Главная » Компании » Встать на "якорь"

Встать на «якорь»

Торговый центр «Фараон», открытие которого запланировано на конец февраля — начало марта, не только пополняет собой список современных новосибирских торговых центров, но и воплощает новый для города принцип распределения арендных площадей. В отличие от большинства новосибирских ТЦ, объединяющих в себе крупного якорного арендатора в соседстве с большим количеством линейных, структуру «Фараона» составляют два крупных компонента: универсам, управляемый торговым холдингом «Сибирский гигант», и филиал ЦУМа.

Одним из самых эффективных вариантов «якоря» считаются крупноформатные продовольственные магазины. Фото Вадима ГОЛУБИНА

«Универсам «Сибирского гиганта» послужил «якорем» для Центрального универмага — ЦУМ привлекло соседство с этим предприятием, — сказал корреспонденту «КС» генеральный директор ООО «СтройМастер» (девелопер «Фараона») Евгений Коновалов. — Но в плане значимости эти предприятия для нас одинаково ценны, поскольку оба обладают главными свойствами «якоря« — служить визитной карточкой ТЦ и магнитом для покупателей».

«Сегодняшняя тенденция — рост роли «якорей», — уверена независимый консультант Лариса Москалева. — Сейчас любой строящийся ТЦ с непрописанным составом якорных арендаторов (на уровне конкретных марок или хотя бы товарных категорий) с подозрением воспринимается всеми — и ритейлерами, и возможными соинвесторами. Оптимальный вариант — когда «якорники« подключаются еще на проектном этапе, становясь соавторами генподрядчика, архитектора и заказчика».

Одним из самых эффективных вариантов «якоря» считаются крупноформатные продовольственные магазины. Универсам, супермаркет, гипермаркет в составе торгового комплекса гарантируют наиболее стабильный покупательский трафик. Причем, по мнению генерального директора ООО «СтройМастер» Евгения Коновалова, в новосибирских условиях региональные операторы пищевой розницы в роли «якорей» могут быть даже более успешны, нежели носители московских розничных марок. «Местные сети имеют фору популярности, — объясняет Евгений Коновалов. — Покупатели их знают лучше. Например, когда в галерею «Фестиваль» не пришел московский «Патерсон« и его на этих площадях заменил «Холидей-Классик», это вызвало противоречивые, в том числе и негативные комментарии. Но сейчас, по прошествии времени, можно сказать, что «Холидей» в роли пищевого «якоря» «Фестиваля« оказался наиболее эффективен».

Для многих линейных арендаторов значимым и желанным оказывается наличие в ТЦ нетоварных, развлекательных «якорей». «Кинозалы, фуд-корты, игровые центры — в общем, любые предприятия, рассчитанные на семейное посещение. Именно они определяют для нас якорный уровень торговых центров, — подчеркивает генеральный директор компании «Глория-Джинс-Н« Наталья Белых. — Близость к этим потокам — залог успеха салонов Gloria Jeans, ведь в концепцию нашей сети заложено именно семейное посещение».

Достаточно перспективны в качестве «якоря» и салоны бытовой техники. «В этой сфере оператор федерального уровня в любом случае является фактором привлечения, по крайней мере на первое время, — убежден директор ТРЦ «Континент» Тимофей Мельников. — Многим захочется просто из любопытства поехать и посмотреть. Кроме того, в этом случае работает и федеральный рекламный контекст. Например, еще до прихода «Техносилы» в «Гиперон» эта марка была на слуху. Думаю, открытие «Техносилы» в «Гипероне« было хорошим, грамотным ходом».

Любой якорный арендатор осознает свое значение для арендодателя. Следовательно, и ведет себя как важная и нужная фигура: сразу же просит (а чаще требует) эксклюзивного подхода к себе, низкой арендной ставки. «Построение отношений с каждым потенциальным якорным арендатором — это, так сказать, штучная работа, — подчеркивает руководитель отдела аренды ЗАО «Труд« Анатолий Пастушенко. — Фактически каждый такой договор прописывается индивидуально. Естественно, с линейными арендаторами проще — договоры типизированы, давления с их стороны меньше».

«Арендная ставка якорного арендатора, — продолжает Лариса Москалева, — значительно, иногда в десять раз ниже ставок для большинства 50–200-метровых магазинов». Кроме того, многие якорные арендаторы хотят особым образом выразить свое присутствие в том или ином ТЦ — в виде собственной, автономной вывески на фасаде, витринами.

Якорные арендаторы активны не только в лоббировании своих интересов в рамках уже осуществляемых проектов, но и в вопросе контактов с девелоперами. «Есть, конечно, случаи, когда мощный арендатор приходит сам, привлеченный размером и локализацией ТЦ», — соглашается Анатолий Пастушенко. Впрочем, как подчеркивают все эксперты, надеяться на абсолютную инициативу крупных арендаторов не стоит даже сейчас. «Поиск арендатора с хорошим магнитным эффектом должен быть активным, — убежден Тимофей Мельников. — Просто сидеть и ждать, что к тебе кто-то придет — это, по меньшей мере, самонадеянно». «Информационные пакеты новых ТЦ должны быть прозрачны, — подчеркивает Наталья Белых. — Якорные арендаторы должны в них «светиться», поскольку комплект «якорей« интересует и линейных арендаторов, и других претендентов на якорный статус».

По общему мнению экспертов «КС», отношения с «якорниками» стоят всех моральных и материальных затрат. «Эффективный якорный арендатор — один из важнейших элементов современного ТЦ, — резюмирует Евгений Коновалов. — Зарабатывать можно на линейных арендаторах, а все затраты на «якорь« — это своего рода инвестиции в жизнеспособность торгового центра».

Игорь СМОЛЬНИКОВ


Comments are closed.

Так же в номере