Главная » Стиль жизни » Современно, актуально, диалогично

Современно, актуально, диалогично

С 22 ноября в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Современная живопись из собрания музея Эрарта». «КС» уже писал о том, как новосибирские художники участвовали в масштабной экспозиции в рамках проекта «Россия в Эрарте» — тогда крупнейший в России и Восточной Европе частный музей современного искусства принимал сибиряков у себя, в Санкт-Петербурге. Теперь Эрарта приехала в Новосибирск, инициировав встречное движение под девизом «Эрарта в России».

Вечером накануне открытия выставки для широкой публики в Новосибирском художественном музее состоялась торжественная презентация выставки с участием директора Эрарты Михаила Овчинникова, директора принимающей стороны Сергея Дубровина, куратора проекта Владимира Назанского, министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, других официальных лиц, а также президента PepsiCo по новым и развивающимся рынкам Р. Лагварты и ведущих новосибирских художников и представителей СМИ.

Музей Эрарта — явление для нашей страны нетипичное. Он находится в Санкт-Петербурге и занимает отдельное, специально отремонтированное и переоборудованное под музей пятиэтажное здание. Отделения музея также открыты в Лондоне, Санкт-Петербурге и Цюрихе. Основу собственного собрания Эрарты составляет живопись, созданная отечественными художниками во второй половине прошлого — начале нынешнего века. Сегодня в коллекции музея более двух тысяч произведений, в том числе работы петербургских художников и художников из разных регионов: Новосибирска, Самары, Ставрополя, Перми, Уфы, Вологды, Краснодара, Липецка и других — всего 22 городов. Новосибирск представлен разнообразно и достойно работами Михаила Казаковцева, Михаила Омбыш-Кузнецова, Владимира Фатеева, Данилы Меньшикова, Александра Косенкова, Сергея Беспамятных и других авторов.

Нынешняя выставка осуществляется в рамках долгосрочного проекта всероссийского масштаба, стартовавшего в прошлом году и на данный момент не имеющего аналогов. Специалисты музея разъезжают по разным регионам страны, проводя отбор работ талантливых художников. В рамках проекта уже состоялись выставки современного искусства Самары, Перми и Новосибирска, в декабре в город на Неве приедут картины из Ижевска. Как отметил куратор диалогичного проекта Владимир Назанский, эти выставки показали, что в регионах России живут и работают талантливые современные художники, одни из которых продолжают живописные традиции ХХ века, другие реализуются в сфере актуального искусства, дополняя друг друга, давая представление обо всем диапазоне художественной жизни. Новосибирская выставка «Художественное хозяйство», организованная музеем Эрарта летом 2012 года, включала работы 28 новосибирских художников, представляла оба полюса художественной жизни Новосибирска и вызвала интерес в Петербурге.

Комментируя выбор городов для участия в проекте, директор музея Эрарта Михаил Овчинников отметил: «Существенную роль играет конкретная ситуация в области современного искусства в том или ином городе, будь то Новосибирск, Пермь, Самара, Краснодар, Ижевск. Во-первых, там должны находиться интересные, талантливые художники, но не менее важно найти партнеров для работы. В некоторых городах уже существуют институции нового поколения: здесь это СЦСИ, в Самаре — «Самара-Центр» на территории бывшего подшипникового завода, в Перми — фонд «Новая коллекция». Все они начинались как частные проекты, их инициировали частные лица, меценаты. Теперь многие из них устанавливают партнерские отношения с городскими властями. Присутствие таких проектов уже значит очень многое — то, что в городе складывается благоприятная атмосфера для развития искусства и культуры. Далее эти институции начинают выходить на общероссийский и международный уровень. Для нас они являются желанными партнерами в проекте «Россия в Эрарте»».

Выставка в Новосибирске — своего рода проба пера. Впервые Эрарта представляет свою коллекцию вне Петербурга, вне родных стен. «Приятно, что среди широкого спектра представленных работ есть и наши новосибирские художники, и представители других городов. Посещение выставки стало особенно содержательным благодаря тому, что Михаил Овчинников лично провел экскурсию по залам. Я вижу экспозицию второй раз, и в сопровождении экспертных комментариев восприняла ее более глубоко и объемно. Важно дать зрителям актуальную информацию о состоянии современного искусства, актуальных течениях, отдельных авторах. Думаю, нашим музеям тоже стоит вести более широкую просветительскую работу, приобщая жителей к искусству еще в детстве», — отметила министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.

В структурном и тематическом отношении выставка довольно разнообразна и делится на ряд разделов: «Идентификация», «Новая серьезность», «Тотальная живопись», «Экспрессионизм». В состав выставки включено около сотни полотен 26 художников из хранилищ и основной экспозиции музея. Основу выставки составляет петербургская живопись. Это в первую очередь знаковые имена, уже вошедшие за последние 20–30 лет в культурную историю города — Вячеслав Михайлов, Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Елена Фигурина, Анатолий Заславский, Николай Сажин. В состав выставки также включены работы героев ленинградского андеграунда — Владимира Овчинникова, Владлена Гаврильчика, Анатолия Басина, Боба Кошелохова, вошедших в культурную историю и мифологию города. Для большинства новосибирцев это, без сомнения, новый пласт художественной культуры.

Рассказать обо всех художниках в рамках газетной статьи не предоставляется возможным, да это и не нужно — это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. «Распределение художников на разделы не носит абсолютного характера, а сами разделы являются скорее ракурсами презентации. Не все авторы вписываются в предложенную структуру — их работы представляют собой самодостаточные визуальные факты. Рекомендуемый способ восприятия выставки — феноменологический, предполагающий ценность каждой отдельной работы», — вполне справедливо полагает Владимир Назанский.

Рассуждая о будущем современного искусства в Новосибирске, Наталья Ярославцева отметила: «Одной из проблем нашего города является отсутствие подходящего помещения для размещения музея современного искусства. Конечно, существует Сибирский центр современного искусства, и мы всемерно поддерживаем его деятельность, но его пространство в 300 квадратных метров, к сожалению, ограничено. Хотелось бы видеть целый комплекс, организованный по принципу ЦСИ «Гараж» в Москве. Либо вновь построенное специализированное выставочное помещение, в котором можно будет не только показывать работы художников, но и вести широкую просветительскую работу: проводить мероприятия для детей, музыкальные концерты, открытые дискуссии. Городу надо решить вопрос с помещением, а музеи будут помогать в вопросах организации деятельности».

Михаил Овчинников в свою очередь согласен с тем, что плодотворное развитие частной инициативы на почве современного искусства возможно в сотрудничестве и взаимодействии художественной среды, частных лиц, поддерживающих искусство, и государственных структур. «Музей современного искусства Эрарта для нашего основного инвестора — не просто вложение денег, но проект, который осуществляется при его живейшем участии. Очень хорошо, что в нашей стране появляются частные лица, которые понимают важную роль культуры и искусства в становлении общества и вносят свой вклад в их развитие, — полагает Овчинников. — Постепенно в ходе нашей работы мы выходим на сотрудничество с правительством Санкт-Петербурга, и это тоже очень важно для музея современного искусства, стремящегося в перспективе стать значимой частью культуры города и страны. И это не обязательно должны быть прямые денежные вливания — властные структуры могут оказывать репутационную поддержку и организационную помощь, способствовать налаживанию контактов. Бюджет многих европейских музеев лишь в небольшой степени, например, на 10%, формируется за счет поддержки города и государства, но они играют первостепенную роль в формировании корпуса спонсоров музея. Подобные партнерские взаимоотношения обеспечивают художественным институциям действительно серьезную поддержку».

Несмотря на относительно низкую активность российских предпринимателей в сфере поддержки современного искусства, в стране существуют частные музеи, открываются все новые и новые центры, постепенно вырабатываются формы эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Будем надеяться, что выставка «Современная живопись из собрания музея Эрарта» — лишь первая ласточка в этом движении.

Фото с открытия выставки «Современная живопись из собрания музея Эрарта» смотрите в Фотобанке



Comments are closed.

Так же в номере