Главная » Недвижимость » Мост дорого обойдется

Мост дорого обойдется

Дирекция строительства омского метромоста через реку Иртыш столкнулась с серьезными трудностями. Они связаны с расселением жилых домов, попавших в зону сноса, и с компенсацией стоимости частной собственности, расположенной на подъездных путях к «мосту тысячелетия».

Жители частных домов, попавших в зону сноса, спешат воспользоваться ситуацией. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Строительству метромоста омские власти уделяют большое значение, поскольку запуск метро поможет решить транспортную проблему Левобережья. На сегодня готовность объекта оценивается специалистами ОАО «Омскстроймост» — генподрядчиком основного строительства — в 80%. Для полного окончания строительства необходимо освоить еще порядка 2 млрд рублей. Большую часть расходов на реализацию проекта взяла на себя область, федеральный бюджет участвует в выделении одной пятой необходимых средств.

Ориентировочный срок сдачи метромоста — сентябрь 2005 года. Однако пока не ясно, уложатся ли строители в эти сроки, поскольку сейчас главная сложность — не в недостатке финансирования, а в том, что на территории, прилегающей к метромосту, расположены дома, которые необходимо снести. Без этого организовать подъездные пути к мосту будет невозможно.

Территория, занятая старыми домами, расположена в центральной части Омска и в несколько раз превышает площадь самого метромоста. На ней расположен жилой частный сектор и недвижимость, принадлежащая ряду предпринимательских структур. Попытка «с ходу» решить вопрос расселения жильцов частных домов не увенчалась успехом: к предстоящему сносу омичи подготовились основательно. По данным городских властей, начиная с 1999 года, когда строительство метромоста активизировалось, количество жильцов, прописанных в домах, расположенных на «сносимой» территории, увеличилось в несколько раз.

«Вникнув в суть проблемы, мы были поражены правовой грамотностью людей, — комментирует возникшую ситуацию заместитель по производству начальника дирекции строительства метромоста Михаил Мельников. — В ход пошли всевозможные житейские хитрости: фиктивные разводы, дарение долей собственности, прописка близких и дальних родственников. В итоге для расселения 37 домов нам по самым скромным подсчетам необходимо более 170 благоустроенных квартир». Судья Кировского районного суда Омска Александр Быков, обслуживающий территорию, прилегающую к метромосту, отметил, что показатели разводов на его территории превышают общегородские в пять раз. Сегодня дирекция изучает правомерность претензий той или иной семьи на улучшение своих жилищных условий за счет государства. Уже выявлен ряд жильцов, претензии которых на три-четыре квартиры вместо одной-двух могут быть оспорены в суде. Около десятка исков находятся в процессе рассмотрения. Собственники жилья, для многих из которых возможность получить «лишнюю» квартиру — неплохой шанс поправить свое финансовое положение, на мировую не идут. Судебные тяжбы по отдельным искам длятся почти год.

Впрочем, как отмечают представители дирекции строительства, не лучше обстоит дело и с юридическими лицами — владельцами недвижимости, расположенной в зоне сноса. Например, частный предприниматель Виктор Зворыгин приобрел складское помещение за 150 тыс. рублей, вложил средства в его косметический ремонт. После того как к нему обратились с просьбой продать здание под снос, он потребовал выплатить ему компенсацию — 10 млн рублей. Попытка решить спор в судебном порядке привела к тому, что стороны сошлись на сумме в 7,5 млн рублей. Еще один пример, который приводят представители дирекции: ООО «Печать-Информ» запросило за здание, которое было приобретено за 900 тыс. рублей, сумму в 16 млн рублей.

Есть проблемы и с имуществом федеральных ведомств, в частности, с гаражами, принадлежащими руководству военной прокуратуры. Военные также не идут на уступки. Пожалуй, отмечают представители дирекции, проще всего обстоят дела с муниципальным имуществом — рыночная стоимость объектов оценивается экспертами и вносится в общий бюджет строительства в качестве доли города в строительстве моста.

Естественно, проблемы с расселением ведут к значительному удорожанию проекта. И все же, как утверждают в дирекции, несмотря на возникшие сложности, срок пуска первой очереди будет выдержан. Как отмечают представители дирекции, «хорошо, что два года назад был выпущен губернаторский указ N 171 «Об утверждении границ транспортного комплекса «Мост тысячелетия» — зоны особого градостроительного регулирования». С тех пор были прекращены любые сделки с собственностью, расположенной в зоне будущих транспортных развязок».

«Если бы не этот правовой акт, мы бы потратили на расселение омичей и на выплату компенсаций собственникам недвижимого имущества не одну сотню миллионов рублей», — считает Михаил Мельников. Но все же дирекции до запуска моста в эксплуатацию предстоит еще решить массу вопросов, имеющих к строительству весьма отдаленное отношение.

Александр ТРАВКИН, Омск


Comments are closed.

Так же в номере