Главная » Спецвыпуск » Затишье перед бумом

Затишье перед бумом

На фоне успешного развития экономики Новосибирской области в III квартале 2003 года региональная банковская система заметно сбавила темпы роста кредитования, хотя высокая привлекательность конъюнктуры кредитного рынка ресурсодефицитного региона почти гарантирует, что это — не более чем затишье перед бумом.

Экономика растет быстрее кредитования

Крупные заемщики пока предпочитают филиалы иногородних банков и Сбербанк России. На фото слева направо — руководитель Новосибирского филиала Банка Москвы Светлана Барановская, руководитель Западно-Сибирского банка Сбербанка РФ Татьяна Киселева и руководитель корпорации «Динамэкс» Виктор Овчинников. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В условиях относительно благополучного развития экономики Новосибирской области (по данным ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области, за 9 месяцев 2003 года индекс физического объема промышленного производства достиг 108,5%) в III квартале 2003 года произошел заметный прирост кредиторской задолженности новосибирских предприятий, что можно объяснить потребностью в расширении производства. И хотя это привело к ощутимому росту кредитового сальдо (кредиторской задолженности предприятий, не покрытой долгами поставщиков), качество как кредиторской, так и дебиторской задолженности все же улучшилось по сравнению с положением, которое было год назад: доля просроченной «дебиторки» сократилась с 94% до 49%, а «кредиторки» — с 66% до 47%, то есть рост происходил за счет текущей задолженности. Негативным же фактором неожиданно стало явное отставание в III квартале прироста банковского кредита от прироста задолженности новосибирских предприятий перед поставщиками и бюджетом, хотя уже с конца 2002 года банковские ссуды полностью покрывают кредитовое сальдо (диаграмма 1). В результате снизилась монетизация экономики и ухудшилась оборачиваемость активов, что вряд ли будет способствовать дальнейшему оживлению деловой активности.

В целом за год, прошедший с 01.10.02, новосибирская банковская система продемонстрировала отличные показатели развития: прирост совокупной ссудной задолженности достиг 71%. При этом, несмотря на преимущества, связанные с превосходством в размерах капитала, почти неограниченной и более «дешевой» ресурсной базой головных банков, и самые современные технологии, филиалы развивались хуже самостоятельных новосибирских банков. Так, если за год ресурсы филиалов выросли в 1,5 раза, то самостоятельных банков — на 70%, а их ссудная задолженность (диаграмма 2) увеличилась на 81% против 69% у филиалов.

На фоне столь успешного общего развития банковской системы области за год очевидное замедление роста кредитования в III квартале (до 39% годовых у самостоятельных банков и до 30% годовых — у филиалов) выглядит, по меньшей мере, странно. С учетом крайне привлекательной конъюнктуры регионального кредитного рынка (диаграмма 3) тенденция к замедлению развития кредитования не имеет другого объяснения, кроме ограниченности круга предприятий и организаций, способных удовлетворить стандартным требованиям банков к заемщику. Так что, несмотря на в среднем низкую автономность новосибирских предприятий и огромную потребность в заемных ресурсах для финансирования текущей деятельности, дальнейшее развитие производства, скорее всего, будет идти за счет средств, принудительно «привлеченных» у контрагентов или привлечения сторонних инвесторов в лице крупных ФПГ. Благо коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (131% на 01.07.03) все еще позволяет новосибирским предприятиям это делать.

В целом спад в темпах прироста кредитования может объясняться не только сезонным фактором, но и оказаться затишьем перед бумом, который может последовать в результате «взрыва» потребительского и инвестиционного кредитования, то есть сегментов рынка, до сих пор наиболее слабо развитых в Новосибирской области. Достаточно заметить, что, несмотря на безусловную привлекательность ставок по кредитам новосибирским предприятиям, которые устойчиво на 5-6% выше общероссийских (диаграмма 3), средневзвешенные ставки по кредитам населению еще на 11-12% выше (на 01.10.03 — более 30% годовых). И это вряд ли останется без внимания крупнейших розничных банков, включая стремительно прогрессирующие российские «дочки» Raiffeisen Bank и City Croup, не говоря об уже открывших свои представительства в Новосибирске «Русском стандарте» и Home Credit & Finance Bank, а также готовящихся развернуть свои розничные программы Альфа-банке и Банке Москвы.

Что касается инвестиционного банковского бизнеса, то стоит отметить появление в Новосибирской области ГЛОБЭКСБАНКа, который установил контроль над местным Росинбанком-Сибирь и собирается развивать чисто инвестиционный бизнес, до этого не привлекавший серьезного внимания других банков «федерального» масштаба. Возможно, это только «первая ласточка»: в банковской системе явно назревает инвестиционный бум — крупнейшие финансовые структуры уже научились успешно привлекать долгосрочные ресурсы как в стране, так и за рубежом и рассчитывают заработать в регионах гораздо большую маржу, чем на «перегретом» столичном рынке. Тем более если эти регионы ориентированы на инвестиционный, а не экстенсивный путь развития своей экономики, хотя и живут в условиях острого дефицита ресурсов.

Региональные особенности кредитования

Все более явное сокращение доли предприятий и организаций в кредитном портфеле банковской системы Новосибирской области в 2003 году происходило на фоне не имеющего в Сибири прецедентов уровня и темпов прироста заимствований исполнительных органов власти, а также стремительного роста кредитования потребительского спроса. По темпам прироста ссудной заложенности за год власти и население (диаграмма 4) стали безусловными лидерами среди заемщиков: с 01.10.02 «административные» кредиты региональной банковской системы выросли в 2,5 раза (с 2,4 млрд до 6 млрд руб.), а потребительские — почти в 3 раза (с 1,1 млрд до 3,2 млрд руб.).

В целом бюджетная политика администраций Новосибирска и Новосибирской области отличается от политики, проводимой руководством ресурсоизбыточных регионов, например, администрацией города Москвы. Если последняя предпочитает финансировать развитие перспективных предприятий, а также малого бизнеса, то новосибирские власти дотируют сельское хозяйство, дорожное строительство и ЖКХ, которые в большинстве случаев не имеют шансов получить банковский кредит. Заметим, что стабильное присутствие на региональном кредитном рынке чрезвычайно крупного и достаточно надежного заемщика, которым являются исполнительные органы власти, во многом объясняет очень высокие средневзвешенные региональные кредитные ставки (диаграмма 3), которые, в свою очередь, делают нерентабельными многие кредитные проекты для малого и среднего регионального бизнеса.

Что касается перспектив строительства пирамиды «административных» заимствований, когда старые кредиты и процентные выплаты покрываются новыми, все не так безнадежно. Хотя в 2003 году областной Совет и пересмотрел лимиты заимствований, предоставив обладминистрации право вместо запланированных 24 млрд привлекать у кредитных организаций до 40 млрд руб., основная проблема состоит не в их объеме, а в коротких сроках предоставления банковских кредитов. Принципиальное решение этой проблемы уже просматривается в переориентации региона с банковских ссуд на выпуск облигационных займов. Таким способом в текущем году область уже привлекла 1,5 млрд руб.

Ключевым моментом при этом является своевременная разработка стратегии развития региона, при наличии которой потенциальные инвесторы охотнее вкладывают деньги в региональные обязательства. Более того, наличие региональной стратегии, как правило, заметно повышает региональный кредитный и инвестиционный рейтинг. Кстати, возможно, благодаря ее появлению Новосибирская область в 2003 году вошла в четверку наиболее динамичных регионов по снижению инвестиционного риска, попав в группу «Средний потенциал — умеренный риск» и повысив свой ранг сразу на 16 позиций в рейтинге «Эксперт-РА» («Эксперт», N 43 от 17.11.03). Кроме всего прочего, по словам первого заместителя председателя ЦБ РФ Олега Вьюгина, в 2004 году Банк России намерен расширить рефинансирование, пополнив свой ломбардный список обязательствами регионов, получивших достаточно высокий рейтинг, что может принципиально изменить привлекательность субфедеральных облигационных займов.

Сергей НИКИФОРОВ


Comments are closed.

Так же в номере