сохранить стабильность помогает проводимая на предприятиях модернизация производства. «В прошлом году кемеровское ОАО «Азот« провело масштабную ремонтную кампанию, — говорит пресс-секретарь предприятия Николай Сенчуров. — В ремонт оборудования, техническое переоснащение, капстроительство и инвестпроекты в 2005 году вложено более 1 млрд руб. Это позволило существенно увеличить выпуск готового продукта. В 2006 году планируется перевод основного производства на современные мировые технологии, на что будет направлено около 1,4 млрд руб.».

Объем производства на кузбасских предприятиях машиностроения в 2005 году возрос до 9,2 млрд руб. (129% от уровня 2004 года). Однако на общие показатели роста промпроизводства это существенно не повлияло, поскольку машиностроение занимает небольшую долю кузбасского промпроизводства.

Кузбасские машиностроители полагают, что итоги 2005 года — следствие переориентации производства на более востребованную продукцию. Представители обладминистрации во многом связывают подъем в отрасли с заменой собственника на «Юрмаше» в октябре 2005 года. «Уже в ноябре на заводе объем товарной продукции увеличился в 1,3 раза, — говорит Валерий Смолего. — Разработана и реализуется программа реструктуризации завода. Всего в развитие завода предполагается направить около 1 млрд руб. В целом же в 2005 году объем заказов только по горно-шахтному оборудованию на кузбасских заводах превысил 5 млрд руб. (рост 25% по сравнению с 2004 годом)».

«Нами была запущена серьезная программа по техническому перевооружению горношахтного производства, — говорит гендиректор «Юрмаша» Владимир Лаврик (он возглавляет и «Южкузбассуголь«). — Мы планируем создать современную технологию, чтобы производимые секции были сертифицированы по международному стандарту. К этой работе уже привлечены иностранные фирмы, которые помогут нам сделать грамотную технологию».

Однако перспективы кузбасского машиностроения на 2006 год эксперты пока оценивают очень осторожно. «Мы слишком зависим от конъюнктуры мирового рынка, — полагает начальник отдела машиностроения обладминистрации Владимир Агафонов. — Большая часть кузбасского машиностроения выпускает продукцию, востребованную в угольной отрасли. И развитие кузбасского машиностроения будет зависеть от развития угольной сферы».

«Наши машиностроительные предприятия на уголь не «завязаны», потому их развитие не будет зависеть от конъюнктуры на угольном рынке, — не соглашается председатель совета директоров ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев. — Завод «Кемеровохиммаш» занимается химическим машиностроением, завод «Алтайвагон« производит платформы, крытые вагоны и полувагоны, которые возят металл, руду, контейнеры, другие грузы».

В 2006 году, по мнению Валерия Смолего, дальнейшее развитие получат базовые отрасли промышленности. «При этом основной упор будет сделан на современные наукоемкие производства и технологии, — полагает он. — Главной задачей развития промышленности Кузбасса по-прежнему будет ускоренная модернизация и реконструкция основных производств, выпуск конкурентоспособной металлургической, химической, производительной и надежной машиностроительной продукции. На реконструкцию и техническое перевооружение металлургических предприятий планируется направить свыше 15 млрд руб., в развитие химической отрасли — свыше 1,7 млрд руб. В машиностроении основной акцент будет сделан на развитии производства конкурентоспособного горношахтного и транспортного оборудования. Затраты, по предварительным данным, составят около 1,5 млрд руб. Эти планы согласованы нами с собственниками промышленных предприятий».

Многие промышленники при этом полагают, что развитие инвестиционных программ в промышленности в 2006 году будет ограничено только финансовыми возможностями самих промышленных предприятий и компаний. «Например, каждый вагон, который производится на «Алтайвагоне«, стоит около $40 тыс., — поясняет Михаил Федяев. — Значит, мы берем большие кредиты, строим вагоны. Но мы же должны их окупать. Поэтому мы рассчитываем наши финансовые возможности».



Comments are closed.

Так же в номере