Главная » Макроэкономика » Вопреки дефициту ликвидности

Вопреки дефициту ликвидности

Виктория АНТОНОВА

 

Лизинг техники и оборудования в Сибирском регионе демонстрирует поразительные темпы роста. По оценкам экспертов, во многом это следствие строительного бума в округе. Специалисты прогнозируют, что бешеные темпы прироста лизинга техники и оборудования сохранятся в ближайшие два года. Однако уже сегодня лизинговые компании вынуждены реагировать на дефицит ликвидности повышением ставок и ужесточением отбора клиентов.

То, что лизинг техники и оборудования в регионе демонстрирует впечатляющие темпы роста, во многом связано с развитием строительства, в том числе и дорожного

Эксперты отмечают, что портфель по лизингу оборудования и техники у компаний, которые работают в Сибири, растет быстрее, чем по другим лизинговым сделкам. «С увеличением общих объемов строительного рынка в последние годы значительно возросло количество лизинговых сделок, направленных на обеспечение стройиндустрии оборудованием для производства стройматериалов, башенными и автомобильными кранами, бетоносмесительными установками, подъемно-транспортными машинами», — рассказывает руководитель компании ООО «Первый лизинговый брокер» Алексей Цирельников. Генеральный директор «Сибирской Лизинговой Компании» Дмитрий Малахов также считает, что причиной растущего спроса на строительное оборудование и спецтехнику является строительный бум. При этом собеседник «КС» отмечает большой спрос также на дорожно-строительную технику и оборудование. Директор компании «Механика роста» (Красноярск) Александр Кузминов добавляет к списку наиболее востребованных предметов лизинга лесозаготовительную технику, технику для добычи полезных ископаемых, а также грузовые автомобили для служб коммунального хозяйства, энергетических компаний и т. д.

В результате дорожно-строительная техника в большинстве лизинговых компаний сегодня занимает большую часть портфеля. К примеру, в Сибирском филиале ЗАО «РГ Лизинг« 69% профинансированных сделок — это приобретение в лизинг дорожно-строительной техники, спецтехники и автомобилей. 27% объема лизинговых сделок компании приходится на металлообрабатывающее и промышленное оборудование. В Новосибирском филиале »НОМОС-лизинг« доля строительного оборудования и спецтехники по сравнению с прошлым годом возросла с 11% до 30%.

Меняются и предпочтения клиентов относительно того, какую технику брать в лизинг. К примеру, директор филиала «Райффайзен-лизинг» в Новосибирске Андрей Коптелин отмечает, что клиенты все чаще берут в лизинг новую, более технологичную и качественную технику импортного производства, соответственно, более высокой стоимости. Хотя пару лет назад подержанное оборудование было более востребованным — предпочтения клиентов определялись более низкой ценой приобретаемого имущества.

Алексей Цирельников также называет конкретные марки, которые наиболее популярны среди клиентов — Caterpillar, Kоmatsu, МАЗ, «Урал«, КамАЗ, Liebherr.

А директор новосибирского филиала «НОМОС-лизинг» Сергей Гусак констатирует, что в этом году особым спросом среди клиентов стали пользоваться башенные краны китайского производства. Высоким спросом пользуются погрузчики из той же страны.

«Преимущество в части страны происхождения предмета лизинга отдается иностранным производителям. Причем, как правило, контракт на поставку заключается с российским поставщиком, — подтверждает директор «РГ Лизинг» Дмитрий Сологуб. Однако господин Сологуб утверждает, что отечественные производители коммерческого транспорта, спецтехники и оборудования также «держат высокий рейтинг«.

Большинство участников рынка также отмечают постоянный рост средней суммы сделки. Если в прошлом году »Райффайзен-лизинг« финансировал сделки средней суммой 450 тыс. евро, то в этом году сумма возросла до 600 тыс. евро. В новосибирском филиале «НОМОС-лизинг» также отмечают рост средней суммы сделки почти в два раза (в прошлом году -2,5 млн руб., в нынешнем — порядка четырех млн руб.).

Совсем новая тенденция на рынке лизинга возникла в связи с дефицитом ликвидности. Опрошенные «КС» участники рынка признают, что в связи с дефицитом ликвидности в банковском секторе условия и ставки по лизингу в большинстве компаний несколько изменились. «Но они изменились незначительно, на несколько пунктов, — говорит директор Сибирского лизингового центра Алексей Спиридонов. — Это произошло в связи с нехваткой «длинных« денег».

«Немного изменилась стоимость денег. Это отразится на себестоимости, ценах или марже, — полагает Александр Кузминов. — Возможно, кто-то введет более жесткую финансовую дисциплину».

Об увеличении стоимости ресурсов говорят и другие участники рынка. «Ситуация с ликвидностью российских банков естественным образом повлияла на стоимость привлекаемого финансирования — незначительно подросли процентные ставки банковского кредита, — подтверждает Дмитрий Сологуб. — В остальном условия работы и требования компании к потенциальным лизингополучателям остались неизменными». По словам Сергея Гусака, ставки по лизинговым сделкам в их компании не увеличились. «Никакой информации, что это произойдет в ближайшем будущем, к нам не поступало», — говорит господин Гусак.

Некоторые лизинговые компании, для того чтобы избежать влияния дефицита ликвидности на собственный бизнес, расширили список банков, с которыми они работают. «Если раньше нас финансировали в основном региональные банки, то сейчас мы начинаем сотрудничать с федеральными игроками. На данный момент мы ведем переговоры с рядом крупнейших банков России и надеемся, что к декабрю привлечем дополнительные источники финансирования», — рассказывает Алексей Спиридонов.

Большинство опрошенных «КС» участников рынка пребывают в полной уверенности, что кризис ликвидности не отразится на рынке лизинга серьезным образом, и ставки по финансированию вернутся к «докризисному» периоду. Однако эксперты затрудняются сказать, когда это случится.

Дефицит ликвидности привел к появлению и другой тенденции. Юрлица, которые не смогли взять обычный банковский кредит, решили воспользоваться финансовой арендой. «Поток обращений клиентов резко увеличился в связи с тем, что многие банки приостановили долгосрочное кредитование юридических лиц. Поэтому в данной ситуации универсальные лизинговые компании имеют большое преимущество, в отличие от прибанковских структур, ввиду своей возможности получать финансирование под ту или иную сделку не в одном банке, а опираться в своей работе на кредитные ресурсы нескольких банков», — объясняет Дмитрий Малахов.

Эксперты и участники рынка считают, что сегмент лизинга техники и оборудования, как и весь рынок лизинговых услуг, имеет хорошую тенденцию к росту. Дмитрий Сологуб объясняет это тем, что доступность и значительные выгоды финансовой аренды наряду с темпами роста «нового» бизнеса делают лизинг конкурентоспособным, привлекательным для потребителя продуктом. «Тем более что сегодня для обеспечения предприятиями лидирующих позиций на рынке необходимы новейшие, передовые технологии, развитие которых невозможно без инвестиций в основные средства, затрат на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мощностей», — подчеркивает эксперт.

По мнению Дмитрия Малахова, в ближайшие годы должен сохраниться устойчивый спрос на спецтехнику, особенно в дорожной отрасли в связи с ростом федерального финансирования. «С вводом новых торговых объектов в очередной раз возрастет спрос на торговое оборудование«, — предполагает эксперт. — Лизинг в строительстве, по причине того же кризиса ипотеки и, соответственно, недостатка ликвидности, станет единственным вариантом замены устаревшей техники, эксплуатацию которой государство будет просто запрещать».

Большинство опрошенных «КС» экспертов полагают, что лизинг техники и оборудования, по крайней мере, в ближайшие два года, будет расти теми же темпами. «Если в этом году у нас был рост объемов более чем в 100%, то и в следующие годы мы ждем того же», — прогнозирует Алексей Спиридонов.



Comments are closed.

Так же в номере